Участники российского рынка отмечают, что сегмент автолизинга миновал дно и постепенно начинает восстанавливаться. Этому способствует снижение стоимости ресурсов для лизинговых компаний. Однако, лучшие возможности для их привлечения имеют крупные федеральные игроки, которые могут существенно увеличить свою рыночную долю.
Кризис привел к существенному снижению продаж коммерческих автомобилей. По данным вице-президента ЛК Europlan Александра Михайлова, падение составило от 50% до 100% в зависимости от марки. Заместитель генерального директора «CARCADE Лизинг» Лариса Власова сообщила, что в первом полугодии объем продаж грузового автотранспорта составил всего 8 млрд. рублей, что в девять раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Впрочем, сегмент лизинга автомобилей постепенно начал восстанавливаться. «На мой взгляд, рынок автолизинга достиг дна, и уже сегодня мы можем наблюдать некоторые признаки стабилизации ситуации. Например, в CARCADE объем продаж второго квартала 2009 года по отношению к первому увеличился на 19%, объем третьего ко второму – на 23%; а если сравнить третий и первый, то объем увеличился на целых 46%», - сообщила г-жа Власова. С ней согласен руководитель направления лизинга автотранспорта ГК «ИНТЕРЛИЗИНГ» Вячеслав Спиров: «Сегмент автолизинга на данный момент является одним из самых привлекательных секторов лизинговой отрасли. Падение в нем было не таким глубоким по сравнению с другими сегментами. Мы отмечаем, что низшая точка на рынке автолизинга уже пройдена, в третьем квартале продажи показали уверенный рост».
Г-жа Власова выделила следующие факторы восстановления на рынке лизинга: «Доступ к кредитным средствам, поскольку от этого фактора зависит способность лизинговой компании заниматься бизнесом вообще. Восстановление спроса на услугу лизинга со стороны малого и среднего бизнеса. Поддержка правительства в виде компенсации лизингодателям части процентов по открытым кредитным линиям». Правда, г-н Михайлов предостерегает коллег от излишнего оптимизма: «Улучшение увидим, когда оно будет официально объявлено участниками рынка и подтверждено результатами получение лизинговыми компаниями новых траншей, а не ранее одобренных линий».
Кризис привнес существенные изменения на рынок автолизинга. «В определенный момент времени (первая половина 2009 года) резко сократилась возможность привлечения необходимых объемов финансирования по приемлемым ставкам. Банки рассматривали лизинговую деятельность как рискованную. В связи с этим количество игроков на рыке, продолжающих финансировать новые сделки, резко сократилось», - рассказала заместитель генерального директора ООО «Афин Лизинг Восток» (Iveco Capital) Татьяна Гончарова. «За последний год число игроков на рынке лизинга сократилось, прошла консолидация рынка. На мой взгляд, устойчивость лизинговых компаний в период ухудшения экономической ситуации напрямую зависела от двух основных факторов: качества риск-менеджмента на протяжении последних лет и бесперебойного доступа к кредитному ресурсу, даже в период резкого спада в экономике», - подтверждает г-н Спиров.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.