Легендарные модели CITROEN,
которые опередили свое время
Если вас попросить назвать самую знаменитую и легендарную модель Citroen, каким будет ваш ответ? За 100-летнюю историю таких моделей у французской марки было немало. Поэтому, велика вероятность, что ответы будут разными. AUTO-Consulting рассказывает о тех Citroen, которые стали символами своего времени, и одновременно опередили его.
Есть пословица о том, что первый блин всегда выходит комом. Но у Андре Ситроена народная мудрость дала сбой. Уже первый автомобиль, который выпустил завод Citroen, стал удачным. В 1919 году покупателям был предложен относительно недорогой, комфортный и экономичный автомобиль. Сегодня – через 100 лет все эти качества все так же актуальны.
Citroen Type A
Citroen Type A
Автомобиль Type A с 4-цилиндровым двигателем объемом 1327 куб.см. развивал максимальную мощность 10 л.с. и скорость 65 км/ч. Он потреблял на 100 км пути всего 7,5 л бензина, который в то время продавался в аптеках. Благодаря легкости Citroen Type A имел низкий износ шин. А конструкция задней подвески делала езду на этом авто комфортной. Покупателям предлагалось несколько вариантов кузова. В том числе и кабриолет.
Type A стал первым Citroen, получившим шевронную эмблему и уже в базе имевшим стартер, электрические фары и запасное колесо. И это был первый автомобиль в Европе, который выпускался на конвейере.
До появления Citroёn Type A, разъезжать в собственном авто во Франции (и Европе) могли позволить себе только очень обеспеченные люди. Андре Ситроен сломал эту традицию. В то время из ворот завода Citroen выезжало по 30 автомобилей в день. И к 1920-му было продано 10000 (!) Type A. Благодаря этой модели Андре Ситроена называют французским Фордом. Ведь появление Type A фактически пересадило европейцев на автомобили.

А еще Citroen Type A первым попал в гаражи французских малышей. Именно эта модель удостоилась чести стать коллекционной масштабной моделькой. И это была гениальная идея Андре Ситроена, который с детства воспитывал будущих покупателей Citroen. И будущих коллекционеров автомобильных моделей тоже.
«Маленький Лимон»
Citroen Type С 5 НР
Всего через три года Citroen выпустил абсолютно новую модель. Через три! Даже сегодня, при нынешнем уровне развития технологий, далеко не у всех автомобильных производителей модели обновляются так быстро. Citroen Type С 5 НР представили в октябре 1922 года на автосалоне в Париже.
Его разработали на базе Type A, но он был меньше и предназначался для молодежной аудитории. Также 5HP Torpedo считается первой в мире моделью автомобиля, специально спроектированной для женщин. Она отличалась удобным и простым управлением и пользовалась огромным спросом. На заводе первые автомобили получили смелую ярко-желтую окраску кузова, а в народе – прозвище «Маленький Лимон».
Конструкция Citroen 5HP Torpedo была настолько надежной, что в 1925 г. этот автомобиль своим ходом из Франции приехал в Пекин. Причем, дважды. Один из участников того пробега Париж-Пекин сегодня находится в экспозиции автомобильного музея Пекина.

Еще одним серьезным ралли-рейдом Citroen 5HP Torpedo считается его 5-месячный пробег по Австралии. «Маленький Лимон» прошел тогда 17000 миль. Да-да – это тот самый автомобиль, который за легкость управления полюбили французские женщины. Он пользовался таким спросом, что всего за 3 года было реализовано свыше 80 тыс. единиц Citroen 5HP Torpedo в разных кузовах.
Любимец полиции и гангстеров
Citroen Type 7A Traction Avant
За скорость и хорошую управляемость этот автомобиль любили полицейские и гангстеры. А в народе его называли «Королевой дорог» (Reine de la Route). Это – Citroen Traction Avant – первый серийный европейский переднеприводный автомобиль со стальным несущим кузовом.
Собственно Traction Avant – это и есть в переводе передний привод. А сама модель официально называлась Citroen Type 7A и появилась в апреле 1934 года. Что касается цельнометаллического несущего кузова, - это тоже была новинка. И чтобы испытать его на прочность в компании Citroen провели своеобразный краш-тест: сбросили автомобиль с обрыва.
Для своего времени Citroen Traction Avant был технически продвинутым. Он имел гидравлические тормоза на четырех колесах, независимую подвеску с торсионом, двигатель на упругом креплении, которое уменьшало вибрации и гидравлическую подвеску (с 1954 г). С двигателем мощностью 46 л.с. и 3-скоростной коробкой передач, автомобиль развивал скорость до 106 км/ч.

