По информации ACEA, европейские продажи новых легковых автомобилей в этом году упали более, чем на 38%. При этом, продажи новых электрокаров (ECV - электромобили и гибриды) взлетели, больше, чем на 40%, по сравнению с прошлым годом. В ECG прогнозируют, что в ближайшее время рост продаж электрокаров не только продолжится, но и увеличится еще больше. Для этого есть объективные причины.
В Украине сменился лидер на рынке электромобилей
Как Украина готовится к массовому выпуску электрокаров
В Украине количество электромобилей превысило 20 тыс. шт.
За последние три года росту продаж ECV в Европе способствовало множество факторов. Среди них увеличение числа экологически сознательных потребителей, большее разнообразие в выборе ECV, а также - совершенствование аккумуляторных технологий и расширение инфраструктуры зарядных станций.
Однако большинство данных свидетельствуют о том, что основной движущей силой было государственное законодательное регулирование и стимулы. Среди них - более жесткие нормы выбросов, включая более высокие штрафы для автомобилей с высоким уровнем загрязнения по всему ЕС. В недавно принятом бюджете ЕС примерно треть дополнительных мер антикризисного стимулирования направлены на низкоуглеродные инициативы, включая инфраструктурные инвестиции в сети зарядных станций.
Но ключевая роль все же принадлежит стимулам. Это, прежде всего - увеличение субсидий или снижение налогов при покупке ECV. А также - бонусы, которые предлагают многие автопроизводители. Например, более низкие цены или такие дополнительные услуги, как зарядка дома, аксессуары.
Нельзя забывать также о покупке и доставке электромобилей через Интернет, когда традиционные автосалоны были закрыты. Электрокары пользовались в то время намного большим спросом, чем авто с ДВС.
Подталкивает к покупке электромобилей и беспокойство по поводу использования общественного транспорта. Поэтому, несмотря на переход многих компаний на удаленную работу, в отдельных частях Европы уровень использования автомобилей и трафика вернулся к докризисному уровню. Если эта тенденция сохранится в долгосрочной перспективе, то может привести к повышению спроса на новые и подержанные автомобили - с ростом доли ECV.
Верховная Рада сделала первый шаг к стимулированию производства электромобилей в Украине. Какие льготы хотят давать?
Грузы на электротяге: У каких коммерческих фургонов уже вышли электрические версии
Спрос и предложение
Еще в первом квартале 2020 года, когда начал наступать кризис, электромобили и гибриды PHEV показали рост доли рынка на 4%, по сравнению с прошлым годом. Причем, рост этот произошел за счет авто на бензине и дизеле. Они, соответственно, потеряли тогда 6% и 3% рынка. Другие транспортные средства, работающие на альтернативном топливе - природном газе или водородных топливных элементах, сохранили свою долю рынка.
Тест-драйв Honda CR-V Hybrid: Чем умный гибрид отличается от обычного
Согласно данным, ECG Business Intelligence, в первой половине 2020 года в ЕС было продано 399 421 автомобиль ECV (включая Великобританию и Европейскую зону свободной торговли (EFTA). За тот же период в 2019 году было продано 247 248 шт. В ECG прогнозируют, что продажи чисто электрических легковых автомобилей в 2020 году превысят 500000 единиц в Европе, продемонстрировав рост на 27,5%. При этом количество PHEV вырастет больше, чем на 26% - до 250 000 единиц (исключая другие типы гибридных трансмиссий, в т.ч. легкие гибриды).
5 главных секретов гибридного Mitsubishi Outlander PHEV. Тест-драйв
ECV демонстрируют заметное увеличение доли рынка, которая должна удвоиться в этом году, по сравнению с 2019 г. Соответственно - 4,21% против 2,11%. В 2017 году электромобили занимали всего 0,87% европейского рынка, а вместе с PHEV - 0,98%. Почти столько, как у нас сегодня. По данным AUTO-Consulting, в Украине новым электромобилям принадлежит менее 1% рынка.
Как ездит и сколько экономит «Фургон Года 2020». Первое знакомство с Ford Hybrid Transit Custom
Перспективные рынки
Сейчас, из-за нарушенной карантином цепочки поставок, в некоторых европейских регионах даже наблюдается дефицит электротранспорта. Его удовлетворяют импортом из США, Японии, Южной Кореи. Большое количество электрокаров начал экспортировать в ЕС из Китая. И в Поднебесной намерены увеличивать объемы такого экспорта.
Свои китайские мощности для экспорта электромобилей в ЕС начала использовать BMW. А китайская Zhejiang Geely Holding, владеющая Polestar и Volvo Cars, с самого начала поставляет свои электромобили в Европу прямиком из Китая. Рост продаж в Великобритании продемонстрировала MG, принадлежащая SAIC. И эта марка планирует расширять свои продажи электромобилей и на другие европейские рынки - Норвегию, Францию и Италию.
Есть и другие китайские бренды, начавшие наступление своих электромобилей на Европу. Это, например, Nio, Aiways и JAC. В последнем Volkswagen сейчас владеет 50%.
Как показал себя на украинских дорогах самый доступный электрический кроссовер в Украине. Первое знакомство с JAC iEV7S
Еще одна тенденция, которая сегодня наблюдается: рынки, раньше бывшие относительно отстающими в производстве и торговле электромобилями, теперь нацелены на рост. Речь идет о Германии, Франции и Италии.
В последние годы продажи ECV в Европе росли, в основном, на небольших рынках. Это - Норвегия, Нидерланды, Швеция и Бельгия. В долларовом исчислении объемы их импорта электрокаров были больше, чем в Китае, Германии и США. Не только благодаря хорошим объемам продаж, но и большой доли рынка электромобилей премиум-класса. В частности, Tesla, а с 2018 года - Audi e-tron.
