Секрет 100 лет незаурядности.
Репортаж из
Conservatoire Citroen
В чем секрет нестандартных, инновационных и незаурядных решений, которые уже 100 лет использует в своих автомобилях марка Citroen? Ответ на этот вопрос может дать Conservatoire Citroen – огромный ангар-музей, где собрано более 400 автомобилей, начиная с 1919 года. Говорят, что на время официального празднования 100-летия марки, музей Citroen будет закрыт. Но у читателей AUTO-Consulting есть возможность побывать в нем на виртуальной экскурсии.
О том, как и когда появились первые автомобили Citroen, AUTO-Consulting уже рассказывал. И о том, что эмблема марки – «два шеврона» обязана своим рождением шевронной шестеренке, патент на производство которой приобрел Андре Ситроен, - тоже. В Conservatoire Citroen эту самую шевронную шестеренку можно увидеть. И, кстати, сам огромный ангар, в котором находится историческая коллекция моделей Citroen, расположен на бульваре Андре Ситроена.

Поначалу кажется, что вы попали не туда. Скульптурные композиции в стиле модернизма и футуризма начала прошлого века, документы, потускневшие фото. Но это – лишь первый зал, или, скорее – предбанник. А вот когда открывается металлическая дверь, вы понимаете, что находитесь именно там, куда стремились. Под сводчатым потолком ангара в несколько рядов стоят сотни сгруппированных по тематике автомобилей Citroen: спорт, путешествия и приключения, прототипы и концепт-кары, необычные и редкие автомобили, коммерческая техника. Общая площадь музея – 6500 м2.
О культовых и знаковых для всего мирового автопрома моделях Citroen AUTO-Consulting еще подробно расскажет в отдельном материале. А в музее Citroen советуем обратить внимание не только на них. Здесь есть немало редких и уникальных автомобилей, выпущенных ограниченными партиями. Например, сделанный, совместно с Maserati Citroen SM 1970. Это – один из самых престижных «Ситроенов». Причем, итальянцы, которые очень придирчиво относятся к дизайну всех автомобильных марок, кроме собственных, посчитали незазорным выставить Citroen SM в автомобильном музее в Турине. И не просто поставили его в экспозицию, а поместили в Зал автомобильного дизайна. Кто не доедет до Турина, может полюбоваться Citroen SM в Париже в Conservatoire Citroen.
К слову, Citroen SM – не единственный экспонат Conservatoire Citroen, дизайн которого итальянцы признали эталонным. В том же Museo del Automobili de Torino находится и знаменитый Citroen DS19, который называют «Богиней». Только в Италии он на пьедестале возвышается в Зале автомобильного будущего.

А вот Citroen DS, на котором ездил президент Франции генерал Шарль де Голль, можно увидеть только в Conservatoire Citroen. Между прочим, традиция использовать Citroen, как официальный автомобиль президента Франции, жива и поныне. Сейчас одним из официальных президентских автомобилей является DS5. С легкой руки «Богини», модели DS стали отдельной премиальной маркой Citroen.

Туринский музей – не единственный, где экспонируются различные модели Citroen. Например, в автомобильном музее Пекина стоит автомобиль Citroen 5HP Torpedo. Эта машина была изготовлена в 1925 г. во Франции и приехала в Пекин своим ходом. Да - это один из тех автомобилей, которые участвовали в ралли Париж-Пекин. Так Андре Ситроен на практике доказывал надежность своих авто. Также 5HP Torpedo считается первой в мире моделью автомобиля, специально спроектированной для женщин. Она отличалась удобным и простым управлением и пользовалась огромным спросом. Всего за 3 года было реализовано свыше 80 тыс. единиц.
Стоит в Пекине и Citroen 2CV – «Гадкий Утенок», который сам доказал свою надежность и стал знаменитым на весь мир. Естественно, что в Conservatoire Citroen 2CV тоже есть. Но на то это и музей Citroen, что здешний «Утенок» уникальный. И здесь немало таких авто, возле которых специалисты-ситроенисты могут не один час простоять и поспорить о том, для чего, кем и когда они были созданы.

