120-летие OPEL
Малоизвестные факты 120-летней истории Opel.
Первые 60 лет

Часть 1
В этом году компании Adam Opel исполняется 120 лет. И это - очень крутая дата. Немногие из европейских (не говоря уже об азиатских) производителей автомобилей могут похвастаться таким почтенным возрастом. AUTO-Consulting собрал самые интересные факты из истории именитой немецкой марки.
И оказалось, что покупка марки Opel французским автомобильным гигантом PSA в 2017 году - тоже не случайна. У Opel с Францией - вековые связи.
Король шляпок и швейных машинок
Так называли основателя компании Адама Опеля. И те, кто не в курсе, до сих пор посмеиваются над такой родословной. На самом деле, глава семейства Адам Опель учился во Франции, и там познакомился с чудом техники того времени - швейной машинкой. И сконструировал свою. Поэтому, его предприятие, открытое в 1863 году, достаточно быстро стало крупнейшей шляпной фабрикой в Германии.
В 1886 году предприятие наладило производство велосипедов. Ведь это двухколесное средство передвижения Адам Опель впервые увидел там же - во Франции. А сыновья Адама Опеля - Карл, Вильгельм и Фридрих стали чемпионами Германии по велоспорту. К слову, уже тогда на велосипеды Opel ставили пневматические шины с воздухом внутри. Впоследствии, надувные шины начали использовать и на автомобилях Opel, что было ноу-хау и редкостью для того времени.
Но 120 лет мы празднуем не со дня основания шляпной фабрики Opel, а с 1899 года - когда компания Adam Opel, названная так в честь отца семейства, выпустила свой первый автомобиль.
Патентованный автомобиль Opel-Lutzmann
Выпуском автомобилей семейство Опель начало заниматься благодаря жене Адама Опеля - Софи. Именно она предложила заключить контракт с инженером Фридрихом Луцманом, для выпуска запатентованных самоходных колясок системы Луцмана. Предложение горячо поддержали сыновья, которые впервые увидели автомобили на выставке в Берлине в 1897 году, и загорелись идеей производства таких транспортных средств.

В 1898 году контракт был подписан и для производства автомобилей под маркой Opel-Lutzmann семейство Опель строит завод в Рюссельхайме. В честь отца компанию назвали Adam Opel.

Первый одноцилиндровый Opel Patent-Motorwagen System Lutzmann выехал из ворот предприятия в 1899 году. Он имел горизонтально расположенный под сиденьем мотор мощностью 4 л.с., который заводился вручную. Среди технологических новинок были пневматические шины, которые изобрел Роберт Уильям Томсон в 1845 году, но они еще не нашли достойного применения в автомобильном производстве. А также - цепное рулевое управление. Согласно Имперскому Патенту от апреля 1894 года, эта система обеспечивала «гораздо более плавную работу и точность» по сравнению с существующими конструкциями. Кроме того, в комплекте предлагалось дополнительное съемное детское кресло. Пассажирских мест было 2, автомобиль был способен развивать скорость в 30 км/ч. И между прочим, у Opel Patentmotorwagen 1899 года уже были мягкие кожаные сиденья, а не деревянные скамейки.
В Opel утверждали, что автомобили, построенные в Рюссельсхайме, «представляют самые высокие достижения в конструкции двигателя на сегодняшний день, с точки зрения простоты механизма и надежности". В 1901-м это подтвердил модернизированный Opel-Lutzmann, который выиграл Heidelberg-Konigstuhl (Горная гонка), обойдя 16 других автомобилей, изготовленніх известными немецкими автопроизводителями.

А еще на базе автомобиля Луцмана в Opel построили первый коммерческий фургон для винодельческого бизнеса. Об этом написала местная газета Main-Spitze от 2 июля 1899 года. А первая фотография первого Opel LCV датирована 1901 годом. Это был Lutzmann с закрытым кузовом, мотором мощностью 5 л.с. и скоростью около 20 км/ч.

