Корреспондент AUTO-Consulting: Что дает Концепция автопрому и зачем правительству понадобилось принимать Концепцию именно сейчас, ведь разговоры о некой программе развития отрасли ведутся уже несколько лет?
Михаил Резник: Действительно, программа развития легкового автомобилестроения уже давно стала притчей во языцах. Хочу напомнить, что история формирования Концепции уходит своими корнями в 2010 год. "Укравтопром" принимал активное участие в ее разработке, и тогда мы рассчитывали, что реализация положений этого программного документа начнется не позже 2012 года, и за восемь лет мы кардинально изменим ситуацию не только в производстве, но и на рынке.
В 2011 году на нашей международной конференции в Киеве этот документ был презентован общественности. Однако после общественных слушаний он долгое время продолжал оставаться в недрах Министерства экономики. Ассоциация автопроизводителей Украины все это время вела активную работу касательно придания официального статуса Программе.
Украинский автопром искал пути выхода из кризиса
К сожалению, Программа образца 2011 года уже немного опоздала и необходимо разрабатывать новую. Сделать это можно на основе Концепции, которая задает стратегические направления.
Поэтому автопроизводители приветствуют решение правительства, сделанное 15 января, о принятии Концепции Государственной целевой экономической программы развития легкового автомобилестроения Украины на период до 2020 года, которое, по сути, является первым шагом на пути практической реализации достижений нашего диалога. Автопроизводителей услышали в Кабинете Министров. Но нужно понимать, что принятие Концепции - это лишь первый шаг к разработке самой Программы. Она только определяет сценарий реализации такой Программы и является ее юридическим фундаментом.
Поэтому прямого влияния на производственные планы этот документ вряд ли окажет. Но однозначно обратит внимание потенциальных инвесторов в сторону нашей отрасли.
АС: А нас колько реальны цифры, которые заложены в Концепции? Например, СМИ активно обсуждают стоимость создания украинского автомобиля. Согласно принятой Концепции, только со стороны государства потребуются вложения на 35 млрд. грн. Нужны ли государству такие затраты и как они окупятся?
МР: Совершенно очевидно, что такие затраты государству не нужны. Я скажу больше, разработка и поставка на конвейер одной модели стоит намного дороже озвученной цифры. Ведь произвести автомобиль мало, его нужно вывести на рынок, его нужно продвигать на внешние рынки и это колоссальные затраты. Люди, близкие к теме автопроизводства, отлично понимают, что создание с нуля новой модели легкового автомобиля в современных условиях глобализации торговли без участия стратегического партнера нецелесообразно и малореально. Достаточно вспомнить пример по созданию гибридного автомобиля в соседнем с нами государстве. Даже наличие миллиардов у инициатора проекта это пока не удалось реализовать.
К сожалению, в обсуждениях принятой Концепции все чаще появляются факты умышленного перекручивания ее содержания и смысла. В частности это касается тезиса о 35 млрд. грн. на разработку собственной модели, выдернутого из контекста определения оптимального варианта решения проблемы.
Дело в том, что методика разработки гос. концепций предполагает демонстрацию нескольких вариантов решения определенной проблемы и выбора оптимального варианта.
Концепция программы развития легкового автомобилестроения демонстрирует три варианта решения проблемы, из которых один (на мой взгляд - третий вариант) может быть оптимальным как для производителей, так и для власти. Т.е. это прямое указание разработчикам проекта Программы ориентироваться именно на третий вариант. А этот вариант не предполагает выделения 35 млрд. бюджетных гривен на создание новой украинской модели легкового автомобиля.
АС: А почему третий вариант – оптимальный?
МР: Он наименее затратный для государства и может быть успешно реализован. Он предполагает объединение усилий исполнительной власти и бизнеса в деле создания благоприятных конкурентных условий для привлечения мировых автопроизводителей с целью локализации производства их продукции в Украине. Другими словами, никто не собирается изобретать велосипед. Цель другая - повысить конкурентоспособность Украины в области привлечения индустриальных инвестиций.
Финансирование этого варианта планируется осуществлять за счет привлечения инвестиций, собственных средств предприятий отрасли и других источников.
Что касается бюджетного финансирования, его предполагается направлять только на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и приведения нормативно-правовых актов в сфере технического регулирования автомобилестроительной отрасли в соответствие с требованиями международных и европейских стандартов. В свою очередь, расходы бюджета будут компенсироваться за счет увеличения налоговых поступлений от предприятий отрасли, которые благодаря реализации программных положений смогут увеличить объемы производства и занятости. Такой вариант будет выгоден всем: и автопроизводителям, и властям, и городам, где будут такие производства.
АК: А с помощью чего удастся добиться роста рынка? Ведь сегодня он демонстрирует отрицательную динамику...
МР: Например, с помощью программы льготного кредитования, бонусов за утилизацию и т.. Государство должно стимулировать приобретать автомобили, изготовленные в Украине. Это и станет залогом восстановления производства.
Сегодня никто не станет спорить, что посткризисный украинский авторынок переживает рецессию, которая, как один из негативных факторов, влияет и на внутреннее производство. Но системный кризис можно решить только системными мерами, которые имеют четко выраженную последовательность и сроки применения. Имея программу развития, не только производители но, и импортеры, и продавцы будут иметь четкие ориентиры, которые помогут им правильно планировать и вести свой бизнес.
Бессистемные инициативы приводят только к временным эффектам, при этом увеличивают степень нестабильности и непрогнозируемости развития рынка, что болезненно сказывается на работе всех, кто к нему причастен.
Не успели в прошлом году сделать первый шаг по защите внутреннего производителя, как уже начали раздаваться призывы все отменить. В таких условиях невозможно строить долгосрочные планы, а автомобилестроение – не может ориентироваться на краткосрочный период. Существует технологический процесс разработки, тестирования и запуска производства автомобиля.
Поэтому Программа развития автопрома - это не реанимационная мера для заводов, как спец. пошлина, это долгосрочная, понятная и предсказуемая политика государства, направленная на создание благоприятных конкурентных условий для привлечения стратегических индустриальных инвесторов, на локализацию и развитие в Украине производства продукции глобальных автопроизводителей, на развитие внутреннего рынка и увеличения экспортного потенциала страны.
АК: Но в тексте Концепции не видно какие меры по стимулированию автолюбителей будут применены, так же как и не видно обязательств автопроизводителей за получаемую поддержку. Возможно это будет прописано в Программе. В таком случае когда на Ваш взгляд ее актуальный проект можно будет увидеть?
МР: Действительно, что касается конкретизации мер, ответственности, расчета объемов и источников финансирования, то это является, согласно Закона о государственных целевых программах, предметом проекта государственной целевой программы, но не концепции. Будем надеяться, что разработка и согласование проекта программы не займет больше шести месяцев. По крайней мере, Ассоциация будет делать все возможное, чтобы этот процесс не затягивался.
|