Предложенная система оценки шин довольно условна, и может иметь лишь ограниченное применение для принятия решений о покупке шин. Испытания, проведенные редакционными командами автомобильных журналов, которые, как и раньше являются источником наиболее достоверной информации для потребителей, доказывают несовершенство такой системы оценки.
Обязательная маркировка была введено для того, чтобы облегчить автомобилистам процесс определения характеристик шины. Законодательной основой такого маркировки является Регламент ЕС 1222/2009 от 25 сентября 2009 года. Небольшой документ призван информировать о трех важных характеристиках шин – сопротивлении качению, сцеплении на мокрой поверхности и внешней шумности – в наглядной форме.
Ведущий европейский производитель шин Continental приветствовал этот шаг к увеличению прозрачности, – так же, как и ряд автомобильных клубов и ассоциаций потребителей. Тем не менее, по мнению экспертов области, выбор момента для введения этикеток ЕС – как раз во время смены летних шин на зимние – был несколько неудачным. Ведь каждый, кто хоть немного разбираясь в шинах, обращался к этикетке ЕС с целью получения информации о производительности шины в зимних условиях, был разочарован: она ничего не сообщает ни о сцеплении шины на снегу, ни о тормозных свойствах на льду.
Итак, неудивительно, что водители фактически не считают новый «лейбл» полезным источником информации. Хотя, эта ситуация должна улучшиться, когда они начнут подбирать летние шины весной 2013 года, ведь тогда такие показатели, как сопротивление качению и сцепление на мокрой поверхности будут весьма полезными.
О чем же именно сообщает этикетка ЕС для шин?
Низкое сопротивление качению означает снижение потребления топлива и выбросов CO2 – шины получают по этому критерию рейтинговую оценку от А до G. Сцепление на мокром покрытии имеет решающее значение для безопасного вождения во время или после осадков при плюсовой температуре, и в данном случае оцениваются за шкалой от А до F. Класс D не используется ни в одном из вышеуказанных критериев. Для каждой из этих двух характеристик значение А – наилучшее, а G или F – худшее.
Рейтинговая оценка шумности, указанная на этикетке, обозначает создаваемый проезжающим автомобилем внешний шум, который ранжируется по трем классам в виде одной, двух или трех звуковых волн (больше волн – громче). Кстати, потребители должны знать, что количество звуковых волн, изображенных на маркировке, не имеет никакого отношения к уровню шума в салоне автомобиля. Эта характеристика введена как мера защиты от стресса животных и птиц, которые живут в лесопосадках неподалеку от трасс. Продажа шин, отмеченных тремя звуковыми волнами, будет запрещена с июня 2016 года.
Разница между двумя классами сопротивления качению проявляется в разности расхода топлива объемом около 0,1 литра на 100 километров. Другими словами, покупая шины высшего класса А, клиент может рассчитывать на экономию 0,66 литра топлива на 100 км в сравнении с водителем, который использует шины низшего класса G. Допуская, что на одном баке будет преодолено 600 км, получим экономию почти 4 литров на одной заправке. В зависимости от вида топлива и текущих цен это может соответствовать около 50 грн. На первый взгляд, такие показатели достаточны для построения категоричных заключений, но на деле – весьма относительны. Дело в том, что другие факторы, такие как давление воздуха в шине – могут определять еще большую разность в расходе топлива.
Как известно Continental из многочисленных опросов, большинство водителей не соблюдает необходимый уровень давления в шинах. Если бы они подкачивали шины своих авто до необходимого уровня каждые две недели, то экономия могла бы быть намного большей. Эксперты подсчитали, что если бы все водители Германии поддерживали в своих шинах правильное давление, то каждый год было бы сэкономлено несколько миллионов литров топлива. А сэкономить еще больше они могли бы, изменив свой стиль вождения автомобиля.
В результате, специалисты – а среди них Nikolai Setzer, член Совета исполнительных директоров Continental AG от подразделения Шины – ожидают, что показатель сцепления с мокрой дорогой в конечном счете будет выступать для большинства водителей наиболее значимой из имеющихся трех категорий. В конце концов, разность тормозного пути шин класса А и класса F (класса G в этой категории нет) составляет целых 18 метров – а это суммарная длина как минимум четырех легковых автомобилей. Таким образом, в то время, когда автомобиль с шинами класса А уже остановится, авто на шинах класса F продолжит двигаться на скорости почти 50 км / ч., даже если оба ТС начали торможение с довольно умеренных 80 км / ч. Отсюда ясно, почему все производители шин стремятся довести свою продукцию как минимум до класса C в категории сцепления на влажном покрытии.
Следует также указать, что, хотя этикетка ЕС и содержит информацию по трем важным характеристикам шин, однако не включает в себя много других критериев равнозначной, если не большей, важности. Например: управляемость (важный фактор при объезде препятствий), стойкость к аквапланированию и тормозной путь на сухой дороге – достаточно важные характеристики с точки зрения безопасности. Кроме того, этикетка ЕС не предоставляет никакой информации относительно потенциального пробега шины – аспекта, в котором потребители в последнее время становятся все более заинтересованными.
Разработчики шин постоянно сталкиваются с противоречивыми целями, т.е. ситуацией, когда улучшение одной характеристики требует ухудшения другой. Это касается, например, сцепления с мокрой дорогой и сопротивления качению, да и многих других критериев. Таким образом, шина, которая имеет высочайший класс А по обеим вышеупомянутым категориям, может и не быть оптимальным выбором, учитывая нужды конкретного водителя.
Учитывая изложенное, компанией Continental принято решение представить новую шину класса А/А лишь при достижении стопроцентной уверенности в том, что будет предложен по-настоящему сбалансированный продукт с выдающейся производительностью во всех важных областях, а не только в тех двух, что указанные на этикетке.
Эксперты встревожены не только ограниченной полезностью тех характеристик, которые отмечаются на этикетке ЕС, а и тем, что ответственными за классификацию шин являются их непосредственные производители. Правда, при классификации шин производители должны придерживаться четких спецификаций и действовать в рамках, четко определенных ЕС. Но до сих пор не понятно, каким образом и кем именно производители должны быть наказаны в случае, если они не придерживаются этих спецификаций – и это вызывает критику. Некоторые производители шин уже были вынуждены корректировать значения на этикетках под давлением со стороны СМИ – демонстрируя, что злоупотребления никоим образом не могут быть исключены в таком «скользком» вопросе.
Таким образом, при выборе новых шин потребители не должны опираться в своем решении лишь на этикетку ЕС. Новая маркировка не является заменой тех испытаний по многим критериям, которые проводятся ведущими автомобильными журналами, автоклубами и организациями по защите прав потребителей. Они публикуются на регулярной основе накануне перехода с летних шин на зимние, и наоборот. Вдобавок, они включают до 16 критериев, – а не только три имеющиеся на этикетке ЕС. Потребители на самом деле ценят такие тесты, как это показало исследование, проведенное Сontinental в 2012 году – среди более чем 1000 членов интернет-сообщества Мотор-Talk.de. 93,5 % респондентов заявили, что тесты, опубликованные в прессе, как и раньше остаются для них наиболее важным источником информации о шинах.
Полезной может быть также информация о том, какие именно продукты используются автопроизводителями в качестве оригинального оборудования транспортных средств – ведь они применяют только такие шины, которые соответствуют высочайшим стандартам качества и прошли через жесткий процесс подбора и утверждения. И наконец: рекомендации дилеров и специальная литература от производителей могут также предоставить потребителям полезную информацию относительно подбора оптимальных шин для конкретных нужд.
Для более подробной информации об Этикетке ЕС для шин посетите www.сontinental.ua
|