Открывая конференцию, президент ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник констатировал неутешительную статистику. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 84% с 361 989 единиц до 58 956. Украина сползает в кризисный период начала 90-Х.
«Это и есть дно? Мы уже прошли нижнюю точку спада?» - спрашивал аудиторию Михаил Резник.
В свою очередь американский аналитик Грем Мекстон обрисовал картину произошедшего кризиса. По его мнению, кризис был целиком ожидаемым, так как подобные явления уже были в мировой экономике. В качестве примера Мекстон приводит график спада времен «Великой депрессии» 1929 года. Ему предшествовал рост на протяжении 10 лет. Следующие циклы кризиса также были вполне прогнозируемыми. Для экспертов не стал неожиданностью и нынешний спад, но из-за не совсем своевременных действий американской администрации, нынешний кризис просто «консервировали» во времени, хотя этот «пузырь» должен был лопнуть еще раньше.
Среди фундаментальных причин нынешнего кризиса Мекстон видит непомерное потребление товаров в США.
«Американцы жили не посредствам. Если в 70-е годы они еще откладывали до 10% своего дохода, то в 2000-х годах уже полностью жили в долг. Мои знакомые покупали в кредит дома, 4 машины, 8 пар джинсов в год. А американская экономика – это 25% мировой, вот такое потребление и вызывало рост во всем мире. В один момент все прекратилось и начался спад.
Американцы набрали в кредит столько, что даже если они все продадут, то не рассчитаются с долгами. А еще идет постоянный рост безработицы. Потеряв работу, американец перестает платить кредиты и далее следует цепная реакция.
Нынешний “пузырь» должен был лопнуть еще после 2000 года, но он рос еще 6 лет и стал самым большим за всю историю экономики.» - резюмирует Грэм Мекстон.
Автомобильный рынок тоже стал частью этого «пузыря». Автомобилей потребляли намного больше и рынок рос. Но уже сейчас произошел спад на 23%. По мнению Мекстона, мировой рынок сможет вернуться к показателям 2007 года только к 2020 году.
Кроме того, автопроизводители слишком увлеклись ростом и выпускали 1500 различных моделей (в 80-х годах лишь 1000), стали заниматься непрофильными бизнесами, кредитованием и т.п.
Что же нужно делать? Грэм Мекстон считает, что Украине нужно ответить на вопрос: «Какую автопромышленность вы хотите создать у себя?». Либо это категория ключевых стран, обладающих всеми современными технологиями в автостроении (Германия, США, Япония, Южная Корея, Италия, Франция), либо категория переферийных стран, где просто есть автосборочные заводы (Испания, Португалия, Бразилия и т.п.). Есть есть уникальные страны, где хотят иметь свой автомобиль и создают его самостоятельно (Китай, Индия, Россия, Иран), но по мнению Мекстона – это не путь Украины.
Вы должны сконцентрироваться на одном брэнде, а не выпускать много моделей. И вы должны найти свою нишу, например, как Таиланд выпускает пикапы. Если вы ее найдете, то должен быть протекционизм, поддержка от государства. Даже не смотря на то, что я экономист-рыночник и я против протекционизма, но это нужно делать. Если у вас не будет политики производства, то рано или поздно вы станете просто страной для дистрибуции авто. Чтобы идти вперед нужно принимать решение. - резюмировал Мекстон.
Вице-президент Chery Automotive Жоу Бирен обрисовал место его компании на китайском рынке.
Китай стал №1 в мире. С 2000 года продажи увеличились в 6 раз до 12 млн. авто в год. В 2009 году Chery выпустит 500 тыс. автомобилей и 50% их уйдет на экспорт. «Мы много инвестировали в производство, дизайн, разработку новых двигателей и моделей, инжениринг. И это сделало нас сильнее» - говорит вице-президент Chery.
Украина – очень важный рынок для Chery и Жоу Бирен подчеркнул, что его компания сейчас думает как еще больше развить сотрудничество с «УкрАвто» и ЗАЗ.
Выслушав иностранных гостей украинские автопроизводители стали искать пути выхода из кризиса.
Вице-президент «УкрАвто» Олег Папашев: За промышленностью стоят люди. В 2008 году на автопром так или иначе работало 85 тыс. человек. Сейчас в лучшем случае 36 тыс. В сравнении с прошлым годом в 5 раз сократилась доля автопрома в ВВП, а это и отчисления в бюджет и т.п.
Да, мы уже в ВТО. У нас равные условия для всех участников. Но теперь нужно делать, чтобы и наше производство было в равных условиях с иностранными компаниями.
Нужно немедленно делать Украину инвестиционно-привлекательной.
Президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук:
Никто не ожидал, что будет такой кризис, что будет падение производства до 90%. Но у нас есть четкий план и хочется надеяться, что нам удастся пройти сквозь эти трудности.
Мы проинвестировали в производства более $450 млн. Сейчас для выживания нам необходима государственная политика поддержки автопрома, как в свое время была программа НЭП. Украине нужно еще многое сделать, чтобы стать равноправным производителем автомобилей, создавать не только производства авто, но и комплектующих. Ведь сейчас у нас ни одной вертикально интегрированной компании.
