Технологии автономного вождения стоят недешево. А значит - их внедрение должно быть экономически целесообразно. И грузовой транспорт здесь имеет больше всего шансов. Особенно, когда речь идет о дальних перевозках по трассе или о передвижении на закрытых ограниченных площадках. Ведь автопилоту не нужны перерывы на обед, сон и отдых, которые сейчас строго регламентированы в ЕС. То есть - доставка и перемещение товаров могут происходить круглосуточно. И на шоссе езда проще, чем на оживленных улицах городов. Здесь даже новичков часто пускают за руль. Следовательно - сами системы автономного вождения могут быть проще и дешевле, и их массовое использование на грузовых авто начнется раньше. А точнее - уже началось.
Когда водителей вытеснят из-за руля: Автономные автомобили легализовали в ООН
Автономный грузовик осуществил доставку товаров между городами
Специальное исследование прогнозирует, что беспилотные грузовые автомобили к 2030 году могут снизить спрос на водителей в США и Европе на 50-70%. При этом из 6,4 миллиона профессиональных водителей на обоих континентах без работы могут остаться 4,4 миллиона. И этот процесс уже идет.
В середине апреля ведущая компания по производству беспилотных грузовиков Plus подписала Меморандум о взаимопонимании с IVECO, о совместной разработке автономных грузовиков, которые будут использоваться в Китае, Европе и других регионах.
IVECO и Plus намерены использовать сверхмощный грузовик IVECO S-WAY последнего поколения для интеграции в него полнофункциональной системы автономного вождения PlusDrive. Партнеры также изучат возможность использования системы двигателей IVECO на сжиженном природном газе (СПГ) для установки на совместно разработанные автономные грузовики. Глобальное присутствие IVECO в более, чем 160 странах и работа Plus с грузоотправителями и производителями грузовиков по всему миру, позволят партнерам ускорить коммерческое развертывание технологии автономного вождения PlusDrive.
Еще один свежий пример. Около недели назад стало известно, что Volvo Cars будет использовать новое поколение высокопроизводительных чипов от Nvidia. Благодаря им, в автомобилях Volvo, уже начиная с 2022 года появится больше автономных функций вождения. Volvo Cars будет использовать новую систему Nvidia Drive Orin с гораздо большей вычислительной мощностью, чем нынешние чипы.
Scania получила разрешение испытать беспилотные грузовики на реальной автомагистрали
Volvo входит в число тех автопроизводителей, которые ставят мощность цифровой обработки данных выше мощности двигателя. Поэтому, здесь намерены оснащать автомобили мощными и дорогими бортовыми компьютерами, которые смогут управлять такими сложными задачами, как автоматическое вождение, и обновляться по воздуху.
В Volvo заявили, что автомобили, оснащенные новыми системами Nvidia Orin, будут готовы к использованию автономного вождения. А функцию Highway Pilot активируют в них с помощью загрузки программного обеспечения, когда ее безопасность подтвердят для отдельных географических регионов и условий.
Беспилотные тягачи Volvo Vera без кабины еще с 2019 года работают в порту Гетеборга и ездят по дорогам общего пользования. А автономные грузовики Volvo уже несколько лет трудятся в карьерах.
Недавно в компании объявили, что Volvo сотрудничает со стартапом по производству беспилотных автомобилей Aurora над новой линейкой полностью автономных грузовиков. В результате сделки между Volvo Autonomous Solutions и Aurora, эти грузовики будут размещены в Северной Америке на часто посещаемых маршрутах между товарными узлами.
И Volvo с IVECO - далеко не единственные компании, которые хотят сделать свои транспортные средства максимально автономными. За последние годы объем заказов Nvidia от автомобильной промышленности вырос до многих миллиардов долларов.
В Daimler заявили, что для создания автономных грузовиков они объединят усилия с Waymo. В Ford Motor намерены в этом году запустить коммерческий автомобиль 4-го уровня автономности. А китайское правительство поставило цель достичь 4-го уровня к 2025 году.
Помимо хорошо известных у нас производителей, над автономным грузовым транспортом работает немало стартапов. И успешно работает.
Израильская компания Mobileye, которая была приобретена Intel еще в 2017 году, объединилась со стартапом Udelv, чтобы к 2023 году вывести на рынок автономную электрическую платформу доставки под названием Transporter. К 2028 году на ней планируется произвести 35000 автономных электрических грузовиков. Transporter будет идти по следам аналогичных автономных транспортных средств доставки от таких компаний, как Nuro, Oxbotica и Amazon. Платформа объединит автономную систему Mobileye Drive с транспортными средствами доставки нового поколения, производимыми Udelv.
