Андре Ситроен:
Гений маркетинга или талантливый инженер?
Это он пересадил Европу с лошадей на автомобили, придумал сервисную книжку и первым внедрил передний привод. И именно Андре Ситроен первым зажег рекламную надпись на Эйфелевой башне и дал мощный креативный заряд одноименной марке, модели которой уже 100 лет отличаются незаурядной оригинальностью. Так кем же был этот легендарный человек, гением маркетинга или выдающимся инженером? AUTO-Consulting собрал интересные факты об Андре Ситроене.
Когда говорят о том, что у марки Citroen есть украинские корни, многие удивленно поднимают брови. Как? Ведь основатель марки Андре Гюстав Ситроен родился в Париже 5 февраля 1878 г. Все точно. Но отец будущего автомобильного магната – Леви Ситрон (Лева Цитрон) – нидерландский торговец драгоценностями, семья которого перебралась в Европу из Одессы.
Прицельный выстрел
Андре Ситроен
Сейчас в Париже есть отличный парк имени Андре Ситроена. С лужайками и искусственными водопадами. Он расположен как раз на том месте, где в 1915 году был завод Citroen по производству артиллерийских снарядов. А когда, после Первой мировой войны, надобность в снарядах отпала, этот завод переоборудовали для выпуска автомобилей. И можно сказать, что автомобильный завод так хорошо зарядили, что в США Андре Ситроена сегодня называют, не иначе, как французским Фордом. Ведь по сути, именно Ситроен пересадил Европу с лошадей на автомобили. Так что переход от боеприпасов к авто был не только мощным, но и точным выстрелом. И именно на заводе Citroen родилась настоящая парижская автомобильная мода. Но обо всем по порядку.
Ответ на вопрос: «Почему все началось с артиллерийских снарядов?» - простой. После окончания парижского Политехнического института в 1900 году, 22-летний Андре получил военное звание лейтенанта артиллерии.
В 1914-м Андре Ситроена призвали в армию, на Первую мировую войну. И здесь он в прямом смысле на собственной шкуре почувствовал нехватку артиллерийских снарядов. Ситроен предложил французскому правительству (и представил план) построить завод, который будет производить 20000 снарядов в день. Его проект был принят, и уже через 6 недель на набережной Жавель появились заводские корпуса. Именно там, где сегодня находится парк имени Андре Ситроена. Завод Ситроена производил по 55 тыс. снарядов в день.

После окончания Первой мировой, у Андре Ситроена наконец-то появилась возможность осуществить свой великий (как он сам его называл) проект по производству популярного серийного автомобиля.

Переход от шрапнели к автомобилям, тоже не был случайностью. Еще в 1908 году, до службы в армии, компания «Автомобили Морс» (Automobiles Mors) пригласила Андре Ситроена на свой завод для, как это сейчас называется, оптимизации производства. И Ситроен буквально за пару лет увеличил объемы выпуска автомобилей со 125 до 1200 шт. в год.
Дальнейшему развитию производства помешала Первая мировая война. А развитие могло быть серьезным. Ведь уже тогда Андре Ситроен изучал американскую технологию выпуска автомобилей на конвейере. В 1912 году он посетил США и заводы Генри Форда. Говорят даже, что мсье Ситроен привез из США несколько автомобилей, которые подвергались различным испытаниям, и были многократно разобраны и собраны во время тестов, на предмет конвейерной сборки. Так, что прозвище Андре Ситроена «французский Форд» появилось совсем не случайно.
Великий проект
Эволюция логотипа Citroen
После окончания Первой мировой войны у Андре Ситроена были деньги, заработанные на поставках артиллерийских снарядов, были оригинальные идеи и новейшие американские технологии. То есть практически все необходимое для производства автомобилей.
А эмблема новой автомобильной марки – двойной шеврон была собственноручно нарисована Андре Ситроеном еще до войны. Во время одной из поездок в Польшу (на родину матери Маши Клейнман) Ситроен приобрел там патент на производство шевронных шестеренок и шевронных механизмов. Шевронная передача обеспечивает более плавный и тихий ход, по сравнению с обычными шестернями. И выбирая эмблему марки, Ситроен хотел, чтобы его автомобили ассоциировались с комфортом.
В 1919 году завод выпустил первый автомобиль Citroen Type A с мотором мощностью 10 л.с. Он также известен под именем 10 PS 8/10. И это был первый автомобиль в Европе, собранный на конвейере. Он имел электрический стартер, фонари и запасное колесо и был способен развивать скорость до 40 миль в час. До появления в 1919 году Citroёn Type A, разъезжать в собственном авто во Франции (и Европе) могли позволить себе только очень обеспеченные люди. Ситроен сломал эту традицию. В то время из ворот завода Citroen выезжало по 30 автомобилей в день.

