Французская текила оказалась настолько забористой, что прохожие не только глазели на тестовый Citroen C4 Cactus, но даже подходили поинтересоваться. Не гибрид ли, что за диковинка? Так вот ты какой Cactus – а то видели только на бигбордах. А знакомые – так те вообще: звонили, спрашивали куда подъехать, чтобы увидеть живьем и хотя бы посидеть в салоне. Да что там прохожие. Cactus покорил многих избалованных автомобильных экспертов. За то время, пока автомобиль добирался до Украины он успел получить звание World Car Design of the Year 2015 и заслужить еще более 30 всевозможных наград и титулов.
Но корреспондент AUTO-Consulting решил не поддаваться всеобщему ажиотажу и обаянию Cactus (хотя лишний раз похвастаться-покрасоваться случая не упускал), а прояснить ситуацию с этим коварным «напитком».
Ничего лишнего
Лозунг «Ничего лишнего» смутил с самого начала. Но ведь и в знаменитом «Гадком Утенке» Citroen 2CV не было ничего лишнего. Что не помешало ему стать символом Парижа и культовым авто. Но сейчас другое время. И наш тестовый Citroen C4 Cactus стоит не $650, как «Утенок», а примерно $20 тысяч (446 тыс. грн на момент теста). С 1,2-литровым 3-цилиндровым 82-сильным бензиновым мотором и 5-ст роботизированной КПП. У 2 CV цилиндров в моторе было 2. Но о моторе мы еще поговорим.
Кстати, у 2CV на окнах тоже было какое-то подобие форточек. У Citroen C4 Cactus задние окна – это форточки. Там нет стеклоподъемников. Стекло открывается, образуя небольшую щель. Хорошо для безопасного проветривания салона, но не очень удобно. Зато, благодаря такой конструкции, в задней двери сделали дополнительную нишу для мелочи (помимо стандартного большого кармана), а на стекле и электромоторе сэкономили 11 кг веса на обоих задних дверях.
Сэкономили вес и за счет пластмассовой вставки в багажную дверь. И за счет алюминиевого капота. Ни то, ни другое не рихтуется, после случайного удара. Остается надеяться, что замена этих кузовных деталей целиком обойдется недорого.
Сэкономили, точнее - сочли, что это лишнее – на раздельных спинках заднего сиденья и на подлокотнике сзади. Спинка складывается, но целиком. И ручек над дверными проемами нет. Оригинальный водительский подлокотник – без ниши для мелочи. Когда он поднимается, переднее сиденье превращается в сплошной диван для троих. Но, кто у нас будет ездить спереди втроем? Хотя, честно – поднимается и опускается этот треугольник эффектно.
Лишними разработчики интерьера Cactus сочли и карманы в спинках передних сидений. И уж совсем не по-французски выглядит всего одно макияжное зеркало в водительском солнцезащитном козырьке (у пассажира зеркала нет). Да и то – без подсветки. Намек, что настоящие красавицы хороши и без макияжа?
В результате Citroen C4 Cactus примерно на 200 кг легче обычного Citroen C4. Из них 175 кг выиграли за счет использования и оптимизации «Platform 1». Поэтому, базовые версии Cactus весят меньше 1 тонны.А в итоге вся эта «диета» благотворно сказалась на расходе топлива.
Правильно упакован
Недавно промелькнула новость о том, что якобы, мировые производители больше не будут выпускать упаковку с пупырышками, которые многие так любят давить пальцами и хлопать. Citroen, судя по всему, не только не подержал эту тенденцию, но и предложил свое решение грамотной упаковки автомобиля. Airbump – специальные мягкие накладки на дверях, с упругими пупырышками. Они защищают Cactus от ударов дверьми соседних машин на парковке, тележек из супермаркета и неопознанных движущихся объектов, скорость которых не превышает 4 км/ч.
Причем, сделаны эти накладки так, что под них не затекает вода и крепятся они с секретом. И не оторвешь, и чтобы заменить, не надо снимать карту дверей. И, по-французски, - для красоты, мягкие накладки есть нескольких цветов.
Перед запуском в производство, накладки Airbump® прошли множество тестов на устойчивость к морозу, высоким температурам, воздействию яркого солнечного света, мойкам, шампуням и пр. Данные накладки – настоящий мировой эксклюзив от Citroen, защищенный 10-ю патентами на изобретения в сфере использованных материалов и производственных процессов.
По иронии судьбы, царапина на тестовом Cactus пришлась ниже защитных накладок. Да и зеркало на парковке обломать могут. В тестовом Cactus зеркала не складывались.