Citroen Traction Avant был спроектирован Андре Лефевром и Фламинио Бертони. К слову, Citroёn 2CV и «Богиня» DS 19 - тоже их творения.
«Гадкий Утенок»
Citroen 2CV
Когда кто-то говорит о бюджетном автомобиле, те кто знает о существовании Citroen 2CV, могут улыбнуться. Вот, где настоящий бюджет. Настолько бюджет, что в прототипе 2CV, который стоит в музее Citroen в Париже, - всего одна фара. Вторая - за доплату. И таких эконом-решений было много. Те же откидные стекла-форточки, экономящие на механизме стеклоподъемников. А хотите кабриолет – пожалуйста! Сворачивайте брезент на крыше. Основная концепция этой модели – две оси под зонтиком. Подразумевалось, что это лучше, чем мотоцикл. Объем бензинового мотора - 375 см3, мощность – 9 л.с.
Эту модель разрабатывали еще до Второй мировой войны и планировали показать на Парижском автосалоне в октябре 1939 г. Но он, по понятным причинам, не состоялся. А вот после войны, когда были нужны эффективные и бюджетные решения, тогдашний директор Citroen Пьер Буланже возродил довоенный проект.

Премьера Citroen 2CV все же состоялась на автосалоне в Париже, но в 1948 г. Шедевром дизайна его назвать сложно, но президент Франции, присутствовавший тогда на презентации Citroen 2CV назвал его внешность романтичной. И он был прав. Автомобиль, получивший прозвище «Гадкий Утенок» впоследствии стал всеобщим любимцем и символом Парижа. А после завершения его производства, для соблюдения европейских экологических норм Citroen 2CV стали переделывать в электромобили, на которых сегодня по Парижу катают туристов.

На самом деле, лучше всего о романтике написано в технических характеристиках 2CV. В частности там говориться: "Автомобиль, рассчитанный на перевозку четырех человек и 50 кг картофеля, развивающий скорость до 60 км/ч, с расходом 3 литра бензина на 100 км, который должен обеспечивать комфортабельную езду".
Кроме того, бюджетненько в данном случае, – совсем не значит халтурно. Это был надежный автомобиль. Уникальная подвеска обеспечивала комфорт даже при поездке по вспаханному полю. А в 1970 году для владельцев Citroen 2CV был организован раллийный автопробег Париж-Кабул-Париж. Не говоря уже о Rally Afrique, в котором 50 «утят» проехало через пустыню, преодолев 8000 км.

Надежность 2CV подтверждает еще и то, что многие «утята» дожили до сегодняшних дней. И, как это ни странно, пользуются популярностью в Германии – а немцы знают толк в практичности. В Германии до сих пор можно встретить 2CV в отличном состоянии. И сегодня многие мировые автомузеи считают не зазорным, а престижным выставить у себя в экспозиции Citroen 2CV. «Гадкий Утенок», почти, как в сказке, стал знаменитым на весь мир.
Незаурядный фургон
Citroen H Van
Практически одновременно с Citroen 2CV – в 1948 году – появился незаурядный фургон Citroen H Van. Его угловатые гофрированные бока не спутать ни с чем. И некоторые считают, что он еще более практичен и утилитарен, чем 2CV, приближаясь по этим качествам к зубочистке. Те же гофрированные листы частей кузова использовали совсем не для красоты. Они обеспечивали конструкции необходимую жесткость. Эту идеею французы позаимствовали у немецких самолетов Junkers времен Первой мировой войны.
Платформой, как сейчас модно говорить, для коммерческого фургона H Van, стал легковой Traction Avant. От него же перешел по наследству и мотор, разгонявший H Van до 88 км/ч. А фары у H Van были от 2CV. Благодаря легковой платформе, гофрированному кузову и переднему приводу Citroen Type H был легче многих коммерческих фургонов того времени и имел ровный и удобный для погрузки пол. Кем только не работал H Van! У него было много модификаций, и помимо перевозки грузов (до 800 кг), фургон служил в полиции и был скорой помощью.
H Van имел сдвижную боковую дверь, задняя дверь состояла из 3-х частей, где верхняя служила козырьком, а нижние - распахивались. Водительская дверь открывалась против хода движения – так удобнее было вылезать из кабины, расположенной на колесе. Стёкла в дверях H Van не опускались, а сдвигались, как форточки. А масло в мотор можно было доливать прямо из салона, куда выходила часть двигателя.

