Шанхай – богатый город. Поэтому, на создание современного музея и интереснейшей коллекции автомобилей денег здесь не жалели. Инвестиции в строительство составили 400 млн. юаней. Во сколько обошлись сами автомобили – секрет. Одна коллекция Rolls-Royce и роскошных американцев 60-х годов немалого стоит. Не говоря уже о первых авто начала прошлого века. Да и собранию британских MG могут позавидовать очень многие европейские автомобильные музеи.
Автомобильный музей Шанхая – первый специализированный автомузей в Китае. Его построили по немецкому проекту и открыли в 2007 году. Музей занимает площадь 28000 м2, а его экспозиция – более 10000 м2. Кривые наружного фасада одновременно символизируют и автомобиль в движении, и стопку книг. Такая аллегория знаний об авто. Даже не смотря на то, что многие названия на табличках-подписях к экспонатам написаны латиницей с ошибками. А у некоторых авто их вообще нет. Просто красивая машинка.
Музей состоит из 3 с половиной павильонов-этажей – исторического, коллекционного и исследовательского. Но это – формально. Фактически все эти павильоны находятся в одном здании. А половинка – это пандусы между этажами, на которых тоже стоит немало интересных авто.
Всего около сотни отборных моделей. Именно отборных. Многие авто из коллекции автомузея в Шанхае - культовые и редкие. Ставшие символами своей эпохи. И мечтой для многих. Чтобы увидеть свою мечту живьем, в Шанхай приезжают туристы со всего мира. Пока корреспондент AUTO-Consulting осматривал музей, он встретил и немцев, и британцев. Даже обычно шумные поляки и итальянцы сосредоточенно и тихо бродили между роскошными экспонатами.
Первый автомобиль, который встречает посетителей прямо у входа – концепт Citroen С-Metisse. Скорее всего, он тут с автосалона в Шанхае 2007 года, на котором Metisse произвел фурор. Настоящая редкость, место которой в Консерваториуме Citroen. Дизельный гибрид, способный разогнаться до сотни за 6,2 секунды. Почти персональный самолет бизнес-класса.
Где хранятся секреты неординарности Citroen за все 95 лет истории. Наш репортаж
Часть первого этажа музея - коллекция касок гонщиков F1 и детали формульных болидов. Тут ведь совсем недалеко от музея и сама гоночная трасса Formula-1. Сложно сказать копии это или нет, но здесь есть шлем даже Хуана Мануеля Фанхио, рули и выпускная система мотора V10 Ferrari. И много интересностей для болельщиков.
Например, «формульная» редкая Maserati Monoposto EBS 1948 года. Что-то подобное можно встретить только в автомобильном музее Турина.
Автомобильная пьеса в Турине. Наш репортаж
Первые автомобили появились в Шанхае в 1901 году. Венгерские коммерсанты по фамилии Лейнз завезли в город 2 кабриолета. Так в Шанхае началась автомобильная эра. В 1930 году королеве красоты Мисс Шанхай подарили люксовый автомобиль. Авто – стало модным. А в 1933-м в Шанхае появился первый светофор для регулирования трафика.
О заре автомобилизма напоминает редкий Oldsmobile Curved Dash 1904 г., который считают первым серийно выпускавшимся автомобилем в мире. Серийно! Их изготовили почти 19 тысяч. Двигатель был одноцилиндровый мощностью 4 л.с. При цене в $650 это была серьезная покупка.
Такого же типа – как карета без лошадей - и редкий Сadillac M 1906 г. Его литровый мотор мощностью 10 л.с. находится под пассажирским сиденьем. Это было старое техническое решение. Чтобы его замаскировать, спереди сделали фальшивую радиаторную решетку.
Когда смотришь на Peugeot 39 и видишь табличку, что это автомобиль 1902 года, начинаешь подозревать, что китайцы что-то напутали. У них действительно много ошибок в текстах с латинскими буквами. Это уже не карета без лошадей. А под капотом – первый 4-цилиндровый мотор Армана Пежо (а не Daimler) мощностью 10 л.с., КПП – 3-ступенчатая! Кажется, такого экспоната нет даже в музее Peugeot в Сошо.
Живые экспонаты музея Peugeot
Естественно, есть в Shanghai Auto Museum и представители китайского автопрома. Он относительно молодой – немногим больше полувека. Но к автомобилям в Китае всегда относились с уважением.
