Нет смысла пересказывать историю компании Volvo, которая, как известно, началась с производства подшипников SKF. И, собственно, слово Volvo взято из подшипниковой терминологии и обозначает «я качусь». Это одно из самых автомобильных названий.
Не смотря на эти широко известные факты, ежегодно почти 200 тысяч людей приезжают в Гетеборг, чтобы побывать в музее Volvo. И не только для того, чтобы собственными глазами увидеть тот первый знаменитый подшипник, с которого началась славная история всемирно известной автомобильной компании, и который, к слову, здесь есть. В музее Volvo немало других диковинок, рассказывающих такие факты, которых большинство за добропорядочной шведской компанией даже не подозревали.
Но начнем с беспроводной связи, с которой и начинается экспозиция музея Volvo. В первой половине прошлого века ей уже вовсю пользовались основатели Volvo. Как известно, беспроводные рации американская полиция применяла еще в 20-х годах прошлого века. Ассар Габриэльсон и Густав Ларсон максимально упростили процесс связи. В музее есть воссозданный кабинет основателей Volvo, в котором они сидели за одним столом. А чтобы не тратиться на связь в офисе, где производство находилось на первом этаже, просто стучали шваброй в пол. Это значило, что начальство вызывает. Вот такая беспроводная связь. Историческая швабра тоже присутствует в музее и выглядит – как новенькая. Судя по всему, ее использовали не для уборки, а только, как телефон.
Первый мотор Volvo развивал 28 л.с., а первый автомобиль Volvo PV4 с этим мотором, - скорость в 90 км/ч. Не смотря на неплохие технические характеристики, из 500 выпущенных экземпляров в Швеции удалось продать лишь 205. Это был сигнал ориентироваться на экспорт. И в первую очередь – на огромный рынок США. Где Volvo и сегодня занимает хорошие позиции.
Репортаж с завода Volvo: Ватикан и Монако вместе взятые
В 30-е годы прошлого века автомобили (и не только Volvo) были высокими, поскольку и дамы, и джентльмены ездили в них в шляпах. Хороший ориентир для дизайнеров. И, к слову, первые ростки эргономики Volvo.
Первым аэродинамическим кузовом у Volvo щеголяла модель Carioca PV36. Но она плохо продавалась в Швеции, поскольку ее дизайн считали слишком американским. Но и в США за ней не стояла очередь, поскольку в Carioca, по мнению американцев было чересчур много шведскости. Зато, аэродинамика пришлась по душе на юге Европы и Carioca с удовольствием раскупали в Греции.
Первым массовым автомобилем Volvo стала модель PV 444. Но правительство Швеции отказало Volvo в финансировании проекта народного авто, и в 1954-м в Швеции продали всего 20 этих, напоминающих «Победу» машин. А когда в Volvo в 1955-м было принято решение экспортировать PV 444 в Америку, финансовые эксперты предрекали этой затее заведомый провал. По их мнению, поставки автомобилей в автомобильные Соединенные Штаты, были равносильны экспорту холодильников эскимосам. Тем не менее, за год в США продали 5 тысяч (!) PV 444. Хотя, конечно, прототип Philip 1953 года был намного ярче. Настоящая хищная акула с разработанной датчанами автоматической трансмиссией и мотором мощностью 120 л.с. Но в рамки народного авто он не укладывался. Он бы скорее мог конкурировать с Cadillac. К слову, выставленный в музее прототип Volvo Rocket 1967 года намекал на Jaguar. Если бы не заднее окно телевизором – прямой посыл к современному Volvo C40. Шведы всегда искали индивидуальный стиль.
В 1954-м в Volvo сделали первый собственный турбодизель. А в 1956-м появился первый Volvo с несущим кузовом. Его разрабатывали 2 года. Это был знаменитый P 121 Amazon, получивший впоследствии массу модификаций. Одна из них - Amazon Sport развивал максимальную скорость 175 км/ч. с 1,5-литровым мотором мощностью всего 85 л.с. Она пришлась по душе полиции. И не только в шведской. А и в Греции, Перу, Нигерии и Чили. Эта модель даже участвовала в ралли. Практически без изменений. И в 1966 г победила в чемпионате Швеции.
