120-летие OPEL
Культовые модели Opel. Adam Opel - 120 лет.
У марки Opel было немало моделей, которые опередили свое время, а потом еще долго (и до сих пор) пользовались авторитетом и уважением автомобилистов. Некоторые его модели по популярности конкурировали с "Жуком", по скорости - с самолетами, по динамике - с "Порше", а по комфорту с "Мерседесом". Они были законодателями автомобильной моды и даже… давали возможность сэкономить на налогах. AUTO-Consulting собрал малоизвестные факты о некоторых из них.
Древесная «лягушка» Laubfrosch
Opel 4 PS
Это был первый немецкий автомобиль, собранный на точно таком же конвейере, как у Ford. И он, фактически стал первым народным автомобилем Германии, так как отличался доступной ценой. Предлагались три типа кузова: открытый, закрытый и 3-местный. 3 место располагалось на корме, которая имела форму лодки.
Изначально Laubfrosch выпускался с моторами мощностью в 4 л.с. и в 12 л.с. Двухместная машина в мощной версии была способна развивать максимальную скоростью 60 км/ч и стоила 3900 марок. "Лягушонок" мощностью в 4 л.с., благодаря производству на конвейере, был «автомобилем для всех» и стоил 1 930 рейхсмарок.
У "Лягушонка" была 3-ступенчатая МКПП и два тормоза. Ножной блокировал передние колеса, ручной - задние.
В 1925-м мощность мотора увеличили до 14 л.с. А в 1927 г - до 16 л.с. Эти "Лягушата" уже могли ехать с приличной скоростью в 70 км/ч. На таких скоростных авто ножной тормоз стал работать на всех 4-х колесах. А рулевое колесо переместилось влево.
Интересно, и это очень по-немецки, что даже когда в 1928 г мощность Laubfrosch возросла до 20 л.с., его все равно продолжали называть 4 PS, чтобы платить меньше налогов.
Эмблема тут была еще в виде глаза, внутри которого "смотрела" надпись Opel. Говорят, ее эскиз собственноручно нарисовал великий князь Эрнст Людвиг из Гессена во время встречи с Вильгельмом Опелем. Свое прозвище Laubfrosch - Древесная Лягушка эта модель получила за то, что окрашивалась преимущественно в зеленый цвет. Для этого было, минимум, две причины.
Зеленый считается счастливым в Германии. Кроме того, в Opel очень хотели, чтобы их автомобиль не путали с популярным французским "Лимоном" Citroen 5CV. Laubfrosch презентовали на автосалоне в Женеве, а когда показали в Париже, Андре Ситроен поднял скандал и подал на Opel в суд за плагиат. Но не выиграл процесс, так как Laubfrosch технически отличался от "Лимона".
На сегодняшний день еще сохранилось около сотни "Лягушат". Невероятно, но факт, что в 2018-м году, 29 из них своим ходом доехали до Рюссельсхайма из Австрии, Люксембурга, Голландии и Швейцарии. A Opel P4 1935 года в середине сентября 2019-го приехал в Киев на Opel Wilkommen Тур.
RAK
"Древесная Лягушка" допрыгалась даже до первого экспериментального реактивного автомобиля Opel RAK-1. На нее установили 2 твердотопливные ракеты и в большом секрете испытывали на 1,5-километровом бетонном овальном наклонном треке, который Opel построил в Рюссельсхайме в 1920 году. Первый заезд длился 35 секунд.
Потом на "Лягушонка", с которого сняли двигатель, установили 12 ракет ( 40 кг взрывчатки). Тогда же на машину установили два антикрыла разработанных Куртом Волхартом. Его Фриц фон Опель пригласил за руль. И это - было первым использованием антикрыльев на автомобилях, для увеличения прижимной силы. Прессу позвали на показательный заезд в Рюссельхайм 11 апреля 1928 года. Автомобиль разогнался до 100 км за 8 с, и максимальных 127 км/ч, но в электропроводке начался пожар. К каждой ракете шел собственный электрической провод зажигания, и из 12 сработало только 7.
А уже через 6 недель сам Фриц фон Опель сел за руль RAK-II. У него за спиной было 24 твердотопливных ракеты и 120 кг взрывчатки. На берлинском треке AVUS автомобиль развил фантастическую на то время скорость — 238 км/ч. А Фриц Опель, фактически прокатился верхом на ракете.