Производство Семейства фургонов Н было прекращено в 1981 году. Но эти авто можно до сих пор увидеть во многих городах Европы, где их используют в качестве уличных кафе. Ведь H Van, и правда, - эталон утилитарности и практичности. И этих фургонов было выпущено почти полмиллиона.
Богиня
Citroen на Парижском автосалоне
Иногда говорят, что Citroen DS19 называют «Богиней» потому, что DS по-французски созвучно с «deesse», что и означает «Богиня». Но ведь этому автомобилю действительно не было равных. И не только тогда, когда его впервые показали в 1955 году, но и через много лет потом. Не случайно в Museo del Automobili de Torino Citroen DS19 на пьедестале возвышается в Зале автомобильного будущего.
Когда Citroen DS19 был готов к запуску в серийное производство, его представили на автосалоне в Париже. Один из создателей «Богини» Андре Лефевр должен был приехать на Citroen DS 19 прямо на автосалон. Но путь от завода Citroen до выставочного комплекса занял у него несколько часов, и главный герой опоздал на свою мировую премьеру. Причем, не из-за парижских пробок, а потому, что новинку на каждом перекрестке окружала толпа людей, которые рассматривали машину.
В течение часа после презентации на Парижском автосалоне, на покупку Citroen DS19 подали почти 800 заявок. А к концу дня было оформлено уже 12 тыс. заказов. До закрытия автосалона в Париже, владельцами Citroen DS19 пожелали стать 80 тыс. человек! Чтобы удовлетворить огромный спрос Citroen впоследствии наладил производство DS19 в Великобритании и Бельгии.

Конечно, в первую очередь потенциальных покупателей привлекал незаурядный и ни на что не похожий дизайн кузова, созданного Фламинио Бертони. Невероятно, что Citroen DS19 создал тот же дизайнер, который нарисовал «Гадкого Утенка». Но оба автомобиля (каждый по своему) отражают основной принцип творчества Бертони: форма должна соответствовать содержанию, а совершенство достигается единством скорости и безопасности, а также комфорта и простоты.

Но не только дизайн был исключительным у Citroen DS19. Автомобиль имел гидропневматическую подвеску, аналогов которой в мире не существовало. Поэтому, Citroen DS19 отличала непревзойденная плавность хода, а дорожный просвет (с 1956 г) можно было увеличивать и уменьшать нажатием клавиш на приборной панели. И седан, при необходимости, превращался в кроссовер.

Рулевое управление и тормоза также имели гидроусилитель. А еще Citroen DS19 мог похвастать наличием ABS и 4-ступенчатой полуавтоматической коробкой передач. Силовым агрегатом стал мотор от Traction Avant с увеличенным до 2 л объемом мощностью 69 л.с.
Citroen DS19 был героем почти всех французских фильмов того времени. В том числе – и приключенческого сериала о супер злодее Фантомасе. Его Citroen DS19 был оснащен не хуже автомобиля Джеймса Бонда и даже летал.

Но Citroen DS19 был героем и в реальной жизни. Можно сказать, что он спас жизнь президенту Франции Шарлю де Голлю. Благодаря гидропневматической подвеске, во время покушения на президента, автомобиль с пробитыми шинами ехал на трех колесах и ушел от преследователей.