Самое интересное, что это - автономная система “под ключ”, которую можно ставить в разные транспортные средства, как опцию. Она состоит из набора датчиков, включающего 13 камер (в том числе парковочные камеры), 6 радаров, 3 LiDAR дальнего действия и 6 LiDAR ближнего. А также - вычислительную систему EyeQ5, контролирующую датчики и программное обеспечение. Есть и запатентованное решение для навигации автономных транспортных средств, которое в настоящее время имеет карты высокого разрешения для США, Европы и некоторых стран Азии. Mobileye Drive обеспечит автономность уровня 4 и поддержку программного обеспечения по беспроводной сети.
В компании Isuzu тоже поняли, что автономные грузовики - это выгодно. Но за неимением средств на собственные разработки автономных технологий, просто решили использовать оборудование калифорнийской компании Gatik. Благодаря ему, среднетоннажные грузовики Isuzu серии N для городской доставки товаров, смогут передвигаться по дорогам без присутствия водителя. В планы Gatik не входит продажа своих разработок автопроизводителям. Компания собирается получать прибыль от предоставления транспортным компаниям услуг по автоматизации автопарка. Gatik уже сотрудничает в данной сфере с региональными отделениями Walmart и Loblaw, испытывая прототипы на базе малотоннажных фургонов Ford Transit в Арканзасе, Луизиане и Канаде. Машины загружаются товарами в крупных логистических центрах и развозят мелкие партии продукции по магазинам торговых сетей.
В Китае начали ездить беспилотные электрические метробусы
Каким будет грузовик будущего. Версия Студии Лебедева
В Aurora Innovation Inc. - стартапе в области автономного вождения из Кремниевой долины, вступили в стратегическое партнерство с Paccar Inc. - производителем легких, средних и тяжелых грузовиков. В Aurora считают, что именно грузовики дальнего следования, а не легковые автомобили, первыми появятся на рынке беспилотных авто. Компания разработала свою технологию Aurora Driver для первоначального использования в приложениях для грузовых перевозок, затем - для доставки товаров на последней миле и, наконец, - для сетей пассажирской мобильности. Это - та самая Aurora, которая не так давно приобрела автономное подразделение Uber Technologies Inc.
Повысить безопасность автономных автомобилей сможет радарная технология нового поколения. Производитель микросхем GlobalFoundries заявил, что в партнерстве с Bosch разработал радиолокационные микросхемы для функций автономного вождения. Микросхемы работают на более высокой частоте, чем предыдущие поколения. Это помогает радарам обнаруживать объекты на большем расстоянии и с большей точностью, чем чипы низкочастотных радаров, имеющиеся на многих современных автомобилях.
Американская компания WaveSense делает не менее уникальные датчики для автономных авто. Автоматизированные технологии наземного позиционирования WaveSense работают на плохо размеченных дорожных поверхностях, бездорожье и в ненастную погоду. И WaveSense в настоящее время является единственным в мире поставщиком георадаров для точной локализации автономных и высоко автоматизированных транспортных средств.
Калифорнийский стартап TuSimple, в сотрудничестве с производителем грузовых автомобилей Navistar, сейчас проводит тесты беспилотных автономных грузовиков от склада до склада в штатах Аризона и Техас (США). Пока грузовики работают в режиме «контролируемой автономии». Это означает, что при необходимости водитель сможет сесть за руль. Благодаря возможности системы обнаруживать другие транспортные средства и вычислять их траекторию движения на расстоянии 1 км, автономные грузовики тормозят реже, чем управляемые людьми, что приводит к экономии топлива примерно на 10%. А более стабильное вождение, с меньшим отклонением в сторону на полосах, приводит к приросту эффективности и минимизирует износ шин. В нынешнем 2021 году стартап планирует начать осуществлять доставку на склады без водителей.
А в Nvidia уже разрабатывают новую бортовую компьютерную систему на чипе под названием Atlan. Она придаст автомобилю такую же вычислительную мощность, которая в настоящее время доступна только для центра обработки данных. По заявлению Nvidia, этот чип должен быть готов для моделей 2025 года.
В то же время, основатель NVIDIA Дженсен Хуанг в интервью Automotive News Europe сказал, что автомобили с высшим, пятым уровнем автономности без возможности перехода на ручное управление, мы увидим на дорогах общего пользования не скоро. Авто с таким автопилотом смогут применяться на закрытых территориях, где их траектории будут пересекаться только с себе подобными. По его словам, роботы не против передвижения с низкой скоростью, поскольку им некуда спешить, в отличие от водителей-людей. Поэтому, лучше было бы развести их по разным дорогам. Но именно подобные транспортные средства, по его мнению, будут обеспечивать до половины совокупного пробега коммерческого транспорта.
В этом смысле очень показательно решение Национальной администрации безопасности дорожного движения США. Здесь выпустили новые правила, которые позволят производителям автоматизированных транспортных средств, предназначенных для перевозки только грузов, а не людей, делать авто без стандартных элементов управления. Например, таких, как рулевое колесо и педали тормоза. Кроме того, новые правила отменяют требование, чтобы у беспилотных транспортных средств имелось место водителя.
Автомобили без водителей уже выехали на дороги в нескольких странах. Как быстро водителей вытеснят автопилоты?
|