Потом были RAK-III и RAK-IV. Они разгонялись по рельсам и развили скорость в 254 и 290 км/ч. Но после того, как они сошли с колеи и взорвались, руководство железной дороги запретило испытания.
Opel Blitz
Opel Blitz
Историю не перепишешь. Opel Blitz называют самым массовым грузовиком Вермахта. А делали его на заводе General Motors, но в Германии, в Бранденбурге. Ведь в 1940 году немецкие заводы GM были национализированы нацистами. Тем не менее, под капотом у Opel Blitz стоял мотор Buick.
На название для будущего грузовика был объявлен конкурс. Оно должно было стать информативным, легко произноситься на немецком и иностранных языках, иметь не более пяти букв. По результатам голосования полутора миллионов немцев грузовик получил название Blitz – «молния».
Впоследствии плоды этого удачного маркетингового решения использовали на всех автомобилях Opel (с 1964 г). Они получили на эмблеме молнию в круге. До этого, внутри эмблемы вместо молнии был дирижабль.
Линейка Blitz начиналась с грузоподъёмности в одну тонну и заканчивалась тяжёлыми 3,5-тонными грузовиками. Полуторатонные и 3-тонные машины стали самыми популярными военными грузовиками немецкой армии. Кабина была на деревянной раме и играла, электрический стартер присутствовал не везде. При этом, бензобак был под сиденьем водителя.
На машинах устанавливались 6-цилиндровые агрегаты объёмом 3,6 литра мощностью 75 л.с., такие же, как на легковом Opel Admiral. А также - 2,5-литровый мотор мощностью 53 л.с., как на Opel Kapitan. С 4МКПП Blitz мог идти по шоссе со скоростью до 90 км/ч.
Opel Kadett
Opel Kadett
Одна из самых массовых моделей за всю историю мирового автопрома. Она была народным авто и в Германии, и в СССР, и в Узбекистане, и в СНГ.
Это, фактически, первая модель компакт-класса. Kadett - упрощенная версия Olympia и с самого своего появления в 1937 году, позиционировалась, как народный автомобиль.
Впервые Kadett показали на Берлинском автосалоне 1936 г. Не смейтесь, но для того времени, его дизайн был прогрессивным. А техника - и подавно. Передняя независимая подвеска «типа Дюбонне», рессорная задняя, от Opel Olympia, 4-цилиндровый 1,2-литровый двигатель от Opel P4, мощностью в 23 л.с. Разгон до сотни… Он разгонялся до 100 км/ч, что уже было совсем неплохо.
Если присмотреться, нетрудно догадаться, что именно опелевский Kadett стал основой для советского народного автомобиля "Москвич 400 и 401". Ведь в 1945 г производственное оборудование для модели Kadett было демонтировано и вывезено из Рюссельсхайма в СССР на завод МЗМА (в последствии АЗЛК). И именно Kadett стал родоначальником автомобильной марки «Москвич».
Ну а в Германии пришлось построить новый завод специально под выпуск новой генерации Opel Kadett A в 1962-м в городе Бохум. А уже в 1966-м здесь выпустили миллионный Kadett А.
На автомобиль устанавливали заново спроектированный двигатель I4 рабочим объёмом 1,0 л. Основой для дизайна послужила новейшая по тем временам Chevrolet Chevy II.
В 1965 году «модель А» сменила «модель В», и стала самой успешной на тот момент машиной с именем Kadett. До 1973 года было продано 2,6 миллиона таких Opel.
В 1966 году Opel выпустил специальную модель Rally Kadett с чёрным капотом, полосами с обеих сторон и спортивными приборами на панели управления. Машина оказалась столь популярной среди молодежи, что её выпуск продолжался до 1973 года.
Между прочим, рекламный слоган марки Volkswagen – Das Auto, на самом деле был придуман Opel. Его использовали еще в 1969 году в рекламной кампании модели Kadett B.
Kadett C 1973 г был разработан на международной платформе GM T-platforn. Помимо немецкой, существовали японская, корейская, британская и бразильская версии. А в США Kadett продавался как Buick-Opel.
В 1975 г во Франкфурте представили топ версию GT/E со 105-сильным мотором, которая разгонялась до 184 км/ч и до сотни за 10,2 секунды.