То, что ремни безопасности в 1959 году изобрел инженер Volvo Нильс Болин – факт широко известный. А вот то, что компания Volvo благородно отказалась от патента на это изобретение, знают не все. Причина отзыва патента: чтобы ремни безопасности можно было беспрепятственно использовать и в авто других марок, и люди меньше страдали при ДТП. Поэтому, можно сказать, что во всех автомобилях сегодня есть частичка Volvo – ремни безопасности, а в дизельных – еще и катализатор, который тоже изобрели шведы.
Стремясь к максимальной безопасности и наилучшему обзору, в Volvo даже спроектировали модель SCC с ажурными прозрачными передними стойками. Она в серию не пошла, но тоже есть в музее.
В 60-е годы в Volvo разработали первое шасси для знаменитых 2-этажных автобусов. В 1967-м Швеция перешла с левостороннего движения на правостороннее. Но даже это, казалось бы знаменательное событие, не смогло затмить фурора от появления настоящего (в сегодняшнем понимании) Volvo. Большого и квадратного, не похожего ни на американский, ни на итальянский дизайн. Функциональность, говорили в Volvo, не может быть некрасивой.
Это был знаменитый Amazon Estate P 220 1962 года с 1,8-литровым мотором мощностью от 75 до 115 л.с. – прародитель известного у нас Volvo 240-го семейства.
За 19 лет производства классического неубиваемого 240 Volvo было продано без малого 3 миллиона. Среди них не только классические «шведские чемоданы» в кузове универсал, но и купе, и те же универсалы в дизайне Bertone, как, например, модель 262 С.
Этим угловатым моделям – триумфу шведского дизайна - даже поставили маленький (размером с крупную коллекционную модель) памятник у входа в музей.
Тем, у кого есть предубеждение в медлительности шведов и их авто, в музее Volvo специально показывают грузовик Wild Viking. На нем горячие шведские парни разогнались до сотни за 4 секунды и максимальных 270 км/ч. Чтобы оптимизировать вес и установить этот скоростной рекорд, сэкономили даже на винтах и гайках колес. Их закрутили через одну.
Тягу Volvo к скорости и спорту в музее показывют многие экспонаты. Например, элегантное спорткупе P 1800, которое делали с 1961 по 1972 год. (Построили около 40 тыс. моторы мощностью 118 и 130 л.с.) Или спорткупе 1986 г - Volvo 480 ES с модными тогда убирающимися фарами.
Надо отметить, что не смотря на возраст, все машины в музее – на ходу. Это наглядная демонстрация качества Volvo, которую иллюстрирует пример из сегодняшнего дня – дизельный мотор, проехавший 1,5 млн. км! И не где-нибудь, а в Мексике. И он еще имеет ресурс хода.
Грузовое подразделение Volvo издавна славится надежными грузовиками, строительной и дорожной техникой и даже тракторами. Они тоже есть в музее.
А обещанный нами рассказ о «китайских» методах работы Volvo, в музее иллюстрирует авиационный зал. Факт о том, что в своей истории Volvo делала двигатели для истребителей, добавляет компании авторитета. Но как их начали делать, рассказывают в музее. Фактически пиратским способом. Инженеры Volvo разобрали и скопировали 8-метровый мотор британского истребителя с мотором Rolls-Royce, который во время Второй Мировой войны упал на территории Швеции. И завод SAAB безо всякой лицензии начал эти моторы выпускать для самолетов Draken ВВС Швеции. Лицензию на производство получила только после войны.
Темное прошлое. Чем занимались китайские автоконцерны до производства авто
Не исключено, что этот исторический факт привел в последствии к покупке Volvo китайской Geely. Родственные души. И вполне может быть, что в музее уже зарезервировано место для экспозиции созданных совместно с Geely автомобилей.
Киев-Гетеборг-Киев
Благодарим Группу компаний «АИС» за помощь в подготовке репортажа
Как Volvo становится китайским, а Geely – европейским. Репортаж с исследовательского центра
Geely начала «играть в кубики» с Volvo
|