Помимо накладок, интерес у окружающих вызывают светодиодные фары – в прямом смысле смотрятся они ярко. Точнее, - все думают, что это фары. Но это ходовые огни, как у Picasso. Фары у Cactus чуть пониже.
Дорого выглядят рейлинги на крыше. Они покрыты таким же черным рояльным лаком, как и шеврон Citroen на капоте. Непрактично, конечно, для крепления грузов. Но красиво. То же можно сказать и черных лакированных легкосплавных дисках. Но красиво!
Cactus правильно упакован не только снаружи, но и внутри. Всех, кто попадает в салон Cactus впервые, ждет культурный шок. Более сильный, чем первая проба текила бум. В салоне Cactus удивительная смесь винтажа и футуризма. Дверные ручки выполнены в форме кожаных ремешков, черные лакированные дефлекторы, два прямоугольных дисплея. Один – приборная панель, другой – мультимедийная система с 7-дюймовым сенсорным дисплеем. Он устанавливается уже в базе.
Тисненый мягкий пластик на верхней части приборной панели. На дверях – жесткий. Удобно открывается вверх (а не упирается в колени, как обычно) крышка перчаточного ящика. А под ящиком еще и полочка для вещей поместилась.
Для того, чтобы сделать переднюю панель ровной и компактной, сохранив большие и удобные отсеки для мелочей, конструкторы Citroen установили подушку безопасности переднего пассажира на потолке автомобиля – это тоже ноу-хау. Она имеет увеличенный объем (120 л) и при срабатывании раскрывается в форме груши или запятой, перекрывая часть лобового стекла, зону сенсорного дисплея и переднюю панель перед пассажиром.
Отдельный разговор о трех кнопках роботизированной КПП и рычаге стояночного тормоза, которые тоже привлекают внимание в салоне Cactus.
Кроссовер говорите?
По поводу классовой принадлежности Cactus существуют разные мнения. Сами французы позиционируют его, как кроссовер В-класса. Длина - 4,16 м, ширина - 1,73 м, высота - 1,48 м. Но при этом производитель не разглашает величину дорожного просвета. И привод у Cactus – только передний. Ничего лишнего. Конкурировать ему придется с обновленным Nissan Juke и новыми Suzuki Vitara и Renault Captur.
Тест Renault Captur: Европейские ценности на украинских дорогах
Тест-драйв новой Suzuki Vitara: возвращение к истокам
В салоне кузова универсал – просторно. Колесная база Cactus – 2600 мм. Сзади поместятся трое, высокий пассажир (185 см) запросто удобно усядется за таким же водителем, и его колени не будут упираться в спинку драйверского кресла. Хоть спинка заднего сиденья не регулируется по наклону (а только складывается), сидеть сзади удобно. Багажник нормального размера – 348 л. Причем, с полноценной запаской. Но, багажник нельзя открыть из салона (ничего лишнего). Нет парктроников и камеры заднего вида. И за навигацию тоже придется доплатить.
С точки зрения кроссовера, спорной выглядит инновационная система стеклоочистителей Magic Wash. На капоте Cactus нет привычных форсунок. Трубочки для омывателя подведены прямо к щеткам стеклоочистителя («дворникам»). Такая система действительно хорошо очищает стекло. Но зимой вода в трубках может легко замерзнуть. Кроме того, новая система работает так эффективно, что в Citroen решили уменьшить объем бачка омывателя до 1,5 л. В условиях наших грязных дорог осенью может не хватить воды. Каждая проезжающая машина забрызгивает стекло.
AUTO-Consulting решил раскрыть «страшную тайну» Citroen и узнать клиренс кроссовера Cactus. Простым дедовским способом мы измерили рулеткой расстояние от земли до нижней юбки переднего бампера. 15 см! Это к сведению тех, кто любит парковаться на звук. Стандартная высота бровки – 17-19 см.
С другой стороны, у Cactus короткие свесы кузова. И за время теста AUTO-Consulting, мы нигде ни разу не чирканули «брюхом». Хотя и выезжали на так называемое бытовое пригородное бездорожье. К слову, подвеска у Cactus – в меру мягкая и жесткая. Достаточно комфортная, но при этом, в скоростных виражах автомобиль хорошо держит дорогу и почти не кренится. На передней оси установлены дисковые тормоза, а сзади - 8-дюймовые барабанные. Что может и не очень современно, но хорошо для наших паршивых дорог.