Jaguar I-Pace против Audi e-tron. Кто круче на наших дорогах?
Однако в 2020 году наметился рост количества ECV и на более крупных европейских рынках - Германии, Франции и Великобритании.
Так, Германия, где в первой половине 2020 года общий рынок снизился на 25%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, стала крупнейшим европейским рынком электрифицированных транспортных средств с показателем в 93848 единиц в первой половине 2020 года. Рост продаж электромобилей составил здесь 40%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и достиг 43000 единиц. А рост продаж PHEV увеличился на 190% - до 47 000 единиц (по данным VDA). Теперь Германии принадлежит 23,5% рынка электромобилей в ЕС.
Вторым по величине рынком для ECV стала Франция - 69 160 единиц. Это - на 108% больше, чем в прошлом году. На фоне того, что в первом полугодии весь рынок легковых автомобилей упал здесь на 39%. Доля Франции теперь - 16,3% европейского рынка электромобилей.
В Великобритании - аналогичная ситуация: продажи ECV выросли на 86% - до 50 465 единиц. Общее падение автомобильного рынка в первые шесть месяцев 2020 составило 48,5%. Сейчас на Великобританию приходится 12,9% рынка электрокаров в Европе.
В Норвегии, которая лидировала по количеству ECV, продажи, на самом деле, упали. Сегодня этой стране принадлежит 10,2% европейского рынка ECV. А в прошлом году доля Норвегии составляла 17,8%. Объединенный исследовательский центр Европейской комиссии обнаружил, что по состоянию на 2017 год стимулы для приобретения электромобилей в Норвегии составляет от 39% до 67% чистой цены на автомобиль. Для PHEV льготы колебались в пределах 17-23%. И на то время Норвегия предлагала самые дешевые в Европе ECV. Как по цене, так и по стоимости владения. Теперь стимулы стали меньше и продажи электрокаров здесь упали.
В Швеции также наблюдался значительный рост продаж ECV. В первом полугодии 2020 года, по сравнению с тем же периодом в 2019 году, продажи электромобилей выросли на 69,5% - до 32 558 единиц . Сейчас этой стране принадлежит 8,2% европейского рынка ECV.
Большой скачок продаж ECV произошел в Италии. В первом полугодии, продажи здесь выросли на 108,6% - до 15740 единиц. Но это, в большинстве бюджетные электрокары. Италии принадлежит только 3,9% европейского рынка ECV.
Самые популярные электрокары
Какие же электрокары пользуются в Европе наибольшей популярностью?
На первом месте в Европе - компактный Renault Zoe. Этот электрокар показал в 2020-м рост продаж на 50,3% - до 36 506 единиц. Столько было продано за первые шесть месяцев нынешнего года в Европе. Это больше, чем у Tesla Model 3, продажи которой в первом полугодии снизились на 12% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Французская электричка, но пока не экспресс. Тест-драйв Renault ZOE
Так произошло потому, что 1) Renault Zoe дешевле Tesla Model 3, 2) в новом поколении у французского электрокара пробег в 390 км от одной зарядки, а также - 3) благодаря государственному стимулированию покупки (цена с 32 тыс. евро могла снизиться до 20 тыс. евро) и 4) короткому сроку доставки Zoe покупателям. Кроме того, во Франции Renault предлагает клиентам бесплатный настенный бокс для зарядки с бесплатной его установкой у них дома.
Среди европейских лидеров продаж и ряд других небольших электрических моделей. В том числе Volkswagen e-Golf и Peugeot 208 EV. Их продажи также выросли.
В десятке лидеров продаж среди электрифицированных моделей авто (в порядке убывания) - Mitsubishi Outlander PHEV, Audi e-tron, Nissan Leaf, Hyundai Kona EV, Volvo XC60 PHEV, VW Passat GTE.
Пока наблюдается преимущественный интерес к меньшим электромобилям. Они удобнее для городского вождения и удачно заменяют общественный транспорт, увеличивая личную мобильность. Но в ECG прогнозируют, что эта тенденция вскоре может уступить место растущему числу электрифицированных внедорожников и премиальных моделей. Пример роста продаж кроссовера Audi e-tron - сильный сигнал о спросе на такие сегменты.
Прогнозы
На сегодняшний день крупнейшим европейским инвестором в модели электромобилей и производственные мощности является Volkswagen Group. Бренд Volkswagen заявил, что рассчитывает произвести 1 млн. (!) электромобилей во всем мире к 2023 году и 1,5 млн. к 2025 году. К 2029 году Volkswagen Group планируют выпустить 75 полностью электрических автомобилей, а также 60 PHEV.
Что касается продаж в ЕС, то в ECG прогнозируют среднегодовые темпы роста для электромобилей в течение 2020-х годов около 20%, и около 15% для PHEV. К 2030 году в ECG ожидают, что общий объем продаж ECV в Европе достигнет 24,46% рынка, превысив 4 млн единиц. Из которых чистые электромобили составят 3,09 млн шт.
Кроме того, в ECG прогнозируют, что европейское законодательство еще больше ограничит продажи автомобилей с ДВС. Поэтому, к 2040 году на электрифицированный транспорт (включая гибриды) будет приходиться 95% рынка. Причем, только электромобили составят 80% продаж в Европе.
Кроме того, ECG Business Intelligence прогнозирует, что доля рынка ECV в Европе вырастет с 6,2% от рынка легковых автомобилей в 2020 году до 12,18% рынка в 2025 году. Продажи ECV достигнут, примерно, 739 000 в год. И до 1,87 млн. к середине следующего десятилетия.
Какие «сюрпризы» готовят власти для автомобилистов. Анализ новых законопроектов
Как дешевеют подержанные электромобили. Сравниваем динамику падения цены на электрокары и авто с ДВС
|