Максим не мечтал с детства стать именно автомобильным дизайнером. В отличие от своих сверстников, он даже не увлекался автомобилями и не имел водительского удостоверения. Но рисовать автомобили любил. И не только автомобили. Он любил формы, линии, понимал, что такое пропорции. Поэтому, и поступил сначала в художественную школу, а затем - в КГИДПИИД им. Бойчука (Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна). Именно там один из преподавателей заметил в его эскизах дрели автомобильные формы и посоветовал отправить свои работы на конкурс российского журнала «Автопанорама». И его работу опубликовали! В газетных киосках этот журнал не продавали, и Максиму пришлось ехать на книжный рынок «Петровка», чтобы купить там журнал со своим рисунком. Потом в этом журнале было еще много его публикаций. Максим продолжал отсылать свои работы до тех пор, пока не выиграл главный приз – дорогую ручку Waterman. Он подарил ее своему преподавателю – тому самому, который разглядел в нем потенциал именно автомобильного дизайнера. Это был 2005-й год.
Как попасть на работу в автобизнес?
Максим Шкиндер: самое главное быть активным – побольше участвовать в разных конкурсах. Особенно – в международных. Чтобы тебя заметили, чтобы твое имя мелькало. И обязательно надо учиться, надо рисовать профессионально, претендовать на гранты и стипендии. У тех, кто отправляет в серьезные компании свои рисунки из тетрадки в клеточку, сегодня практически нет шансов стать дизайнером в Европе. Ведь точно так же свои работы постоянно отправляют и те, кто учился профессионально рисовать, знает как нужно оформлять портфолио. К примеру, в фирму Pininfarina ежедневно приходит 2-3 письма от талантливых ребят со всего мира. У листочка в клеточку просто нет шанса быть просмотренным.
Начиная с третьего курса, Максим по электронной почте стал отправлять свои работы сначала на международные конкурсы. А потом и в европейские школы дизайна. Денег на учебу за границей у него не было, и он хотел получить грант или стипендию.
Автомобильная пьеса в Турине. Наш репортаж
Максим Шкиндер: когда ты участвуешь в конкурсе, особенно - в международном, ты можешь объективно оценить уровень своих работ. Сравнить их с работами других участников со всего мира. И члены жюри видят, что ты систематически, методично стремишься к победе, совершенствуешься. Появляется некое уважение. Надо быть на виду. А сама победа – это просто приятный бонус в конце.
Некоторые международные конкурсы отмечали его работы. На некоторых Максим был в числе лауреатов. В конкурсе компании Tancher он получил приз за удачный дизайн туристического мобильного телефона. Потом был конкурс компании Wacom, где Максим выиграл свой первый планшет, который впоследствии помог ему усилить свои качества дизайнера.
Максим Шкиндер: тем, кто хочет учиться за границей, надо понимать, что им придется многим пожертвовать. Порвать со студенческой компанией, оставить свои отношения с друзьями, с девушками в Украине, изменить образ жизни. Оставить родителей, семью. Не стоит этого пугаться. И пугать себя издалека теми проблемами, которых еще нет, но, теоретически они могут появиться. Проблемы надо решать по мере их поступления. Иначе вы и близко не сможете подойти к осуществлению своей мечты. И если вы к этому готовы, то надо «рубить с плеча» - не оставлять промежуточных вариантов и ходов к отступлению. Надо целенаправленно идти и осуществлять задуманное. Нельзя даже допускать мысль, что у тебя что-то не получится.
И еще не надо бояться показывать свои идеи. Если вы талантливы и эти идеи появляются у вас постоянно, компания заинтересована нанять вас, чтобы вы эти идеи реализовали у них.
К окончанию последнего курса, Максим, в очередной раз отправил свои работы на конкурс на получение стипендии в итальянском институте дизайна IED в Турине. А сам поехал в Москву, стажироваться в студии Артемия Лебедева. Было время подготовки к защите диплома, и у студентов был свободный график. Но, когда Максим вернулся в Киев, оказалось, что его уже готовы отчислять из КГИДПИИД. Хорошо, что параллельно с работой в Москве, удавалось что-то сделать и по дипломной работе. Как оказалось – это имело еще более далеко идущие последствия.
Максим Шкиндер: когда я вернулся в Киев, то получил письмо из IED. Несколько лет отправки моих работ на их конкурсы не прошли бесследно. Итальянцы предложили мне нарисовать свое виденье городского автомобиля будущего. Как конкурсную работу для получения стипендии. Срок – месяц. А у меня нет времени – мне надо делать дипломную работу. Для диплома я рисовал космический корабль. Пришлось отправить его в Турин с пояснениями, что ничего другого я не успеваю сделать.
Видимо, именно космический корабль представляли в Турине, когда думали о городских автомобилях будущего. Его пригласили в Италию и дали стипендию в IED.
Максим Шкиндер: когда попадаешь в Италию, в Турин с его архитектурой, с его автомобилями на улицах, автомобильным музеем, где собраны уникальные легендарные модели. За несколько месяцев я увидел в Италии столько знаменитых Ferrari, сколько в Киеве не встречал за несколько лет. Каждый день мы ездили в институт мимо завода FIAT, где делали много прекрасных автомобилей. У нас читали лекции дизайнеры из всемирно известных ателье. Когда тебя приглашают, ты думаешь, что ты самый гениальный. Но, когда начинается учеба, видишь, что вокруг масса талантливых ребят. Очень талантливых. И ты должен быть лучше. Это очень сильно мотивирует к дальнейшему развитию.
Еще во время учебы в Турине Максим понимал, что когда получит диплом, ему придется возвращаться в Украину. И оттуда будет намного сложнее ездить на собеседования и искать работу в известных дизайнерских ателье или в крупных автомобильных компаниях. Поэтому, уже со второго курса Максим отправлял свои портфолио в разные автомобильные компании.