Оригинальный экземпляр прототипа Citroen 2CV 1939 года настолько бюджетный, что в базе имел всего 1 переднюю фару. Вторая – за дополнительную плату. Основная концепция этой модели – две оси под зонтиком. Подразумевалось, что это лучше, чем мотоцикл. Объем бензинового мотора 375 см3, мощность – от 2 до 8 л.с.
Интересно, что в берлинском Classic Remise тоже есть уникальный 2CV. И он там стоит дороже, чем Rolls-Royce. Ведь это - легендарный Citroen 2CV AW в версии Sahara с двумя моторами и полным приводом. Именно поэтому у него на капоте статуэтка с двухголовой лошадью. Потому и хотят за него 180 тыс. евро. Вот вам и бюджетная машинка.
Citroen С-Metisse
Прямо у центрального входа в автомобильный музей в Шанхае стоит концепт Citroen С-Metisse. Скорее всего, он тут с автосалона в Шанхае 2007 года, на котором Metisse произвел фурор. Настоящая редкость, место которой в «Консерватории Citroen». Дизельный гибрид, способный разогнаться до сотни за 6,2 секунды. Почти персональный самолет бизнес-класса.
Но мы отвлеклись от самого Conservatoire Citroen. Попадая сюда понимаешь, что автомобили Citroen нередко предлагают автомобилистам то, что в авто других марок может появиться только через полвека. А может – и никогда.

Естественно, есть в экспозиции Консерватории первый серийный автомобиль марки – Citroen Type A 1919 года. Он же - первый Citroen, получивший шевронную эмблему и уже в базе имевший стартер, электрические фары и запасное колесо. И делал его сам Андре Ситроен.
В соседнем ряду стоит концептуальный Citroen Revolte 2009 года. Таким в Citroen видели тогда продолжение модельного ряда культового «Гадкого Утенка» 2CV. Но, как и в одноименной сказке, гадкий утенок стал лебедем, а черты Revolte перешли к представителям элитной линии, а теперь уже – отдельному премиальному бренду DS.

На роль зачинателя новейшего поколения 2СV больше подошел бы концептуальный Lacoste 2010 года. Хотя, некоторые видят в нем черты новомодного Cactus.

Как кроссовер в линейке DS изначально проектировался концептуальный Citroen Hypnos 2008 года.
Огромный и роскошный универсал Citroen DS 20 Estate 1975 года, вмещает семью из 8 (!) человек. Настоящая яхта в городском потоке.
Никак не обойтись в Консерватории без классического Citroen DS 21 1972 года. Он предлагал невиданный для своего времени комфорт. А в люксовой версии, как в Rolls-Royce, - даже разделительное стекло между водителем и задними пассажирами.
Но еще круче был президентский, в прямом смысле этого слова, Citroen DS 21 Presidentiele 1968 года. Его на базе обычного Citroen DS 21 построил Генри Шапрон. А разъезжали на нем президенты Франции Шарль де Голль и Жорж Помпиду. Тут же рядом современный президентский Citroen DS 5. А также кабриолет, построенный Генри Шапроном в 1972 году на базе Citroen SM специально к приезду в Париж британской королевы Елизаветы. Он называется Citroen SM Presidentiele.
Citroen B2 Сaddy
В 1923 году с кормой в форме настоящей лодки выпускали Citroen B2 Сaddy. В этом авто, чтобы попасть на задний ряд сидений, надо было по ступенькам карабкаться на корму лодки, а потом «нырять» в специальное отверстие, где находилось сиденье. Никаких задних дверей. Ведь это – спортивный кабриолет. В начале прошлого века владельцы подобных машин относились к задним пассажирам так же, как и сегодня. Преемственность нравов. Даже не смотря на то, что мотор у В2 был фантастической мощности 9 л.с.
Citroen Traction 7B Hard Top 1934 года полон инноваций. Среди них - отличная аэродинамика, несущий кузов, передний привод, торсионная подвеска и гидравлические тормоза. И …даже складная жесткая крыша, которую многие другие производители воплотили в серийных авто только через 50 лет.

Конечно же в Консерватории есть знаменитые Traction Avant и «Маленькая Rosalie». А также легендарный фургон из гофрированного листового металла Citroen H-Van 1947 г.
В одном из своих значений слово «консерватория» обозначает «хранилище искусства». В данном случае Conservatoire Citroen – действительно хранилище дизайнерского и инженерного искусства легендарной марки. Здесь хранится генофонд Citroen за всю его историю. Где еще увидишь автомобили с серийным односпицевым рулем, который придумал дизайнер Мишель Харманд, гидропревмоподвеской, менявшей дорожный просвет авто еще пол века назад или с водительским сиденьем в центре салона? Только у Citroen.

Перед входом в «Консерваторию» – минималистически-кубическая скульптура в стиле Citroen, изображающая не менее необычную (и не только для своего времени) модель ХМ. Надо сказать, что и сегодня в XXI веке многие инженерные и дизайнерские находки Citroen из века ХХ, выглядят фантастически. На лицо запрограммированный французскими инженерами сбой Машины Времени или – возвращение в будущее.

Потому, что для Citroen 100 лет – это не возраст, а опыт.
Made on
Tilda