Сегодня DS уже традиционно является официальным автомобилей президентов Франции. А также, с легкой руки Citroen DS19, в мире появилась новая премиальная автомобильная марка - DS.
Героическим можно назвать и участие Citroen DS19 в спортивных соревнованиях. Ведь «Богиня», имела для этого достаточную мощность, точное и безопасное управление, и комфорт. В 1959 году DS19 оказался на стартовой линии ралли Монте-Карло. И победил! А уже в 1965 Citroen DS под управлением Пауля Тойвонена вновь побеждает в ралли Монте-Карло.
Итальянский Citroen
Citroen SM
Чьи автомобили лучше: французские или итальянские? Сторонники обеих автомобильных концепций будут до последнего доказывать, что правы они. Решить их спор может еще одна культовая модель Citroen, созданная совместно с Maserati в 1970 г. Citroen SM Grand Touring имел такой же привод на передние колеса и такую же гидропневмоподвеску, как и DS. Но оснащался 6-цилиндровым V-образным двигателем Maserati, 5-ступенчатой коробкой передач и гидравлической системой рулевого управления Diravi. А рулевое колесо, как в современных авто, во время движения возвращалось у него в центральное положение (колеса становились ровно), тут был и усилитель руля, а также – по мере увеличения скорости, руль становился тяжелее.
В 1971-м Citroen SM впервые принял участие в ралли Марокко и сразу стал победителем. Причем, это была почти стандартная серийная модель. Поэтому, рекламная кампания смело использовала победный результат в качестве слогана: «SM: первое появление - первая победа».

То, что Citroen SM был воплощением не только скорости, но и безопасности, комфорта и стиля в 1972 году подтвердил влиятельный американский (не французский!) журнал Motor Trend. Он наградил Citroen SM титулом «Автомобиль года».

SM – один из самых престижных «Ситроенов». Когда в 1972 году во Францию приезжала британская королева Елизавета, специально для нее Генри Шапрон построил кабриолет на базе Citroen SM. Он называется Citroen SM Presidentiele.
Первая Hydractive
Citroen XM
Не менее необычным и удивительным стал в 1989 г новый флагман - Citroen XM. Его кузов с дизайном от Bertonе чем-то напоминал Lancia Stratos, которую тоже нарисовали в ателье Bertone (в 1970 г). Но главное скрывалось под экстравагантным кузовом. Это - подвеска Hydractive, объединившая интеллект электроники с мощностью и гибкостью гидравлики. Подобной системой серийный автомобиль оснащался впервые в мире. Благодаря ей, ХМ имел уникальную плавность и комфортность хода и мог сам адаптировать дорожный просвет под дорожные условия. По традиции Citroen, у ХМ было односпицевое рулевое колесо, на котором располагались кнопки управления аудиосистемой. Автомобиль оснащался двумя бортовыми компьютерами, что для начала 90-х было мегакруто. А с 1994-го эти компьютеры автоматически меняли дорожный просвет ХМ, в зависимости от условий движения. Не случайно, уже в 1990-м Citroen XM становится европейским «Автомобилем Года», параллельно завоевав еще 14 международных титулов.
Конец эпохи «каблучков»
Citroen Berlingo
Казалось бы, какая легендарность может быть у легкого фургона, но появившийся в 1996 году Citroen Berlingo имеет все права на нее претендовать. Ведь именно эта модель завершила эпоху «каблуков». Она вместе с Peugeot Partner стала одним из первых легких фургонов, созданных не на базе обрезанной легковушки, а самостоятельной моделью, с большим пространством внутри. Такой шаг затем повторили все ведущие производители мира, но первым был именно Berlingo/Partner. Полезный объем 3 м3, грузоподъемность – до 800 кг. Не случайно уже в 1997-м Citroen Berlingo завоевал титул лучшего европейского фургона.
И в том же году доказал традиционную надежность Citroen традиционным ситроеновским способом. Международное ралли, которое так и называлось Citroen Berlingo проходило по маршруту Париж-Самарканд-Москва. И это – хорошая заявка на легендарность. Не говоря уже о том, что в нынешнем – 2019-м году, новое поколение Citroen Berlingo завоевало титул International Van of the Year 2019. А также – титул «Лучшей автомобильной покупки в Европе» по версии Autobest.
Это – далеко не все культовые модели Citroen. Кто-то боготворит свой старенький внедорожник Mehari, а кто-то сдувает пылинки с новенького С1 или Cactus, и тоже считает их культовыми. В этом году марка Citroen отмечает 100-летний юбилей, но она сохранила ДНК нестандартных технических решений, которые отличают ее автомобили, и их незаурядный дизайн . А значит – культовые модели, которые опередили свое время, у Citroen еще будут. Или уже есть. Просто пока мы об этом не знаем.
Made on
Tilda