Максим Шкиндер: надо отличаться. Поэтому, когда ты готовишь портфолио, туда должны войти только самые лучшие работы. Только самые лучшие. Очень часто знаменитый Крис Бэнгл (бывший шеф-дизайнер BMW) ездит на автосалоны и смотрит там новинки. И многие начинающие дизайнеры дают ему там свое портфолио. Представьте себе, что вам повезло и он ваше портфолио взял. И открыл его! Но попал на страницу с какой-то посредственной работой. Вы потеряли свой золотой шанс. Больше того: даже само оформление портфолио должно отличаться от других. Чтобы оно торчало или выделялось, когда лежит в стопке работ других претендентов. И из стопки вытащили именно его.
Каким будет дизайн будущих поколений Bugatti, Lamborghini и Rolls-Royce
Концепт Maserati Quattroporte от украинского дизайнера
Работы Максима понравились в Skoda и в Mercedes-Benz. И он поехал на собеседования в Чехию и в Германию.
Максим Шкиндер: конечно, работать в Mercedes-Benz было очень престижно, и льстило самолюбию. Но я выбрал Skoda, потому, что там предложили заниматься сразу экстерьером будущих серийных авто. Интересно, что главный дизайнер Йозеф Кабан на последнем собеседовании говорил со мной обо всем, кроме моих работ. Я готовился, распечатал на хорошей бумаге свое портфолио, почитал специальную литературу об автомобильном дизайне. А он спрашивал меня обо всем кроме этого. Даже о моем коте. Его устраивали мои работы, которые он видел. И я, как дизайнер. Йозеф хотел узнать, что я за человек, смогу ли стать членом их команды.
В Skoda Максиму повезло. Бывает, что некоторые дизайнеры многие годы трудятся в компании, но могут так и не увидеть результатов своего труда в серийных автомобилях. А новую Skoda Superb, над которой вместе с другими дизайнерами из Млада Болеслава работал Максим, уже не только выпускают серийно, но и продают в Украине. Еще Максиму посчастливилось поработать над фейслифтингом Skoda Rapid и Skoda Octavia. Были и перспективные работы.
Те, кто думают, что однажды попав за границу, вытащили счастливый билет и оказались в раю, могут ошибаться. Условия их жизни, работы и оплаты труда, нередко бывают не такими фантастическими, как это представляется в Украине.
Максим Шкиндер: во время учебы в Турине, одну квартиру снимало несколько студентов. На большее денег просто не хватало. Квартплата, проезд в институт и питание. Вот и все. И даже в солидных компаниях, на начальном этапе молодые дизайнеры не могут претендовать на золотые горы. В Италии зарплаты стартуют с 1500 евро, а есть фирмы, где молодые дизайнеры вообще согласны работать почти бесплатно, лишь бы получить там работу. В Чехии – это может быть 2000 евро. Хорошие условия в Германии. Это – около 3000 евро. Высокие зарплаты в США. Часто китайские компании предлагают очень хорошие условия. Но начинающему дизайнеру нельзя размениваться на деньги сразу. Надо понимать, что согласиться на большие деньги в малоизвестной компании в Китае – это все равно, что выстрелить себе в ногу. Там можно проработать несколько лет, а потом не найти себе больше работу ни в Европе, ни в США.
Думая о будущем, о том, чтобы развиваться дальше как дизайнер и не останавливаться на достигнутом, Максим, работая в Skoda, отправлял свои работы и в другие компании. Неожиданно пришло приглашение из Land Rover и он поехал на собеседование в Великобританию. Его работы понравились и ему предлагали должность в дизайн-бюро британской премиальной марки. Переговоры по условиям работы проходили успешно и уже были на завершающей стадии, как вдруг все нарушил телефонный звонок.
Максим Шкиндер: мы сидели в ресторане, как вдруг мне позвонили с незнакомого номера. По разговору я сначала подумал, что это из Land Rover, но не расслышал кто именно звонит. Звонок действительно был из Англии, но звонил Фрэнк Стефенсон – дизайн-директор McLaren. Я поехал к нему на собеседование и согласился на условия McLaren.
Перед Land Rover пришлось извиниться. Но, когда из большой компании уходит один человек, даже тот, на которого они рассчитывали, - это не проблема. А когда речь идет о том, как использовать свою собственную жизнь и как лучше ей распорядиться, то для каждого конкретного человека это имеет огромное значение. Ведь это его жизнь. Поэтому, я принял предложение McLaren. Для моего развития как дизайнера, работа с этим брендом несет качественный рост.
После рождественских каникул Максим Шкиндер возвращается из Украины в Англию, работать в McLaren. В нашей стране он пока не видит для себя перспектив.
Максим Шкиндер: если мне предложат в Украине хорошие условия, я с удовольствием буду разрабатывать дизайн автомобилей для наших производителей. Но меня пугает наша бюрократия. И я знаю, как с ней борются те, кто остался здесь. Реализовать свои идеи в Украине бывает порой невозможно. Поэтому я с радостью помогу талантливым ребятам из Украины. Наших соотечественников-дизайнеров сейчас в автомобильной индустрии в Европе 7-8 человек. Мы часто общаемся между собой. А ребятам, которые мечтают быть автомобильными дизайнерами, могу посоветовать: Надо прорываться. Все реально и хороший дизайн в автомобильной индустрии востребован.
Фото и скетчи Максима Шкиндера
Реально ли украинцу стать автомобильным дизайнером?
Конец эпохи Джуджаро: дизайнер, спасший не один автопром
Великие дизайнеры: Луиджи Колани - виртуоз аэродинамики
|