Завода при подъезде к нему – не видно. Он будто спрятался за круглой конусообразной башней Центра Porsche, который, как огромный гриб возвышается посреди поля. Еще лейпцигский Центр Porsche напоминает шляпку вбитого в землю гигантского гвоздя, застолбившего здесь территорию Porsche.
Вокруг припаркованы, в основном, автомобили Porsche (изредка Volkswagen). А по скоростному треку, расположенному тут же, по соседству, с визгом резины и смачным звуком проносятся Porsche, на которых катаются клиенты. Катаются – это образно. На самом деле, спины у всех давно мокрые, а слабонервные с плохим вестибулярным аппаратом уже давно попросились выйти. Остались самые стойкие. Именно те, для кого на приборной панели под лобовым стеклом стоят специальные часы (оснащение всех Porsche) - они отмеряют время прохождения круга. И оставшиеся в строю за рулем, с каждым проездом хотят это время улучшить. Такова магия Porsche.
Но самого завода, как говорится, не видно и не слышно. В прямом смысле слова. Это небольшое, со стороны фасада здание, напоминающее то ли кинотеатр, то ли загородный ресторан. Здесь нет ни дымящих труб, ни снующих грузовиков, ни потока людей, как, например, на АвтоВАЗе в Тольятти. Извините за сравнение.
О том, что это действительно завод, напоминает закрытая стеклянная дверь, ведущая из Центра Porsche на территорию предприятия. Но прежде, чем ее откроют, в Porsche, видимо опасаясь за свои секреты, требуют сдать фотоаппаратуру и мобильные телефоны. Фото и видеосъемка категорически запрещена.
На самом деле, предприятие не такое уж и маленькое, как кажется снаружи. Его площадь 70 000 м2. А когда входишь на территорию, сразу поражает чистота. И вокруг завода, и внутри – в цехах. Блестящие наливные полы, почти тихо и чистый воздух. Именно в такой атмосфере создают легендарные автомобили.
Завод Porsche в Лейпциге – сборочное предприятие. Здесь делают самую популярную модель Porsche – кроссовер Cayenne и флагмана модельного ряда компании - премиальное купе Panamera. Самые нетипичные для классического Porsche модели, но и самые доходные..
На двухъярусном конвейере вперемежку движутся кузова обеих моделей, которые сюда в окрашенном состоянии доставляют с завода в Братиславе (Cayenne) и Ганновере (Panamera). Оттуда же, а также из Штуттгарта и Цуффенхаузена в Лейпциг доставляют и другие комплектующие. Всю внутреннюю отделку салона и электропроводку тоже монтируют в Лейпциге.
К слову, длина электропроводки в Panamera – больше 150 метров. Чтобы подключить все электроконтакты, требуется 4 часа. И это самая трудоемкая операция на конвейере в Лейпциге. Ежедневно с него сходит 500 готовых автомобилей. Это - 170-180 тысяч автомобилей в год. Из которых 2/3 - Cayenne.
Привычного склада готовых авто при заводе нет. Все машины делают под заказ. И они, практически с конвейера, отправляются в США (25%), Китай (21%) и Россию (20%). Естественно, есть заказы и из Украины. В Германии остается всего 15% авто, сделанных в Лейпциге. У клиентов есть свои предпочтения. В Китае хотят иметь самый полный фарш, в Германии – дизельный мотор, в США и России – бензиновый турбо. Есть свои предпочтения и у украинцев.
Хотя, нет – не все, сделанные в Лейпциге автомобили, сразу отправляются к своим клиентам. По технологии проверки качества Porsche, ежедневно 6% собранных автомобилей, едут на заводской полигон. Он расположен тут же – за треком. Здесь все узлы и агрегаты проверяются уже в режиме реальной эксплуатации в течение целого дня. Это выборочная проверка, которую делают после того, как все (100%) сошедших с конвейера авто, прошли обязательный заводской ОТК (отдел технического контроля). Такой многоуровневый контроль позволяет добиваться отменных показателей качества. И не зря Porsche уже много лет лидируют по показателям надежности.
Так же, как нет склада готовой продукции, в Лейпциге нет и большого склада запасных частей и агрегатов. Логистика построена так, что максимальное время нахождения детали в ожидании своей очереди на сборочный конвейер – 18 часов. А фактически, комплектующие поступают в сборочные цеха прямо из вагонов. Железнодорожный вагон, в котором приезжают кузов и комплектующие – является не только средством доставки, но и складом. Довольно неожиданное логистическое решение, но это действительно позволяет компании минимизировать складскую площадь.
Железнодорожная ветка подведена прямо к одному из входов в предприятие. На завод с железной дороги комплектующие попадают по надземному тоннелю.
