В США его называли не иначе, как Mr. Dream Car, за его стиль в автомобильном дизайне. Он отказал самому Харли Эрлу – шеф-дизайнеру General Motors, когда тот звал его на работу. Почему? Предпочел компанию, в которой ему давали больше свободы. Творческой свободы. А легендарный американский автомобильный дизайнер Харли Эрл впоследствии создавал Chevrolet Corvette, вдохновляясь моделями из стеклопластика, сделанными Алексеем Сахновским.
Но до этого была работа переводчиком и даже практика в дизайне женских платьев. Ну да – автомобильными дизайнерами становятся не сразу, по щучьему веленью. Этого надо хотеть, к этому надо стремиться.
Дизайнер женских платьев и переводчик
Граф Алексей Сахновский увлекался автомобилями с детства. Его просто завораживал Benz, который был у них в семье. Семья Сахновских, к слову, специально для тех, кто называет Алексея Владимировича российским автомобильным дизайнером, была не только украинской, но по отцу имела казацкие корни. А по матери дедушкой Алексея был известный украинский сахарозаводчик Терещенко. Тот самый. Один из самых богатых людей своего времени в Украине, который хотел наладить первое в стране автобусное сообщение между Киевом и Житомиром.
Впоследствии, уже став гражданином США Алексей Сахновский будет создавать дизайн автобусов. Правда, к сожалению, они удивляли не украинских а американских пассажиров.
При чем здесь США? Туда Сахновский стремился попасть много лет, потому, что именно там была самая мощная автомобильная промышленность и самые большие возможности для самореализации. Но путь в Штаты не был легким.
В 17 лет, в 1917-м, после большевистской революции, молодой граф Сахновский вынужден был эмигрировать. Сначала в Швейцарию, потом – в Бельгию. Имея неплохое образование и знание 4 языков, Алексей Владимирович поступил на учебу на инженерный факультет Швейцарского университета. Но денег окончить полный курс не хватило. Только три курса. И пришлось искать работу. А параллельно учиться в Брюссельской школе искусств и ремесел Ecole des Arts et Métiers.
Сахновский работал переводчиком, и дизайнером женских платьев в Париже. Но именно знание языков и аристократический вкус помогли Алексею Владимировичу попасть в автомобильный мир. Его взяли переводчиком в компании Carrosserie Hibbard et Darrin, которая занималась дизайном автобусов. А в 1924 году – в бельгийской Carrosserie Van den Plas.
Ателье Антуана Ван ден Пляса – это уровень. Здесь работали с эксклюзивными шасси и создававшими на них эксклюзивные кузова. В том числе и для бельгийских «Роллз-Ройсов» - лимузинов Minerva.
Автомобильные эскизы Сахновского привлекли внимание и из переводчиков его повысили до доработки кузовов перед отправкой клиентам. Дали возможность «украсить торт вишенкой», добавить последний яркий штрих. И это очень сложная задача. Когда Сахновский с ней справился, его повысили до арт-директора фирмы.
История о том, как Бельгия растеряла свой автопром. Уникальная коллекция
Здесь Сахновский, который подписывал свои эскизы на французский манер Алексис де Сахновски, смог по настоящему проявить себя. Он создал индивидуальный дизайн автомобилей для индийского магараджи и для сына знаменитого писателя Артура Конан Дойля. Для магараджи - Minerva, для Конан Дойля - Rolls-Royce 20 HP.
Minerva Сахновского получила Гран-при на престижном конкурсе автостиля в Монте-Карло в 1926 году. Затем последовало еще несколько интересных работ на шасси Minerva, одна из которых повторила успех в Монте-Карло.
Потом были и другие успешные работы, удостоившиеся высоких наград. И среди них в 1928 году кабриолет Packard Eight, который не только получил награду за дизайн на конкурсе в Монте-Карло, но и был увезен компанией в Америку, как образец для подражания.
Конец эпохи Джуджаро: дизайнер, спасший не один автопром
Этот автомобиль открыл дорогу для реализации способностей Сахновского в Соединенных Штатах. Тогда-то ему и сделал предложение шеф-дизайнер General Motors Харли Эрл, который специально приехал на выставку в Париж, чтобы лично обсудить условия контракта.
Как делали Volkswagen в 1951 году. Редкие фото
Но Алексис де Сахновски в качестве американского работодателя выбрал другую компанию - Hayes Mfg. Co. Здесь ему предложили должность арт-директора.