В 1979 у Kadett D ведущими сделали не задние, а передние колеса. Что при тех же размерах, позволило увеличить объём салона.
Последнее шестое поколение Opel Kadett E было самым долгоживущим. Официально его выпускали в 1984—1991 годах. В том числе и в кузове кабриолет (до 1993 года), который строила студия Bertone.
Это был «самый аэродинамически эффективный хетчбек в мире». Именно он в 1985 году выиграл титул «Автомобиль года». Впоследствии на базе Опель Кадетт Е была разработана новая модель Daewoo Nexia, которую делали сперва в Южной Корее, а потом в Узбекистане. И с успехом (как большой бюджетный народный автомобиль) продавали, в том числе, и в Украине.
Ну и, конечно, в список достижений Kadett можно записать тот факт, что именно эта модель стала "дедушкой" и основой для популярного сегодня семейства Opel Astra.
KAD
Opel Kapitan
Еще в конце 30-х годов Opel начал присваивать своим моделям воинские звания. Самым младшим в линейке был Kadett, самым старшим - Admiral, а престижный автомобиль среднего класса назвали Kapitan. Впоследствии появился и штатский Diplomat. А вместе с ним, в 1964-м, и модельное семейство KAD (Kapitan, Admiral, Diplomat), которое по габаритам, комфорту и престижности должно было конкурировать с моделями Mercedes-Benz. В основе всех моделей был 4-дверный несущий кузов седан, заднеприводная платформа с колёсной базой 2845 мм.
Младший довоенный Opel Kapitan был разработан группой американских дизайнеров во главе с Фрэнком Херши. Но в отличие от американских авто имел несущий кузов.
После Второй мировой войны Opel Kapitan стал первой полностью новой моделью Opel. Он имел такие американские стилистические особенности, как интегрированные понтонные крылья, гнутое лобовое стекло, трёхсекционное заднее стекло, задние фонари в форме авиационных стабилизаторов и "зубастую" решётуа радиатора, был щедро украшен хромом и мог окрашиваться в два цвета. К слову, 2-миллионным автомобилем марки Opel, который сошел с конвейера завода в Рюссельсхайме в 1956 г., стал именно Kapitan. Он был белого цвета, а все хромированные детали были позолочены.
В 1958 г. Opel Kapitan Р2 мог похвастаться всеми модными тогда украшениями: панорамными стёклами (буква "P" в названии - "Panorama"), куполообразной крышей (как у Chevrolet 1958 г.), хвостовыми плавниками с задними фонарями в форме замочной скважины (как у Oldsmobile), и многочисленными хромированными молдингами по всему периметру кузова. Уже в начале 60-х гг. Opel Kapitan P2 стал самым популярным 6-цилиндровым седаном в Европе: за пять лет было продано 145618 ед.
Модель Admiral была флагманом сухопутной эскадры довоенных моделей Opel. Ей принадлежало четверть рынка люксовых автомобилей в Германии. Admiral, разработанный студией дизайна Art & Colour корпорации General Motors, был воплощением популярного в 30-е гг. стиля стримлайн-модерн. Opel Admiral оснащался верхнеклапанным рядным 6-цилиндровым двигателем объёмом 3626 см3 мощностью 75 л.с. Моторы аналогичной конструкции ставились на грузовики Opel Blitz и на американские модели Chevrolet. В стандартное оборудование входили 3-ступенчатая механическая коробка передач, гидравлические барабанные тормоза Bendix, независимая передняя подвеска Dubonnet. За доплату можно было заказать двухдиапазонный радиоприёмник Blaupunkt Autosuper.
Opel Diplomat был самой дорогой моделью из серии KAD, введённой в 1964 г. В 1965–1967 годах выпускалась модель Diplomat V8 - роскошный лимузин с мотором Chevrolet V8, объёмом 5,4 литра, мощностью 230 л.с. Она собиралась компанией Karmann в Оснабрюке.
Opel Rekord
Эта культовая модель Opel появилась в 1957 г и напоминала уменьшенную копию Chevrolet или Buick. Универсал был очень похож на Chevrolet Bel Air Nomad, которую в Америке рекламировали как "Car And Van". Поэтому, для обозначения универсала в Европе в Opel придумали слово "Caravan". В условиях "немецкого экономического чуда" Opel Rekord P1 был самым популярным автомобилем после Volkswagen Beetle. При базовой цене 6385 марок он продавался в три с половиной раза лучше, чем его конкурент Ford Taunus 17M. Уже к 1965 году Opel производит 882 433 Rekord A.