Однако, спрос на модель Opel-Lutzmann был небольшим, поэтому, в 1900-м партнерство с Луцманом распалось. Но братья Карл и Вильгельм уже знали, что будут делать дальше.
Французский след
Из Франции братья привезли лицензионное соглашение с компанией Automobiles Darracq S.A., и завод начал выпускать автомобиль Opel-Darracq. Он имел оригинальный кузов Opel, на шасси и с 2-цилиндровым двигателем Александра Даррака. Но самое важное, что в Opel использовали французскую систему производства автомобилей, которая была более эффективной и позволяла снизить затраты, а значит - уменьшить цену авто.
С самого начала в Opel отстаивали идею производства автомобилей настолько эффективного, насколько это было возможным, чтобы сделать их доступными для широкой аудитории.
Уже в 1902-м появились практичные автофургоны Opel с «Системой Darracq». Они имели переднее расположение двигателя, коробку передач, карданный вал и задний привода.
В том же 1902-м Opel на выставке в Гамбурге представил автомобиль 10/12 PS собственной разработки. Эта модель имела кузов Tonneau и 2-цилиндровый мотор мощностью 10/12 л.с. со встроенным масляным насосом. Он разгонял Opel 10/12 PS до максимальных 45 км/ч.
В 1905 г Opel начал выпускать автомобили более высокого класса - 35/40 PS, которые оснащались 6,9-литровым мотором. А уже в 1906-м Opel открывает филиал своей фабрики в Берлине и выпускает 1000-й автомобиль.

1909 год стал знаковым для Opel. Компания представила модель 4/8 PS с 4-цилиндровым двигателем, известную, как Doktorwagen. Его предлагали за 3950 марок, что было вдвое меньше, чем просили за авто такого класса конкуренты. Opel Doktorwagen, как писали в рекламе того времени, идеально подходит для «врачей, ветеринаров и юристов». Автомобили пользовались хорошим спросом, и в 1912 г Opel выпустил свой 10000-й автомобиль.

В Opel с самого начала стремились превратить автомобиль из престижной игрушки для богатых в доступное транспортное средство. Благодаря такой политике, уже в 1914-м Opel становится крупнейшим автомобильным производителем Германии. Годовые продажи компании составляли больше 3300 авто.
Массовое производство
В 1920 г группа ведущих инженеров Opel во главе с Вильгельмом Опелем отправилась за океан — перенимать накопленный в США опыт массового производства автомобилей.

В 1924 г Opel вкладывает 1 миллион золотых марок в модернизацию производства. Все станки были заменены современным оборудованием с электрическим приводом, и Opel стал первым немецким автомобильным производителем, который начал делать машины на конвейере. И уже скоро это дало небывалые результаты.
В 1925 году Opel выпустил модель 10 PS, которая описывалась в каталоге как «Самый недорогой автомобиль, который может быть предложен немецким покупателям». При этом автомобиль отличался, как писали в рекламном буклете, "бесшумной, удивительно плавной ездой, изумительным ускорением и послушной управляемостью". Кроме того, он имел инновационные тормоза на всех четырех колесах. А с 1926 года Opel начал использовать такую тормозную систему и в своей маленькой модели 4 PS.

Этот автомобиль назывался Laubfrosch и выпускался с моторами мощностью в 4 л.с. и в 12 л.с. Он был доступен только «в тихом зеленом цвете, который радует глаз», за что и получил прозвище "Древесной лягушки". Двухместная машина в мощной версии была способна развивать максимальную скоростью 60 км/ч и стоила 3900 марок. "Лягушонок" мощностью в 4 л.с., благодаря производству на конвейере, был «автомобилем для всех» и стоил 1 930 рейхсмарок. К 1927 году выпуск «лягушат» достиг 39 000 штук. 8000 рабочих могли изготавливать до 250 машин в день. К 1931 году было выпущено 119 484 модели Opel 4 PS, а на базе Laubfrosch появилось целое семейство других моделей.
Реактивный двигатель
В 1928 году Фриц Опель - внук Адама Опеля построил первый в мире автомобиль-ракету с реактивным двигателем RAK-I. Он стартовал на нем 11 марта 1928 года. Но заезд оказался неудачным. Два месяца спустя на берлинском треке AVUS состоялся рекордный заезд другого болида — RAK-II, который развил скорость 238 км/ч. RAK - сокращение от "ракета", а полное название модели - Opel Sander-Rakete.
Крупнейший в Германии и Европе
В 1928-м компания Opel стала крупнейшим немецким производителем автомобилей. На рынке Германии ей принадлежало почти 40%, а годовое производство составляло больше 42500 авто.
В 1929 году, во время экономического кризиса 80% компании приобретает американский автомобильный гигант General Motors и фирма Adam Opel AG становится немецким филиалом General Motors. В 1931-м американцы выкупают 100% акций Opel и производственная программа опелевских предприятий нацеливается на выпуск максимально возможного числа моделей из минимального количества унифицированных узлов и кузовов. В это время компания производит 500 автомобилей и 6000 велосипедов ежедневно.
В 1931 году Opel выпускает модель Dienstwagen (служебный автомобиль) - свой первый по-настоящему легкий коммерческий автомобиль. Этот панельный фургон с 23-сильным мотором и грузоподъемностью 500 кг пользовался огромным успехом в своем классе, занимая долю рынка в 80%. Opel построил 22 000 единиц «Dienstwagen».
В 1934-м появился родоначальник знаменитого коммерческого семейства моделей Opel Blitz. Его конструкция была настолько удачной, что производство Blitz стало одним из первых, которое General Motors восстановило в Рюссельхайме после Второй мировой войны. Под капотом у Blitz стояли 6-цилиндровые моторы от Opel Kapitan. И именно он имел эмблему в виде молнии в овале. Ведь Blitz в переводе - "молния".
На все модели Opel эмблема с молнией перешла в 1964-м. До этого внутри овала был дирижабль.
В 1934 году автомобили Opel получили независимую переднюю подвеску. Ее представили на Берлинской торговой выставке 1934 года.
В 1935-м Opel первым немецким автопроизводителем, выпустившим за год более ста тысяч машин. И в этом же году Opel представил на автосалоне в Берлине модель Olympia - первый немецкий автомобиль с несущим кузовом. Автомобиль был назван в честь Олимпийских игр, проходивших в Берлине в 1936 г. Эту модель отличали низкая масса в сочетании с высоким уровнем пассивной безопасности и хорошей аэродинамикой. У Olympia фары были включены в кузов, а не крепились отдельно на крыльях. Чтобы наглядно показать преимущества несущего кузова, на Международном автосалоне 1937 года в Берлине Opel продемонстрировал модель Olympia в разрезе. Покупатели были в восторге. К 1940 году около 170 000 Olympia сошли с конвейера в Рюссельсхайме. Эта модель была настолько удачной конструктивно, что ее производство возобновили в 1947 г.

