Больше всего испугались стремительного роста цен на дизтопливо в Западной Европе, которая уже многие годы проводила политику дизелезации. Она оказалась очень успешной и в некоторых странах доля авто с дизельными двигателями достигала 80%. У дизельного мотора есть несколько преимуществ: меньшее потребление топлива на 100 км, больший крутящий момент, а главное, – топливо было существенно дешевле бензина. Сейчас, когда главный аргумент утрачен, европейцы оказались у «разбитого корыта». Их многолетняя политика привела в никуда.
Среди альтернативных видов топлива пользуется популярностью сжиженный газ. Его используют во многих странах, но цены на это топливо постоянно скачут. Тем не менее, в Украине продажи новых коммерческих автомобилей, работающих на газу, только за 10 мес. 2007 года составили почти 19,7%, дизельных – 22,7%, но львиная доля рынка (57,5%) пришлась на бензиновые версии.
Автопроизводители в спешном порядке разрабатывают энергосберегающие технологии, экспериментируют с альтернативными видами топлив, но пока все новации оказываются слишком дорогими. Дальше всех пошла Toyota, которая вовремя усмотрела грядущую топливную проблему и уже несколько лет серийно выпускает автомобили с гибридными ДВС. На европейском рынке представлены Toyota Prius (за все время продано 100 тыс.), а также Lexus RX400h, лимузин Lexus LS600h. Суммарно за все время Toyota выпущено уже 1 млн. автомобилей с гибридными ДВС, но пока они не делают «погоды» на рынке. В Украине доля гибридных автомобилей, по данным AUTO-Consulting, за 10 месяцев 2007 года составила всего – 0,03%. Сейчас «гибриды» активно осваивают Honda, GM, Ford, некоторые производители направили усилия на разработку автомобилей, работающих на водороде. Однако в глобальном масштабе пока нет технологии, позволяющей полностью отказаться от нефтяного топлива.
Что ждет рынок дальше?
Цена на нефтепродукты в Украине зависит в основном от двух факторов: мировых цен и экспортной пошлины на российскую нефть. Последний раз россияне повышали размер пошлины в апреле - тогда она выросла с $156,4 до $250,3 за тонну. Следующее повышение - до $275 за тонну - запланировано на 1 декабря. Поэтому в нынешнем скачке топливных цен виноваты прежде всего мировые тенденции: с начала года цена нефти на ведущих торговых площадках выросла на 40%.
И будет расти дальше, утверждают аналитики. Ведь причин для этого – более чем достаточно. Это и нежелание стран - членов нефтяной организации ОПЭК, увеличивать объёмы добычи чёрного золота, и снижение запасов нефти в США, и увеличение потребления нефтепродуктов Китаем, Индией и Бразилией.
Если добавить к этому непрекращающиеся кризисы на Ближнем Востоке, в частности, угрозу военного удара по Ирану и возможность вооружённого конфликта Турции с курдскими повстанцами, становится понятно, почему стоимость нефти достигла рекордных $98,62 за баррель. Это лишь немногим меньше абсолютного рекорда - $101,70, который был побит в 1980 г. во время войны Ирана с Ираком.
Вслед за ростом мировых цен стоимость российской нефти на зарубежных рынках только за сентябрь - октябрь выросла с $71,6 до $87,12 за баррель, что не замедлило отразиться на украинском розничном рынке. "Украина с 2004 г. закупает нефть и нефтепродукты по мировым ценам без каких-либо преференций. Просто эти цены, как правило, доходят до Украины с отставанием на одну-две недели", - объяснил Фокусу министр топлива и энергетики Юрий Бойко.
Сергей Житник, генеральный директор топливной компании "КЛО", уверяет, что повышение цен вызвано вовсе не желанием торговцев топливом заработать больше. "Украина добывает только около 20% нефти, а 80% - завозит. Поэтому мы зависимы от мировых цен. Если покупать за границей готовый бензин - ситуация будет та же: наши отпускные цены вырастут пропорционально мировым", - объяснил он.
Впрочем, по данным консалтинговой компании UPECO, даже после осеннего скачка цен украинский бензин А-95 в среднем, почти, на 2 грн. дешевле, чем в странах Восточной Европы. "В розничной торговле у нас бензин А-95 стоит дешевле, чем в любом сопредельном государстве, кроме России. А дизтопливо дешевле, чем в Украине, можно купить только в России и Белорусси", - отмечает Юрий Бойко.
"В ближайшем будущем мы ожидаем небольшой рост цен, примерно, на 2-3%", - прогнозирует Сергей Житник. Это значит, что к концу года цена на бензин А-95 может достигнуть уровня 5,15 - 5,20 грн. за литр. Впрочем, отмечает Житник, как показывает практика минувших лет, в январе спрос на нефтепродукты обычно падает и цены стабилизируются.
В долгосрочной перспективе украинские цены на топливо будут стремиться к европейским, а это означает, что цена в 1,5 евро за 1 л уже не кажется недостижимой.
Перспективы гибридных технологий
|