Самый первый КАМАЗ долгое время работал в Башкортостане, позже был выкуплен музеем завода, восстановлен и оставлен в качестве экспоната. Но история КАМАЗа началась намного раньше появления первого грузовика.
В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту, он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.
Уже 13 декабря 1969 года экскаватор вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КамАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.
Темпы строительства комплекса заводов были гигантские и инвестиции тоже. За 1970—1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб. что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых). То есть КАМАЗ был самым дорогим автозаводом в истории СССР.
На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту.
Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР. В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.
КАМАЗы быстро завоевывают популярность и становятся привычным атрибутом любой автодороги в СССР.
В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. То есть за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством. Составляя треть грузового автопарка страны, КамАЗы перевозили до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.
В 90-е годы КАМАЗ начало лихорадить. 14 апреля 1993 года начался пожар на Заводе двигателей КамАЗа. Он охватил всё предприятие, уничтожив основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Завод двигателей был полностью разрушен.
Но завод двигателей удалось восстановить и выпуск моторов вновь продолжился. К концу 1990-х удалось конвертировать долг объединения в размере 1 миллиард долларов США в акции предприятия, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности. 30 августа 1999 года с конвейера КамаЗА сошёл 1 600 000-й большегруз. посетить сайт автора
КАМАЗ долгое время был и лидером украинского рынка грузовиков, но начал терять популярность из-за свой сбытовой политики. После аннексии Крыма и агрессии РФ на востоке Украины, КАМАЗ стал ассоциироваться уже с военной кампанией России. Подорвали престиж бренда и белые "гуманитарные" конвои МЧС России, которые без согласований с украинскими властями заезжали на территорию Украины. Да и все военные разработки КАМАЗа последних лет были замечены на территории так называемых ДНР и ЛНР. КАМАЗ стал таким же символом агрессии России, как бронеавтомобиль ГАЗ-2330 "Тигр".
Но надо отдать должное - КАМАЗ до сих пор самый массовый тяжелый грузовик в Украине. Много КАМАЗов и в украинской армии. Но былой популярности у этого бренда уже нет.
|