Политика GM-АвтоВАЗ в отношении продвижения Chevrolet Niva кардинально отличается от «подходов» АвтоВАЗа в отношении ВАЗ-21213 «Нива». Это настолько разные предприятия, что не удивидетельно, но и уровень качества у них разный.
В России Chevrolet Niva изначально продвигалась на рынок, именно, как полноценный внедорожник. В качестве его целевого покупателя предполагались охотники, рыбаки, дачники, путешественники и жители российской «глубинки», где внедорожные качества автомобиля всегда нужны. Предполагалось, что на Chevrolet Niva сядут владельцы старой «Нивы», УАЗов и древних импортных джипов. Но…целевая группа Chevrolet Niva оказалась куда шире. Да, на Chevrolet Niva сейчас ездят бывшие владельцы «Нив», УАЗов и прочих полноприводных аналогов. Однако основной контингент покупателей – это владельцы «десяток», «девяток» и легковых иномарок.. Chevrolet Niva стала в России своеобразным «культовым» внедорожником, каким в Украине является Toyota RAV4.На ней ездят не потому, что нужен полный привод и отличная проходимость, а потому что этот автомобиль обеспечивает большую степень свободы, не ломается, достаточно комфортен и расходует бензина почти как легковушка. Кроме того, он на ступеньку выше, чем ВАЗ-2110 по качеству, не боится разбитых дорог и легко заезжает на любую бровку. Энергоемкость подвески Chevrolet Niva достойна одних только похвал. Автомобиль проходит ямы, рельсы и дорожные швы, особо не беспокоя пассажиров. При этом он еще и отвезет вас на дачу, в лес или к любой реке, у него 5 дверей, большой багажник, стоит он недорого, а запчасти дешевые. Вчитайтесь, не это ли описание идеального автомобиля?
В Украине Chevrolet Niva, наверняка, придется по душе, как «экстремалам», так и горожанам. На нее пересядет часть тех, кто сейчас ездит на ВАЗовских моделях, Daewoo Lanos и большинстве автомобилей В и С классов. У этих людей есть или будет дача (частный дом) или они любят активный отдых. Другими словами Chevrolet Niva уготована роль RAV4 в сегменте до $15000.
Тольятти
Тольятти – настоящий автоград. Здесь все «работает» на автопром и на нем же и зарабатывает. В этом городе каждый знает, где продаются дешевые запчасти для ВАЗов и где делают хороший «тюнинг» для «Лад».
Широкие проспекты, разумная организация движения, отсутствие автомобильных «пробок» и 95% всех автомобилей на улице – это ВАЗы. ВАЗы в Тольятти – это особые «ВАЗы». Большинство из них «в легком тюнинге» и с расточенными моторами.
В 2002 году в Тольятти появился второй автозавод – СП «GM-АвтоВАЗ», который начал серийный выпуск Chevrolet Niva. Если кто-то считает, что это всего лишь филиал «АвтоВАЗа», а Chevrolet Niva – продукт бэджинжиниринга ВАЗ-2123 «Нива», то он глубоко ошибается.
GM-АвтоВАЗ – это абсолютно отдельное предприятие, со своими нормами качества и подходом к производству автомобилей. Сам же автомобиль Chevrolet Niva – это скорее Chevrolet, нежели «Нива».
Уникальный случай в истории
Chevrolet Niva, а вернее ВАЗ-2123 «Нива», был полностью разработан в России. Этот автомобиль должен был сменить ВАЗ-21213 и производиться на «АвтоВАЗе». Однако к концу 90-х на «АвтоВАЗе» осознали, что самостоятельно довести автомобиль до конвейера не удастся. На помощь пришел GM. После длительных переговоров «АвтоВАЗ» продал вновьсозданному СП лицензию на производство Нивы-2 и право использовать само имя «Нива».Фактически, это первый случай, когда российскую автомобильную разработку купил мировой лидер.
В конце 2002 года СП «GM-АвтоВАЗ» произвело первые автомобили, но под именем Chevrolet. С тех пор прошло чуть больше года, но автомобиль Chevrolet Niva претерпел очень много изменений.
Чем Chevrolet Niva отличается от «Нивы»?
Не смотря на то, что оба эти автомобиля выпускают в одном городе и на соседних предприятиях, такое впечатление, что их делали в разных странах. Оказывается, все дело в системном подходе к качеству продукции. На «GM-АвтоВАЗ» - он западный. Здесь брак не поступит на конвейер и не выйдет из ворот завода. На соседнем «АвтоВАЗе» такое, увы, возможно.
Кроме того, Джиэмовцы взяли конструкцию ВАЗ-2123 и полностью ее проработали. В результате многие элементы были заменены или переработаны. После выпуска первых серийных машин, работа по повышению качества продолжилась. В модель Chevrolet Niva 2004 года внесено несколько изменений. В частности: заменен генератор и теперь он расположен вверху моторного отсека. заменен ремень привода генератора. Теперь он поликлиновый. Добавлена система охлаждения рабочей жидкости гидроусилителя.
Обычные зеркала заменены на электроуправляемые даже в базовой комплектации. Джиэмовцы признались, что им не удалось добиться от поставщика требуемого качества – обычные зеркала дребезжали и слабо держали фиксированное положение.
Глушитель российского производства заменен на немецкий Tenneco. Теперь к системе выпуска Chevrolet Niva притензий нет.