Компания Opel обновляла дизайн Opel Rekord в 1957 и 1960 гг., но к 1963 г. его "плавниковый" стиль уже вышел из моды. Разработку нового поколения этой модели взял на себя Технический центр General Motors в Уоррене (Мичиган), поэтому автомобиль получился похожим на Chevrolet Chevy II и Buick Special.
В середине 60-х гг. в США получили распространение мускулистые автомобили с профилем в форме бутылки "Кока-Колы". В этом стиле был выполнен и Opel Rekord C, представленный в августе 1966 г. Он был полон инноваций. Например, это был первый легковой автомобиль Opel с винтовыми пружинами на задней оси, и он установил стандарты в своем классе с дисковыми тормозами спереди и усилителем тормозов. На Rekord C впервые установили телескопическую рулевую колонку, которая складывалась при лобовом ударе. Она вошла в стандартную комплектацию с 1968 года. На Opel Rekord C появились также передняя и задняя зоны деформации, "мягкая" панель приборов, ленточный спидометр с переменой цвета в зависимости от скорости, ремни безопасности и подголовники.
Менее, чем за 5 лет по миру было продано почти 1,3 млн экземпляров Rekord C. Это было стильное американское спортивное купе, на которое засматривались на улицах. Но в этом купе с двумя дверьми, стеклами без рамок и кузовом без стоек, было полноценных 4 места, и сидеть сзади было удобно (!). Ведь колесная база Opel Record - 2 668 мм. Почти, как у современной Insignia.
Opel GT
Opel GT
Легендарный Opel GT по праву можно считать одной из ярчайших моделей мирового автомобилестроения. Opel GT называли "европейским Корветом", и в этом была вся его суть. Ещё в 1962 г. главный дизайнер GM Билл Митчелл направил в Германию команду специалистов во главе с Клэром МакКиченом, перед которыми стояла задача освежить модельный ряд марки Opel. Тогда в Рюссельсхайме впервые заговорили о необходимости выпустить спортивный автомобиль наподобие Chevrolet Corvette, только в уменьшенном виде. За проект взялся немец Эрхард Шнелл, в 1962-1964 гг. возглавлявший Advanced Design Studio. В 1965 году концепт-кар Experimental GT был представлен на Международном автосалоне во Франкфурте. Несколько лет ушли на тестирование механических компонентов на испытательном треке Opel в Дюденхофене, и в 1968-м Opel начал серийное производство GT.
Машина была спортивной, круглые фары поворачивались вручную при помощи рычага на консоли. Для крышки багажника места не хватило, как и для второго ряда сидений, но предусматривалась небольшая полка для вещей и отделение для запасного колеса под задним стеклом.
В 1970 году появилась спортивная модель GT/J, - Junior с более простой отделкой.
Около 70% машин шли на экспорт в Северную Америку, где продавались через дилеров Buick.
Opel Omega
Opel Omega
В 1986 году Rekord уступил место более совершенной модели Omega А. В Рюссельхайме собирались конкурировать с BMW 5-й серии и Mercedes-Benz E-Classe, поэтому, автомобиль на платформе GM V имел колёсную базу в 2 730 мм, привод на задние колёса и продольное расположение силового агрегата.
Кузов будущего лимузина задумывался максимально обтекаемым, ведь в моду входил биодизайн. Для этого макет Omega провёл в аэродинамической трубе Pininfarina в Италии и Техническом университете Штутгарта около 1 400 часов! В итоге коэффициент аэродинамического сопротивления (Сх) Opel Omega A стал одним из лучших для машины этого класса в то время - 0,28.
Именно на Omega в Opel впервые применили регулировку ремней безопасности по высоте. В стандарте были гидроусилитель руля и пара подушек безопасности. А длинный список опций включал не только электроприводы зеркал, стёкол и дверных замков, но и раздельный климат-контроль. И, конечно, кожаный салон. Не случайно, уже в 1987-м Omega стала "Европейским автомобилем года".