Китайских моделей в музее значительно меньше, чем европейских и американских. Но, естественно, есть напоминающий маленькую «Чайку» (да чего уж там – Lincoln) Hongqi CA72 1959 года. Это знаменитый «Хунци» или «Рэд Флэг» - представитель первой генерации китайских авто. Он базируется на конструкции американских авто, в которую внедрили китайские элементы в технике и оформлении. Хорошо видны красные флаги на капоте и передних крыльях. Представительский автомобиль китайских и иностранных (в Китае) чиновников.
Hongqi CA770 1974 года в Китае называют первым автомобилем обновленной страны и вершиной модельного ряда марки в то время. Он полностью разработан и сделан в Китае. Использовался высшим руководством страны, на парадах и для встреч высоких иностранных гостей.
Changhai Convertible 1970 г – правительственный кабриолет для парадов. Чтобы главного пассажира было видно, заднее сиденье подняли выше линии кузова.
Еще одна модель того времени – большой седан Shanghai SH 760 1964 года. Самая продаваемая массовая модель тех лет. Его делали на Шанхайской автомобильной фабрике.
Но в Шанхае китайская коллекция не такая богатая, как в автомобильном музее Пекина. Шанхайский музей – это, все-таки, больше собрание импортных автомобилей. Причем, таких, которые и встретишь нечасто.
Как учатся делать автомобили. Наш репортаж из автомобильного музея в Пекине
Наверное, только в Турине или в Мюлузе можно увидеть Lancia Lambda 1924 года, задавшую стандарты для автомобилей, которые массово начали выпускать только через три десятка лет. У Lambda передний привод, тормоза на всех 4-х колесах и комфорт езды. А также - легкий кузов типа монокок, низкий центр тяжести и отличная управляемость.
Самые дорогие авто всех времен. Наш репортаж из музея в Мюлузе
Ferrari Testarossa 1985 г – один из самых массовых автомобилей культовой итальянской марки. Дизайн – не менее культового ателье Pininfarina. Мотор V12 имеет окрашенные в красный цвет головки всех цилиндров – отсюда и название «Красная Голова». 390 лошадей позволяли разогнаться до 290 км/ч. В свое время Testarossa стоила сумасшедшие деньги - больше $180 тысяч.
Ferrari 330GT 1966 года – сама элегантность. Дизайн Пининфарина и турбированный мотор V12 мощностью 300 л.с., который позволял ему разгоняться до максимальных 150 миль в час и за 6,5 с до сотни, делали этот автомобиль мечтой многих.
Maserati Ghibli 1970 года – первое поколение модельного ряда Ghibli. Дизайн Джоржетто Джуджаро и ателье Ghia. Под длинным капотом 4,7-литровый мотор – V8 мощностью 314 л.с. Разгонялся до сотни за 6,8 секунды, максимальная скорость – 250 км/ч.
В Шанхайском музее роскошная коллекция известных американцев. Например, Lincoln Zephyr 1939 года – автомобиль, который очень любят переделывать в хот-род. До 80% продаж Lincoln в 1939 г составляли «Зефиры». Мотор V12 развивал 110 л.с.и разгонял Zephyr до 140 км/ч. Тем не менее у авто был очень хороший с точки зрения аэродинамики дизайн, разработанный любителем самолетов голландцем Джоном Джарда. Коэффициент аэродинамического сопротивления – 0,45.
Рядом – еще один культовый автомобиль того времени, родоначальник авиационного стиля и обтекаемого дизайна среди массовых авто - Chrysler Air Flow 1934. По легенде, инженер проекта Карл Бри для создания аэродинамической формы наблюдал за полетами гусей. С коммерческой точки зрения это был провал, но он показал новый путь развития авто дизайна. Автомобиль имел 5-литровый мотор V8 мощностью 122 л.с.
Чего стоит роскошный кабриолет Chrysler Town & Country 1948 года. Свое название он получил от, в общем то не нового, конструкторского решения – часть кузова металлическая, а часть – деревянная. В прошлом году подобный автомобиль купили на аукционе Sothby’s за $110 тыс.
Фантастически красивый и культовый Cadillac Eldorado 1955 года тоже здесь. В свое время он был персональной машиной Мерилин Монро. А впервые эта модель появилась на инаугурации президента Дуайта Эйзенхауэра. Eldorado – визитная карточка американской культуры и автомобилестроения 50-х годов прошлого века. И первый из серии «Автомобилей Мечты» Genaral Motors. Но из-за высокой цены продавалась эта модель плохо.
Cadillac V16 Fleetwood 1931 года – редкий автомобиль. Их было построено около 4000 штук, и большинство – до начала Великой Депрессии с США. Дизайнер – знаменитый Харли Эрл. Мотор – роскошный 16-цилиндровый объемом 7,4 л и мощностью 452 л.с.