В 1936-м с годовым производством в 120923 шт Opel становится крупнейшим автомобильным производителем Европы. А уже в 1940-м компания Opel производит свой миллионный автомобиль.
Дедушка Kadett
Opel Kadett
В 1936 году Opel предложил массовой аудитории бессмертную модель Kadett. Он имел несущий кузов, 4-цилиндровый четырехтактный двигатель, проверенный на модели Р4 и гидравлические барабанные тормоза. А цена была значительно ниже, чем у прямых конкурентов. В 1938 году Opel Kadett был доступен за 1795 марок. До начала Второй мировой войны с конвейера сошло около 107 000 автомобилей Kadett. Если присмотреться, нетрудно догадаться, что именно опелевский Kadett стал основой для советского народного автомобиля "Москвич 400 и 401". Ведь в 1945 г. производственное оборудование для модели Kadett было демонтировано и вывезено из Рюссельхайма в СССР.
В конце 30-х годов Opel выпустил две новые 6-цилиндровые модели: Opel Super (1937) и Opel Kapitan (1939). Довоенная модель высшего класса носила гордое имя Opel Admiral. Эти машины после Второй мировой войны еще долго ездили в СССР. Ведь привезти домой с войны трофейный Opel старались многие. А их неприхотливость и надежность сделали автомобили марки Opel одними из самых желанных и ценимых на территории бывшего СССР.

История модели Kadett нашла свое продолжение в послевоенной Германии (тогда ФРГ). Для выпуска нового поколения Kadett в 1962 г специально построили завод в Бохуме. И новый Kadett пользовался такой популярностью, что уже в 1966-м, это предприятие выпустило миллионный автомобиль. В 1984-м увидел свет Kadett E, жизнь которого продлилась фактически до наших дней, найдя реинкарнацию в Daewoo Nexia.
Послевоенный ренессанс
Первым полностью новым Opel после войны стала модель Olympia Rekord. Ее дизайн напоминал большие американские лимузины с хромированной акульей пастью и идеально подходил для зарождавшегося немецкого экономического чуда. В 1953 году на Франкфуртском автосалоне модель Opel Olympia Rekord P-1 воплотила в себе мечты немецких автомобилистов 50-х годов об идеальном транспортном средстве. Надо отметить, что сиденья в этом авто были закреплены на металлическом каркасе и регулировались в продольном направлении и спинки передних сидений можно было сложить вперед. А в Opel Kapitan L 1956 г спинки сидений уже можно было раскладывать назад до горизонтального положения, просто потянув за рычаг. Позже, в моделях Monza A и Senator A сидения получили регулировки по высоте. Это были первые ростки современных сидений в автомобилях Opel, которые получили сертификат Немецкой ассоциации здоровой спины.

В 1956-м Opel выпустил 2-миллионный автомобиль.
Продолжение следует…
Made on
Tilda