Так как каждая машина уже заказана клиентом, на кузов, прямо на железнодорожной станции крепится электронный чип с информацией о будущем автомобиле. В соответствии с этим «пропуском» и происходит дальнейшая сборка и комплектация авто на конвейере. При этом, на каждом посту заранее знают в какой комплектации и когда к нему подойдет очередной автомобиль для сборки.
Рассказывают, что самая большая остановка конвейера из-за отсутствия комплектующих, произошла в 2010 году. Из-за извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль. Тогда конвейер не работал целых 4 часа.
По дорожкам, ограниченным красными линиями на полу цехов, ходят, как мы поняли, только экскурсанты. Они же – клиенты, которые специально приехали в Лейпциг посмотреть, как делают их будущий автомобиль, их будущий Porsche. А заодно – осмотреть мини-музей, посетить фирменный магазин одежды и аксессуаров и пройти курс скоростного вождения на треке. Украинских клиентов мы не встречали – наши трейдеры Porsche полагаются только на магию самого брэнда. Зачем, если и так покупают. Но в других странах делают по-другому, там уже сейчас думают не только о сегодняшней продаже, но и о том, что этот клиент придет и за следующей машиной. Поэтому лояльность к Porsche уже многие годы в таких странах очень высока. И абсолютно заслужено.
В цеху зона сборки специально разграничена на экскурсионную и производственную части. В проходах изредка встречаются «курьеры», которые на трехколесных самокатах, с двумя колесами спереди, развозят по цехам мелкие комплектующие. Ими заполнена корзинка, стоящая спереди самоката. Из других движущихся объектов внутри предприятия – сошедшие с конвейера готовые автомобили и роботизированные платформы. Они самостоятельно (без управления людьми) движутся между различными участками конвейера по магнитным дорожкам. Подвозят крупные «боеприпасы».
На предприятии трудится 1500 человек. Они работают сейчас в три смены - слишком много заказов. Но роботов в Лейпциге практически нет. Единственный робот занят установкой в двери стекол, уплотнителей и электромоторов. Сами двери, перед навеской кузова будущего автомобиля на конвейер, снимают. Так кузов занимает меньше места и его легче «фаршировать». Двери одевают обратно на одном из завершающих этапов сборки, на уже полностью укомплектованный автомобиль.
С учетом того, что робот на заводе всего один, можно утверждать, что Cayenne и Panamera – автомобили ручной сборки. И, кстати, когда корреспондент AUTO-Consulting поинтересовался, почему так мало роботов – ведь стоимость рабочей силы в Германии, не такая, как в Китае, ему дали очень простой ответ. Менеджер по работе с клиентами Porsche Пауль Румпт, который в шутку называет себя живой инструкцией, сообщил AUTO-Consulting, что в Porsche готовы платить за квалифицированную ручную сборку, так как она обеспечивает лучшее конечное качество, чем роботы. Для премиального продукта, которым несомненно являются автомобили Porsche, работает принцип: лучше меньше, да лучше. И для клиентов очень важно, что это именно ручная сборка. Тогда они чувствуют к себе индивидуальный подход. К тому же, для покупателей имеет значение, что на автомобилях стоит клеймо «Сделано в Германии». Именно поэтому, окончательную сборку производят в Лейпциге, а не, например, в Братиславе.
К следующему – 2013 году, на заводе Porsche в Лейпциге будет работать 2000 человек. Ведь рядом с тем корпусом, где побывал AUTO-Consulting, строят еще один. Он в два раза больше по площади и здесь, помимо сборочного конвейера, разместятся цеха сварки и покраски. Именно в этом корпусе будут делать новую модель - небольшой спортивный кроссовер Macan. Не исключено, что с появлением второй очереди предприятия, кузова Panamera и Cayenne со временем также будет делать в Лейпциге с чистого листа металла.
В заключение, хочется отметить, что никаких секретов нам не показали. Поэтому, до самого возвращения в Киев, вопрос, почему же нельзя фотографировать, оставался без ответа. Хотя, ответ оказался очень простым.
В Porsche хотят, чтобы все, что связано с компанией, было если не идеальным, то самым лучшим: и автомобили, и заводы, и даже фотографии с Porsche. Наверное, именно в этом постоянном стремлении к совершенству и заключается главный секрет компании.
Инф. AUTO-Consulting
Киев-Лейпциг-Киев
P.S. От украинского импортера Porsche приглашения посетить завод мы так и не дождались, поэтому добирались в Лейпциг «обходными путями» (благодарим компанию Exxon Mobil за помощь в организации поездки). Но поездка того, безусловно, стоила. Автомобили Porsche заслуживают того, чтобы увидеть и рассказать нашим читателям, как и где их выпускают.
Стал известен секрет отличной езды всех Porsche
За что мы платим больше? Чем отличается сервис авто premium-класса?
Издержки премиального сервиса. За что мы платим больше?
|