Нестареющая классика – купе Lincoln Continental Mk II 1956 года. Мк II был построен под руководством Уильяма Клея Форда – младшего брата Генри Форда II. Вершина модельного ряда Ford, у которой был даже кондиционер (60 лет назад!). Правда и стоил он в свое время больше $10 тысяч. За такие деньги можно было купить два кабриолета Lincoln Premiere. Но, сборка у Mark II была ручная, а все гайки затягивались по авиационным стандартам. Кроме того, кузов проходил дополнительную антикоррозионную обработку. Мотор – V8, мощностью 285 л.с. позволял развивать максимальную скорость – 115 миль в час.
Кабриолет Chrysler 300C 1957 года. Таких было сделано меньше 500 штук. С мотором HEMI V8 мощностью 375 л.с. и АКПП он развивал скорость больше 145 миль в час!
Длиннющий кабриолет Buick Special 1958 г – тоже творение Харли Эрла. Для своего времени – недорогой автомобиль по цене около $2500 с мотором V8 мощностью 252 л.с.
Очень яркий экземпляр - первое поколение спорткабриолета Chevrolet Corvette C1 1954 года. General Motors специально наняла Харли Эрла, чтобы он сделал автомобиль, который сможет конкурировать с Jaguar, Alfa Romeo и MG. Их очень много завезли с США после Второй мировой войны. Сегодня у Chevrolet моделей такого уровня практически нет.
Jaguar XK120 1951 года был серьезным игроком в Америке. Только валютные поступления от экспорта, по тогдашним законам Великобритании, давали компаниям право на доступ к металлу, из которого делались авто. Понятно, что в Jaguar старались, чтобы их модели покупали в США. И 120-й был не только типичным британским спорткаром, но и наиболее популярной моделью в Штатах. 120 в названии – это скорость в милях, которую развивал Jaguar. И на момент выпуска это был самый быстрый серийный автомобиль своего времени. Добавлял популярности и известный голливудский актер Кларк Гейбл, у которого был ХК120.
Культовые японские авто представляет в Шанхайском музее неожиданная Mazda Cosmo L10A 1967 года. Она выглядит, как настоящий спорткар. Это – первый серийный автомобиль с роторным мотором. 110-сильный мотор разгонял 2-местное спорткупе до 115 миль в час. Было сделано около 350 таких авто и сегодня за Mazda Cosmo L10A просят больше $200 тыс.
Еще одно японское спортивное откровение - Datsun 240Z 1970 г. Благодаря своей доступной цене и 150-сильному 2,4-литровому бензиновому мотору, Datsun конкурировал в США с Porsche, BMW и Jaguar. Максимальная скорость – больше 200 км/ч, разгон до сотни – 8 секунд.
Среди экспонатов премиальной линейки, помимо китайских «Красных Флагов», есть и всемирно признанные авторитеты.
Величественный Rolls-Royce Phantom II 1935 года – последняя модель RR с 6-цилиндровым мотором, который проектировали под личным контролем сэра Генри Ройса. Благодаря успеху Phantom II, RR в период экономического кризиса удалось взять под свой контроль Bentley.
Кабриолет Rolls-Royce Silver Ghost 1921 года – один из лучших автомобилей в истории мирового автомобилестроения. Отличался надежностью и тишиной хода. Два таких было у вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Один из них – на гусеничном ходу. Во время Первой мировой войны двигатели и шасси Silver Ghost использовали для броневиков.
Роскошный кабриолет Packard Super Eight 1934 года – любимая машина воротил китайского бизнеса тех времен. Радиаторная решетка в стиле Арт-Деко была олицетворением роскоши. Название – от 8-цилиндрового мотора.
Есть в Шанхае и первая пятерка BMW – модель 501B 1954 г. Она выполнена в стиле «Ангел Барокко», который олицетворяет романтику, страсть и спорт одновременно. В то же время кузов этой модели – образец пассивной безопасности для своего времени. Дизайнер – Петр Шимановский. Моторы – 6- и 8-цилиндровые. Это первая новая премиальная модель, выпущенная BMW после Второй мировой войны.
Раритетами не рождаются. Наш репортаж из музея BMW в Мюнхене
Китайцам есть у кого учиться делать хорошие автомобили. Что они с успехом и делают. А в случае чего – всегда есть возможность подсмотреть какой-нибудь интересный элемент у классиков жанра – лучших автомобилей мира.
Киев-Шанхай-Киев
Благодарим Группу компаний «АИС» за помощь в подготовке репортажа
|