А отвечая на вопрос, к какой группе стран отнести Украину, хочется, чтобы она попала в категорию влиятельных государств, с собственным автопромом.
Президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко:
Выход из кризиса я вижу в поддержке государства. Должны появиться муниципальные транспортные компании, закупающие украинскую технику.
Кроме того, пора уделять внимание и подготовке кадров. Сегодня уже нет специалистов для работы в автопроме. А средний возраст квалифицированных токарей, фрезеровщиков – 50 лет. На подготовку новых специалистов уйдут годы и мы должны уже сейчас заниматься подготовкой кадров.
Глава правления ЗАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко
Автопроизводству в Украине – быть.
А что нужно сделать? Я бы в первую очередь вернул на рынок потребкредитование с учетом нынешних реалий. Кроме того, нужна четкая программа поддержки автопрома. Для того, чтобы быть конкурентоспособной, Украине нужны производители современных комплектующих. А чтобы они появились нужно менять инвестиционные условия.
Глава наблюдательного совета ЗАО «Еврокар» Олег Боярин
Я надеюсь, что украинский автопром имеет шанс сохраниться. Но без реальной поддержки от государства мы ничего не сможем сделать. Ни одна экономика не сможет выжить без восстановления производства.
В противном случае мы будем кормить иностранных рабочих. Нужно сделать условия для инвестирования, хотя бы не хуже, чем в Польше, Венгрии, Словакии. Что же касается «Еврокара», то не смотря на кризис мы в 2009 году инвестируем 120 млн. в производство. Но выжить без государственной поддержки автопром не сможет.
Глава парламентского комитета Наталья Королевская:
Нужно, чтобы украинский автопром занимал хотя бы 70-80% внутреннего рынка, чтобы он приносил 10% ВВП. Да, автопром имеет в Парламенте лоббистскую группу, есть понимание и в Правительстве. Но без государственного протекционизам автопром не выживет. Нужна четкая и понятная Программа развития автопрома.
Сегодня при ограниченном ресурсе, мы должны закупать автомобили за государственные деньги только у внутренних производителей и эффективно тратить свои средства. Нужны стимулы для развития производства. Давайте создадим налоговые каникулы, давайте дадим им возможность реинвестировать прибыль. Понятно, что и потребкредитование – это аксиома для украинского автопрома.
Сейчас нарабатываются законопроекты, которые проходят согласование в комитетах и ведомствах. В них содержатся реальная поддержка этой важной отрасли.
Почетный президент «УкрАвто» Тариэл Васадзе
Начиная с 2005 года мы не получали импульсов для развития индустрии, наоборот, автопром получил целый ряд шоковых моментов.
В 2005 году были досрочно отменены льготы в рамках закона «О стимулировании…».
В 2008 году мы вступаем в ВТО в середине бюджетного года и автопром не получил никакого переходного периода. Такие государства как Турция, Китай имели переходные периоды длительностью в годы. Мы же открыли границы сразу. Я считаю, что это была экономическая диверсия.
В сентябре 2008 года – мировой кризис. Как следствие – девальвация гривны и полностью убит потребитель. Исчезло полностью кредитование.
В результате, доля автопрома снизилась с 3,6% ВВП до 0,75% ВВП. Из 85 тыс. работающих в отрасли сейчас осталось 36 тыс. человек и те сейчас под угрозой.
Страна имеет право защищать свой рынок, когда у нее отрицательный платежный балланс. Мы собрались и обратились к Президенту, изложили свои аргументы. Он вроде бы нас понял и обещал помочь. Верховная Рада принимает закон, а Президент его ветирует.
Преодолели вето Президента, но тут вмешался Конституционный Суд. В результате надбавка 13% к пошлине на импортные автомобили просуществовала всего 6 месяцев. Эффект не успел проявиться.
Теперь посмотрим как действовали в других странах. Более $1 трлн. было направлено на помощь автомобильному сектору. Они даже не стесняются нарушать нормы ВТО. В США прямо записали, закупать только автомобили американского производства.
В Европе формально нет никаких нарушений, была поддержка потребителям. Но ведь в ЕС 90% автомобилей и производятся на территории Евросоюза. Это же только их производство.
В Украине применять аналогичную программу не целесообразно. Во-первых, у нас 85% автомобилей на рынке – импортные и почти все средства уйдут за рубеж. Во-вторых, бюджет просто не потянет сейчас такую программу.
Нужен другой подход.
А теперь давайте посмотрим на кредиты. В Украине можно взять кредит под 30%. В Европе – под 2-3-4%. Сравните цифры 30% и 4%. Есть разница?
Поэтому мы будем настаивать, чтобы принимались законы.
Мы будем просить, чтобы большие кредиты были реструктуризированы.
Мы будем добиваться, чтобы оборудование не облагалось такими высокими налогами. И тогда, мы будем развивать производство.
Инф. AUTO-Consulting
|