Но приобретать автобусы Житомир будет по схеме лизинга через белорусскую лизинговую компанию. А в Белоруссии существует программа поддержки экспорта. Таким образом, общее подорожание автобусов по данной лизинговой схеме составит 4 процента в гривнях.
Для сравнения, если бы город брал кредит, то то процентная ставка была бы на уровне 16-18 процентов годовых и нужно было бы предоставить залог на соответствующую сумму, - подчеркивает городской голова Сергей Сухомлин.
Такая схема покупки позволит Житомиру сразу создать парк городского автотранспорта, которого сейчас в коммунальной собственности фактически нет. Все отдано на откуп частным перевозчикам.
Выбор модели автобуса власти Житомира тоже сделали очень правильно. Город закупит 9-метровые автобусы МАЗ-206 с двигателями Mercedes-Benz.
Вместимость МАЗ-206 - 80 пассажиров, в то время как в городе ходят небольшие автобусы частных перевозчиков. По оценкам городского головы Сергея Сухомлина срок окупаемости МАЗов при нынешнем тарифе - более 15 лет. По этой причине, частные перевозчики такие большие автобусы и не покупают. А вот для города главная задача - это комфорт и удобство пассажиров, - считает Сергей Сухомлин.
- Городской общественный транспорт нерентабелен в принципе. И при таких тарифах - дай Бог, чтобы окупались затраты. Но ТТУ как коммунальное предприятие отличается от частника тем, что получение прибыли - не основная цель, и оно может позволить себе работать без прибыли. Частник себе такого позволить не может.
- Сейчас частники практически не обновляют парк своих автобусов. По нашим подсчетам, на одной машине перевозчик зарабатывает чуть больше 100 000 гривен в год. Так, если 10 машин, это более миллиона. Но если стоимость нового автобуса - более 2-х миллионов гривен, окупаться он будет около 15 лет. Никто не будет инвестировать в бизнес с периодом окупаемости 15 лет. А городские власти должны думать на длительный период и решать проблему общественного транспорта. Поэтому и фактически с нуля создается муниципальный автобусный транспорт, который будет базироваться на территории троллейбусного депо. - сообщил Житомирский городской голова.
Кроме того, Житомир намерен закупить еще и 50 новых троллейбусов в рамках программы сотрудничества с банком ЕБРР. Для этого город отдельно объявит тендер, на который пригласят производителей доступного транспорта. |