Обмануть робота
Рычаг роботизированной КПП выглядит внушительно. То есть те, кто ни разу не ездил на Cactus, поначалу думают, что это рычаг КПП. На самом деле, массивная рукоять – это ручник – стояночный тормоз. Этакий почти авиационный винтаж на фоне кнопок современных электронных тормозов в других авто.
Кстати, совсем не обязательно на стоянке постоянно ставить авто на ручной тормоз. Ведь у Cactus – робот в три кнопки. Достаточно заглушить мотор, когда горит кнопка D-драйв или R-задний ход, и машина никуда не покатится на стоянке.
С бензиновым двигателем PureTech e-VTi 82 и 5-ступенчатым роботом ETG (Efficient Tronic Gearbox), поначалу кажется, что Cactus больше тормозит, чем едет. Разгон происходит спокойно, а при каждом переключении передач, автомобиль, будто на мгновенье замирает. Все понятно – 3 цилиндра – ничего лишнего.
Но под рулем – лепестки понижения/повышения передач. Понизился и пошел на обгон. Уже веселее. И все-таки что-то не то. К езде на Cactus надо привыкнуть. Если хотите – научиться правильно ездить на роботе. На второй-третий день, чувство неудовлетворенности от езды взяло верх и AUTO-Consulting стал искать способ обмануть робот. Тем более, что обещанных 4,3 л/100 км мы все равно не получали. Наш минимум был – 7,1 л/100 км.
Оказалось, сделать это несложно. Если с самого начала, прямо со старта надавить на педаль газа до кик-дауна, Cactus станет другим авто. Опешивший от такой наглости и грубости робот, даже не будет сопротивляться. Он на 3-й бодро разгонит вас до 80 км/ч. И до 50-60 км/ч на второй передаче. Какие при этом обороты мотора – не понятно. Ведь тахометра нет – ничего лишнего. Но шум мотора слышен. При том, что шумоизоляция у Cactus хорошая.
Машинка просто летает. Оборотов руля от упора до упора – 3 и управляется, не смотря на электро усилитель руля, Cactus хорошо и понятно. Но сам руль регулируется только по высоте – ничего лишнего. Имея диаметр разворота 10,9 м (по контуру внешнего колеса), Cactus легко маневрирует и поворачивает даже на самых тесных улочках города.
В таком активном драйве (одно удовольствие!) средний расход бензина за время теста получился у нас 7,5 л/100 км. Не так много за бодрую езду. Не последнюю роль тут сыграла система старт/стоп. Работает она корректно и может за одну поездку по городу в общей сложности отключать мотор минут на 10. Но главное, что ты не нервничаешь в пробках, сожалея, что впустую сжигаешь зарплату в бензобаке.
По трассе Cactus уверенно идет 160 км/ч, но после 140 км/ч начинают свистеть рейлинги. А робот! Если в таком режиме побеспокоить его кик-дауном, он сбросит 5-ю, перейдет на 3-ю передачу и будет честно стараться обеспечить динамику разгона. По ощущениям, она у Cactus секунд 12 до сотни. По теххарактеристикам – 15 с.
Кактусоводы
Заядлые кактусоводы у нас обязательно появятся. Ведь Cactus – необычный автомобиль, который вызывает положительные эмоции. И, как настоящий кактус он неприхотлив.
Не смотря на всю необычность Cactus более 60% деталей и узлов платформы (ходовая часть, тормозные механизмы, двигатели, КПП, пр.) используются или могут быть использованы в других автомобилях Группы PSA. И это – хорошо. Значит, запчасти могут быть недорогие.
Немаловажно, что не смотря на всю необычность, это проверенная конструкция. Перед запуском в серийное производство Cactus прошел обширную тестовую программу: испытание морозом и жарой, скоростной ездой по трассе, поездками по разбитым дорогам, с общим пробегом более 2,5 млн. километров.
Отказ от всего лишнего по-французски – это вам не немецкая скупость. Тут многие опции заменяет французский шарм. Cactus, вряд ли станет новым символом Парижа (хотя, кто знает). Но то, что он выдергивает вас из обыденности, и при всей своей оригинальности, достаточно практичен – факт. Хотите быть в центре внимания – это автомобиль для вас. И он вас не разочарует. То «лишнее», чего нет в Citroen C4 Cactus – вещи далеко не первой необходимости.
Благодарим «Пежо Ситроен Украина» за помощь в организации тест-драйва
Где хранятся секреты неординарности Citroen за все 95 лет истории. Наш репортаж
|