К слову, автомобили на этом заводе выпускали до 70-х годов прошлого века. И именно здесь делали массовый Citroen 2CV и знаменитую «Богиню», как называли Citroen DS19. Но это – другая история, которую AUTO-Consulting еще расскажет в ближайшее время.
Первое в Европе конвейерное производство – не единственное ноу-хау Андре Ситроена. На автомобилях Citroen впервые появился стальной несущий кузов. А двигатель, впервые в Европе, начали устанавливать на демпфирующих креплениях, что помогало минимизировать вибрацию и повышало комфорт. Эту технологию Ситроен привез из США с заводов Chrysler. В Citroen уже в те годы даже замахнулись на автоматическую коробку переключения передач. По тем временам – техническое чудо.

В 1921 году Андре Ситроен разработал первый настоящий внедорожник. Чтобы продемонстрировать его возможности, 5 автомобилей Citroen Р17 на полугусеничном ходу были отправлены на покорение пустыни Сахара. И они пересекли ее за 20 дней. А потом – в 1931-м модернизированные Citroen P17 за 315 дней доехали из Бейрута в Пекин. Это были первые рекламные (как их сейчас называют) автопробеги.
Одним из главных изобретений Citroen является передний привод, в переводе - Traction Avant. Именно так назывался первый переднеприводный автомобиль, который появился в 1934 году. Новинка была элегантной, очень комфортной, и легко управлялась. А 46-сильный 2-литровый мотор раскручивался до 3200 об/мин. и обеспечивал резвую езду. У Traction Avant была торсионная подвеска, оригинальный рулевой механизм и барабанные тормоза с гидроприводом. Автомобиль оказался невероятно популярным, и за 23 года его производства было выпущено более 750 000 авто. Это был первый в мире автомобиль, который разрабатывался не автомобильным дизайнером, а профессиональным художником и скульптором. Его звали Фламинио Бертони. К слову, Citroёn 2CV и «Богиня» DS – тоже его творения.

Чтобы на практике показать надежность своих автомобилей, Андре Ситроен активно стал проводить рекламные автопробеги. А некоторые модели Citroen стали участвовать в автоспорте. Яркий пример – автомобиль Citroen 8CV La Petite Rosalie. «Маленькая Розали» с мотором мощностью 8 л.с. в 1933 году проехала 300 000 км (!) на ипподроме в Линас-Монтлери со средней скоростью 93 км/ч (!). Этот заезд продолжался 134 дня и доказал надежность автомобилей Citroen. Параллельно был установлен рекорд непрерывной гонки. Впоследствии «Маленькая Розали» установила 191 международный рекорд и 106 мировых рекордов. А также положила начало победам Citroen в автоспорте.
Отец маркетинга
По поводу парижской автомобильной моды все, на самом деле, не так просто, как может показаться. Чтобы стать законодателем мод недостаточно, мягко говоря, иметь предприятие в Париже. Свою продукцию надо продвигать. И Андре Ситроен делал это настолько мастерски и виртуозно, что его считают (по праву) отцом автомобильного маркетинга. Ведь именно он первым догадался и воплотил в жизнь такой, казалось бы, очевидный сегодня рекламный ход. Светящаяся надпись Citroen засияла не где-нибудь, а на Эйфелевой башне. Там было использовано 250 тыс. ламп и 60 км проводов.
Именно Андре Ситроену принадлежит идея комплексного подхода к автомобилю. Она включала не только производство и продажу, но и сервис, техническую поддержку, ремонт автомобилей, и кредитование их покупки. По идее мсье Ситроена были созданы один из первых каталогов запасных частей, стандартное руководство по сервису авто и склад запасных частей. Он также внедрил службу послепродажного обслуживания автомобилей Citroen, которая предоставляла гарантию на автомобиль на 1 год. И бесплатный осмотр машины после обкатки (1-е ТО).

Именно Андре Ситроену должны быть благодарны дети и коллекционеры моделей авто во всем мире. В 1923 году он первым придумал выпускать маленькие копии серийных Citroen в масштабе 1:5, 1:10 и 1:15, а также игрушечные педальные и электрические Citroen для детей. Впоследствии появились целые гаражи для моделей, заправочные и сервисные станции для них. Ребенок с детства должен был знать, на каком автомобиле он будет ездить.
Говорят даже, что благодаря Андре Ситроену, знаки указателей поворотов во Франции получили вместо обычной одной стрелочки две. Как на эмблеме Citroen.

К концу 30-х годов компания Citroen стала одним из самых успешных автопроизводителей в Европе. В год с конвейера сходило почти 100 тыс. автомобилей Citroen.

В 1931 году французское правительство наградило Андре Ситроена звездой Великого офицера Почетного легиона. Не только за его заслуги перед Францией, но и за вклад в цивилизацию и мировой прогресс.
Андре Ситроен умер в 1935 году. Но тот мощный заряд, который он заложил в автомобильную марку под своим именем, работает до сих пор. Ведь мсье Андре Ситроен хотел, чтобы автомобиль превратился в рабочий инструмент, и независимость передвижения стала доступной для всех.

В этом году Citroen отмечает свой 100-летний юбилей. В истории этой марки есть еще немало выдающихся достижений, о которых мы обязательно расскажем в ближайшее время. Оставайтесь с нами!
Made on
Tilda