Следует подчеркнуть, что в Украину поступят уже модернизированные Chevrolet Niva, лишенные «детских болезней». Но на «GM-АвтоВАЗ» не намерены останавливаться на указанных модернизациях. Нам дали понять, что входной контроль на предприятии с трудом проходят еще некоторые поставщики и СП планирует их в ближайшем будущем сменить без удорожания автомобиля.
Как делают Chevrolet Niva
Чтобы понять, что Chevrolet Niva – другой автомобиль, чем произведенные в том же городе, необходимо посмотреть процесс ее производства.
Общая площадь СП – 142 тыс. м2. На самом СП есть три цеха: цех сборки неокрашенного кузова, цех окраски кузова и ,собственно, сборочный цех. Сам процесс производства выглядит приблизительно так:
С «АвтоВАЗа» приходят сваренные, но неокрашенные кузова Chevrolet Niva. В СП на них одевают двери, капот и т.п. Далее они отправляются в цех окраски. Говорят, что это вершина сегодняшней технологи окраски, но нас туда не пустили. Придется верить на слово.
Окрашенные кузова прибывают в цех сборки. Здесь с них вручную снимают двери, которые собираются на отдельных стендах и присоединятся к кузову лишь в финале.
Сам же кузов движется по конвейеру, где от поста к посту его обвешивают все новыми и новыми элементами.
Двигатель, а пока это 1,7-литровым ВАЗовский мотор мощностью 80 л.с., вместе с трансмиссией крепится к кузову на отдельном участке, притом этот процесс четко отлажен.
После того, как автомобиль завершил конвейерный путь, его тестируют на герметичность в специальной камере, замеряют параметры работы двигателя и токсичность, и тщательно осматривают лакокрасочное покрытие. После всех тестов Chevrolet Niva отправляется в дилерскую сеть.
Система контроля качества
На предприятии действует система контроля качества, которой Джиэмовцы по праву гордятся. Кроме входного и выходного контроля, возле каждого рабочего места находится шнур, дернув за который можно либо привлечь внимание контролера, мастера или начальника цеха и даже остановить конвейер. Информационные табло в цеху дают четкое представление о состоянии процесса сборки и помогают контролировать сам процесс. Ключевые посты в СП – за иностранцами. Генеральный директор – Джон Милонас, шеф по качеству – милая дама плохо говорящая по-русски. Каждый понедельник руководители всех подразделений «разбирают» жалобы, поступившие от дилеров и клиентов. Вот на последнем решили требовать от ВАЗа, комплектовать двигатели импортными прокладками, а неделю назад отослали предупреждение производителю карданных валов.
Честно признаться, я поверил в качество Chevrolet Niva.
На ходу
В программе визита в Тольятти значился и тест-драйв Chevrolet Niva под названием «Проверка на дорогах» и он даже состоялся. Но российские организаторы посчитали, что катание по 200-метровому кругу – это и есть тест-драйв на упомянутых «дорогах». Но мы-то уж знаем в этом толк, поэтому, не будем лукавить и говорить, что удалось оценить ездовые качества Chevrolet Niva. Проверим их уже в Украине.
Однако, есть несколько наблюдений, которые приведены здесь
Цены в Украине пока не обнародованы, но они, по всей видимости, будут несколько выше российских. Прорабатывается и вариант сборки Chevy в Запорожье, но это слишком далекая перспектива.
Основные комплектации Chevrolet Niva и цены на них в России
Комплектация |
L |
GLS |
LX (экспортная) |
Двигатель |
ВАЗ, 1,7 л (80 л.с.) |
ВАЗ, 1,7 л (80 л.с.) |
Opel, 1,8 л (125 л.с.) |
КПП |
ВАЗ, 5-ст. |
ВАЗ , 5-ст. |
Aisin 5-ст. |
Полная масса, кг |
1800 |
1800 |
1850 |
Расход топлива, л100 км
(90 кмчас, 120 кмчас, город) |
8,6 11,6 10,8 |
8,6 11,6 10,8 |
7,59,810,0 |
Иммобилайзер |
* |
* |
* |
Гидроусилитель руля |
* |
* |
* |
Регулируемая рулевая колонка |
* |
* |
* |
Диски стальные 15’’ |
* |
|
|
Диски литые 15’’ |
|
* |
|
Диски литые 16’’ |
|
|
* |
Шины 205/70 R15 |
* |
* |
|
Шины 215/65 R16 |
|
|
* |
Центральный замок |
* |
* |
* |
Электростеклоподъемники передние |
* |
* |
* |
Корректор фар |
* |
* |
* |
Передние противотуманные фары |
* |
* |
* |
Тонированные стекла |
|
* |
|
Зеркала с электроприводом |
* |
* |
* |
Салон (велюр) |
|
* |
|
Подголовники задних сидений |
|
* |
|
Подогрев передних сидений |
|
* |
* |
Регулировка по высоте сиденья водителя |
|
|
* |
Ремни безопасности с преднатягом |
|
|
* |
АБС |
|
|
* |
Кондиционер |
|
|
* |
Подушки безопасности водителя и пассажира |
|
|
* |
Чехол запасного колеса полноразмерный, запираемый |
|
* |
* |
Колпак на запасное колесо |
* |
|
|
Радиоподготовка |
* |
* |
* |
Фильтр салона |
* |
* |
* |
Цена в России, Евро |
8499 |
9799 |
13000 |
Инф. "AUTO-Consulting"
Фото "AUTO-Consulting" и Антона Фролова
Благодарим за организацию поездки ДП «АвтоЗАЗ-Сервис» |