Новый автомобиль выпускался с двумя типами кузовов: седан и универсал. На него устанавливались 15 различных типов двигателей. Но главное - предлагались V-образные "шестерки". Их испытывали на Нюрбургринге. Ведь, например, 24-клапанный двигатель Opel Omega 3000 развивал вполне приличные 204 л.с., которые позволяли разгоняться до 240 км/ч и набирать сотню за 7,6 с. А еще были легендарный Lotus Omega с 3,6-литровым 300-сильным битурбо от Lotus, с разгоном за 5 с. И "заряженная" версия от Irmscher c 4-литровым 272-сильным мотором. Любителям экономии предлагали 2,5-литровый дизель… BMW.
26 июня 2003 года с конвейера сошёл последний экземпляр Omega. Модель продержалась в производстве 9 лет и покорила покупателей плавностью хода, комфортом и экономическими характеристиками. Да и сам факт реальной конкуренции Opel с Mercedes-Benz и BMW вызывает уважение.
Opel Сalibra
Opel Calibra
Любимая машина стритрейсеров, доступный дримкар. Этот шедевр также разрабатывался дизайнером Эрхардом Шнеллем в содружестве с Уэйном Черри. Автомобиль базировался на шаcси Vectra, оснащался двигателями от неё, но имел кузов купе. Коэффициент аэродинамического сопротивления равнялся Cx = 0,29. Для Calibra предлагались 8-клапанный бензиновый мотор ( 115 л.с.) или 16-клапанный ( 150 л.с.) объёмом 1998 см3. В 1992-1996 гг. выпускалась модификация Calibra Turbo - чемпион по аэродинамике с коэффициентом Сх=0,26. Она имела 2-литровый 16-клапанный мотор с турбонаддувом, который развивал 204 л.с. и позволял разгоняться до 100 км/ч за 6,4 c.
Calibra оказалась настолько удачным автомобилем, что выпускалась девять лет в Германии и на заводе Valmet в Финляндии.
Opel Astra Classic
Opel Astra model range
В 1995 году модель Astra получила версию кабриолета. Причем, Astra Cabrio удостоились чести собираться на заводе Bertone возле Турина. И в Украине такие авто считались особым шиком. А в 1997 году Opel на автосалоне во Франкфурте представил публике поколение — Astra G. Именно эту модель долгое время собирали у нас в Запорожье под названием Astra Classic.
В 2004 году на ЗАЗе началась CKD-сборка Opel Astra Classic и немецкая марка получила возможность стать не только популярной, но и народной в Украине. Эта модель успешно продавалась у нас 5 лет, даже, несмотря на появление нового поколения Opel Astra H. Кстати, гарантия на Opel была тогда 5 лет. И сама модель была удачной. Многие из ЗАЗовских "Астр" без проблем бегают по дорогам до сих пор. По нашим дорогам, что надо подчеркнуть особо.
Семейный любимец Opel Zafira
Opel Zafira
В 1998 году появился компактвэн на базе Opel Astra II — Zafira. Он совершил переворот в классе семейных автомобилей, ведь никто и предположить не мог, что семейный компактвэн может иметь отточенную управляемость. И при длине 4,32 м Opel Zafira предлагал 7 мест. Причем, третий ряд сидений, можно было полностью спрятать под полом багажника. А если опустить спинки сидений среднего ряда, получалась погрузочная площадка 1,56 м на 1,15 м с общей вместимостью до 1700 литров.
Но это не все. В 2000 году появилась Zafira-HydroGen1 на водородных топливных элементах. Трехфазный асинхронный двигатель имел мощность 55 кВт/75 л.с. и крутящий моментом 251 Нм. В 2001 году мощность была увеличена до 60 кВт/82 л.с., а максимальная скорость возросла до 160 км/ч. В марафоне на топливных элементах 2004 года два автомобиля HydroGen3 преодолели почти 10 000 км по всей Европе от Хаммерфеста в Норвегии до Лиссабона в Португалии. За рулем HydroGen3, Хайнц-Харальд Френтцен выиграл ралли Монте-Карло 2005 года для автомобилей на альтернативном топливе.
P.S.
Сегодня, на культовость законно претендует новая генерация моделей Opel - Insignia, Astra, Grandland X, Crossland X. Но, как говорится, это уже другая история.
Продолжение следует…
Made on
Tilda