Американская мечта
Американской мечтой для Сахновского было не просто попасть в США, но и реализовать там свой талант. В компании Hayes Mfg. Co. для этого были все условия. И Сахновский не обманул ожиданий. Созданный им специально для владельца компании Гектора Хейза автомобиль Cord L-29 считается шедевром авто дизайна.
Cord L-29 28-летнего Сахновского стал первым автомобилем американского производства, взявшим гран-при на конкурсе элегантности в Монте-Карло и на конкурсе элегантности в английском Бьюли. А в Париже главный приз этому автомобилю присудили заочно – до его прибытия на автошоу. Уже в наши дни - в 1997 году Cord L-29 экспонировался на престижном конкурсе в Пебл-бич, где взял награды в трёх номинациях. А в 2012 году его продали с аукциона, между прочим за $2 420 000.
4 года Сахновский проработал в Hayes Mfg. Co., из ворот которой за это время вышло немало красивых автомобилей. Параллельно Алексис разрабатывал стиль автомобилей марки DeVaux, завод по производству которых располагался по соседству с Hayes Body Co.
В 1932 году, когда компания Хейза прогорела, начальник отдела стайлинга Packard Эдвард Маколей пригласил Сахновского в качестве консультанта. И он приложил руку к изящному фаэтону Packard Twelve.
Есть сведения о вкладе Сахновского в стайлинг кабриолета Marmon Sixteen Convertible Victoria.
Chrysler пригласил Алексиса для спасения своей революционной модели Airflow – первого авто концерна в стиле стримлайнер, а также первого авто марки с несущим кузовом. А с 1934 года Сахновский работал над стилем разных моделей марки Nash.
Почему сместили с поста легендарного Фердинанда Пиха?
В великой автомобильной державе США, у Сахновского была возможность реализовать свои самые смелые идеи и футуристические проекты. Американские автомобильные гиганты хотели заполучить покупателей. И необычный привлекательный дизайн был проверенным способом.
В 30-е и 40-е годы прошлого века Сахновский создал дизайн многих популярных американских автомобилей в разных компаниях. Большинство из них пользовались успехом, а некоторые - опередили свое время. Не случайно, американские журналисты называли Сахновского Mr. Dream Car. Чего стоит смелый для своего времени дизайн бескапотных грузовиков White.
Сахновского увлек аэродинамический стиль с обтекаемыми формами, впоследствии названный эйрстрим (airstream). И это были не только фургоны. Когда Канада ввела запрет на рекламу пива, пивные короли Джон и Хью Лаббаты решили привлекать внимание эффектными автомобилями для его перевозки. Дизайн Сахновского полностью оправдал ожидания.
В 1938 году по проекту Сахновского было выпущено свыше 200 обтекаемых бензовозов Dodge Airflow Tanker Truck.
Оригинальное творение стилиста – дом на колесах Jungle Yacht («яхта для джунглей») на базе International D-35 для африканской экспедиции исследователя Аттилио Гатти. Этот 13-метровый автопоезд превратили в 5-комнатные апартаменты, включающие лабораторию, фотостудию и радиорубку.
В послевоенное время дизайнер продолжил работу над обтекаемой техникой. В частности, в 1950 году появился автобус White Dream Coach, впервые в мире получивший кондиционер. Кроме того, Сахновский начал сотрудничество с конструктором Престоном Такером и предложил ему проект купе Tucker Carioca.
Умер Алексей Сахновский в 1964 году в Атланте (США).
Великие дизайнеры: Луиджи Колани - виртуоз аэродинамики
Реально ли украинцу стать автомобильным дизайнером?
Но автомобили, нарисованные Сахновским, грузовики для перевозки топлива и канадского пива до сих пор вызывают восхищение своим внешним видом. Они стали символами своего времени. Визитными карточками американского автопрома прошлого века, которые создал наш талантливый земляк.
Какое киевское изобретение предопределило развитие городского транспорта на несколько десятилетий
Как украинец стал дизайнером в легендарном McLaren
Кто знает, какой сегодня была бы автомобильная промышленность Украины, если бы не 1917-год, после которого страну покинула масса талантливейших людей мирового уровня. Сикорский, Сахновский – они были киевлянами, но славу приобрели уже за границей. А то, что без мозгов и умений наших земляков и американский, и европейский авто и авиапром были бы другими – факт.
|