Как уже сообщал AUTO-Consulting, с 1 января 2018 года для импорта новых и подержанных электромобилей в Украину был установлен специальный безналоговый режим. Электрокары стали ввозить к нам из-за границы без уплаты акциза и налога на добавленную стоимость. Пошлину на них отменили еще ранее. Такой льготный режим будет действовать еще, как минимум до конца нынешнего года. Учитывая, что ввозную пошлину отменили еще с 1 января 2017 года, импорт авто с электрическими двигателями теперь вообще не облагается НИКАКИМИ налогами.
Какая самая распространенная фобия в отношении электрокаров
Глава "Укравтодора" увидел угрозу в электромобилях
И что же имеем?
Целью такого «зеленого коридора» было стимулирование продажи электрических транспортных средств у нас в стране. И, в среднем, позволило снизить цены на электромобили примерно на 17%. В реальности снижение цен во многих случаях было даже меньше. Что же получилось в результате? AUTO-Consulting проанализировал статистику продаж электромобилей в Украине за пол безналоговых года.
В Украине уже действуют льготы на ввоз электромобилей
Удивительно, но факт: несмотря на «зеленый коридор», новых электромобилей за 1 полугодие 2018 г ввезли в Украину на 20% меньше, чем за 1 полугодие 2017-го! А в абсолютных цифрах картина вообще грустная. За первое полугодие, по данным AUTO-Consulting, в Украине было реализовано всего 175 новых электрокаров. И это без единого налога! Против 219 электромобилей за аналогичный период прошлого года.
Какие новые электромобили доступны сегодня в Украине. Цены и пробеги
В Украине стартовали официальные продажи электромобилей Renault
Еще один интересный факт: в пятерке самых популярных новых электромобилей – две модели неофициальных. Сама пятерка выглядит так: BMW i3, Nissan Leaf, Hyundai Ioniq, Tesla Model X, KIA Soul.
Электромобилям в следующем году могут отменить льготу по НДС. Ее заменят налоговой скидкой
Но еще больше поражает факт, что, не смотря на все налоговые льготы, продажи подержанных электромобилей тоже не особо выросли. Теоретически, по сравнению с прошлым годом, цифра вроде неплохая - на 48% больше. Но на практике, в штуках, этот рост составляет лишь 596 авто. Всего с начала нынешнего года, по данным AUTO-Consulting, в Украине было продано 1832 подержанных электромобиля.
Как видим, украинские автомобилисты не спешат массово пересаживаться на электрокары, даже если их вообще освободить от всех налогов. Особенно – на новые. Среди основных причин – изначально высокая стоимость электромобилей, которые не выдерживает никакого сравнения с «безналоговыми» «евробляхами». Сказалась и отсутствие развитой сети зарядных станций. Кроме того, практически исчез еще один стимул – бесплатная зарядка электрокаров. А на отельных зарядный станциях анонсировали уже такой тариф, что исчезает вообще экономический смысл в эксплуатации электрокара, в сравнении с ДВС.
Но относительно «слабые» результаты стимулирования рынка электромобилей наблюдаются не только у нас. Но там хотя бы стимулируют покупку новых авто. К слову, в Европе, на которую мы ориентируемся, все больше говорят о том, что сроки полного перехода на электрокары неплохо бы подкорректировать. Или, попросту говоря, - передвинуть. Европейская ассоциация автомобильных производителей (ACEA) предупреждает, что серьезная нехватка и несбалансированное распределение пунктов зарядки не стимулируют потребителей покупать электромобили.
Сегодня в ЕС есть около 100 000 пунктов зарядки для электрических транспортных средств. А к 2025 году их потребуется, по меньшей мере, два миллиона, согласно самым сдержанным оценкам Европейской комиссии. Это означает, что в течение ближайших семи лет должно быть, как минимум, двадцатикратное увеличение числа зарядных станций. Более того, результаты недавнего исследования ACEA показывают, что из всех пунктов зарядки, существующих в ЕС сегодня, 76% сосредоточены всего в четырех странах, которые охватывают только 27% общей площади ЕС (Нидерланды, Германия, Франция и Великобритания). А, например, такая огромная страна, как Румыния, насчитывает только 114 пунктов зарядки или 0,1% от общего объема ЕС.
Стимулировать спрос на правильные электромобили и одновременно решать проблему нехватки зарядных станций, оригинальным образом намерены в Китае. Правительство планирует сократить дотации производителям тех электрокаров, которые пробегают от одной зарядки меньше 300 км. В КНР уверены, что автопроизводители должны стремиться к внедрению инноваций, а не полагаться на фискальную политику, чтобы стимулировать спрос на автомобили на альтернативных видах энергии.
К 2025 году электромобили станут дешевле машин с ДВС
В Hyundai нашли применение б-у батареям электромобилей
Благодаря субсидиям подключаемые гибриды и электромобили стали более доступными для китайских потребителей. Это позволило Китаю опередить США и стать крупнейшим рынком электромобилей. По данным министерства промышленности и информатизации КНР, правительство потратило в прошлом году 6,64 млрд. юаней ($1 млрд) на стимулирование приобретения потребителями «зелёных» автомобилей. В то же время, в рамках новых нормативов, которые вступили в силу 12 февраля 2018 года, Китай увеличил размер субсидии для электромобилей с пробегом от одного заряда 400 км и более до 50 000 юаней ($7521). Ведь чем больше пробег у электрокара, тем меньше нужно зарядных станций.
В Украине хотят довести долю электромобилей до 20-25% к 2028 году
Спрос на электромобили в Украине может упереться в зарядную инфраструктуру
Появится ли украинский электромобиль? Анализ нового законопроекта
А в Украине, исходя из приведенной статистики продаж, как говорится, нет искры. То есть – такой среды, которая бы самостоятельно стимулировала покупку новых электромобилей в нашей стране. Да, полная отмена налогов – это хорошо, но если все это было ради результата прироста в 551 штуку на всю страну за полгода, то очевидно, что есть повод задуматься. Явно пошло что-то не так.
К слову, интересно, как у нас собираются утилизировать аккумуляторные батареи бэушных электрокаров? По логике, у многих из них скоро окончится жизненный цикл. И что будет с самими подержанными электромобилями? Захотят ли их владельцы покупать новые батареи, которые стоят недешево (например, на Renault Z.O.E. – около 10 тыс. евро), на Nissan Leaf также от $6000.
Смогут ли украинские владельцы электромобилей Nissan Leaf заменить батареи по льготной цене
Или будут продавать свои исчерпавшие ресурс и морально устаревшие авто на разборки? Стимулирование рынка подержанных электрокаров, которое получилось в результате – это далеко не тот путь, которым идут другие страны. Но у нас, как всегда, изобретают собственный «велосипед». В итоге имеем падение рынка новых электрокаров на 20%, а рост продаж б-у электромобилей за полгода в цифрах составил 596 штук. Вот такие результаты.
Как бы там ни было, AUTO-Consulting продолжит следить за развитием событий, а чтобы быть в курсе ситуации - подпишитесь на наш канал в Telegram.
Как из Украины планируют сделать страну электромобилей: анализ законопроектов
Случится ли большая инфраструктурная революция? Что подразумевает Национальная транспортная стратегия
|