Как сообщила AUTO-Consulting генеральный директор МТСБУ Наталия Гудыма, из-за предвзятого выбора банков, в которых были размещены деньги «Фонда защиты пострадавших», МТСБУ потеряла ни много, ни мало – 260 млн. грн. Это сумма, размещенеая в «Брокбизнесбанке». На ее возврат еще надеются, но пока этих денег нет, и они не работают на защиту пострадавших.
Кроме того, из фондов МТСБУ по завышенным ценам закупались мебель, канцтовары, техника, а также автомобили Mercedes и Lexus у частных лиц. Переплата, по данным «Делойт и Туш» составляла 20-40%.
Неоднозначной статьей расходов стало использование 85% Фонда предупредительных мер на финансирование одной организации – Ассоциации безопасности дорожного движения. Ей было перечислено 32 млн. грн.
Кроме того, стоимость строения МТСБУ на Русановском бульваре тоже учитывалась, как часть Фонда защиты потерпевших.
Не случайно, как сообщил AUTO-Consulting президент Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов, если сравнить стоимость полиса ОСАГО и выплаты в 2004 году и в 2014 году, получится, что полисы подорожали, в среднем, почти вчетверо, а средняя сумма выплат увеличилась только вдвое. И уровень выплат по ОСАГО в Украине составляет не больше 40% каждый второй не получает. Для сравнения, у наших соседей, например, в Румынии, уровень выплат больше 78%, а в Венгрии – больше 82%. Хороший бизнес! Платишь больше, а получить компенсацию в случае ДТП становится сложнее.
Эти и другие «бизнес-инициативы» Координационного совета МТСБУ в 2011-2013 годах, в который, между прочим, входили народные депутаты и представители Госфинуслуг, теперь будет рассматривать Генеральная прокуратура.
Несмотря на финансовые потери, сообщила AUTO-Consulting Наталия Гудыма, потерпевшим волноваться нечего. Они будут получать выплаты, поскольку в Фонде работает солидарная ответственность. Восстанавливать платежеспособность МТСБУ будут остальные, точнее оставшиеся его члены-страховые компании.
Но расслабляться от такого оптимистичного обещания автомобилистам пока не стоит. По словам президента «Украинской федерации убезпечення» Андрея Перетяжко из 87 страховых компаний, которые работали в Украине в начале нынешнего года, сегодня – до второго полугодия дожило только 64 страховых компании.
Как сообщила AUTO-Consulting Наталия Гудыма, на президиуме МТСБУ была рассмотрена так называемая группа риска. Это страховые компании, которые могут не выполнить обязательства - Гарант-Авто и Украинский Страховой Дом. В Госфинуслуг их проверили и сообщили МТСБУ, что проблем нет. Тем не менее Бюро контролирует их деятельность, так как на эти компании поступают жалобы.
Кроме того, на сайте МТСБУ существует так называемый светофор, где желтым и красным цветом выделены страховые компании, у которых могут возникнуть проблемы. И автомобилисты могут посмотреть, какие компании МТСБУ считает на данный момент рисковыми.
Еще один верный признак ненадежности СК – продажа полисов ОСАГО на 20-50% ниже их среднерыночной стоимости. Ведь законом предусмотрено всего 20% комиссионного вознаграждения. И работа со скидкой в 20-50%, как минимум для альтруистов.
А ведь с такими полисами кто-то ездит. Кроме того, еще в ходу и полисы небезызвестного «Лафорта». По словам Натальи Гудымы, МТСБУ удалось изъять только половину нереализованных полисов ОСАГО этой компании. Еще половина – где-то кому-то продолжает продаваться. Улучшить ситуацию сможет скорейшее введение электронного полиса ОСАГО, считает госпожа Гудыма.
В целом страховой рынок в Украине на сегодняшний день в таком состоянии, что на грани банкротства, по словам Андрея Перетяжко, находятся еще около десятка страховых компаний. Для такого утверждения существуют субъективные показатели, по которым можно определить, кто уже попал в зону риска. По опыту МТСБУ видно: все компании, которые за последние 4 года росли больше, чем на 100% в год, сегодня - банкроты. В 2011 году это была СК «Добробут», в 2012-м – «Лафорт», в 2013-м году таких компаний было 3. В нынешнем году есть пятерка страховых компаний, которые за последних 12 месяцев выросли больше, чем на 100%. Это УТСК, «Доминанта», «Украина», «Киевский страховой дом» и «Альфа-Гарант».
Сегодня страховщики вышли с инициативой, чтобы потерпевшие получали страховое возмещение от компаний, которые проходят процедуру банкротства, не после ее завершения, а в течение 3-х месяцев. Ведь процедура банкротства может тянуться годы. Не говоря уже о тех компаниях, которые уже потеряли лицензию, а процедура банкротства по ним еще не началась и их полисы продолжают продавать. Деньги, по словам генерального директора Ассоциации «Страховой бизнес» Людмилы Белошицкой, будут выплачивать из фондов МТСБУ. Для этого средств Фонда защиты потерпевших хватит.
Еще одна очень важная инициатива МТСБУ: прямое (урегулирование) возмещение ущерба. Это, когда потерпевшим платит именно та компания, у которой они приобрели полис ОСАГО. Так клиент сможет действительно выбирать. И не по стоимости полиса, а по качеству обслуживания и репутации СК. Пока, к сожалению, это новшество еще не вступило в законную силу. А значит - автомобилистам надо знать названия обанкротившихся и рисковых страховых компаний. Просто выучить наизусть. И если у виновника ДТП полис ОСАГО от одной из таких компаний, возможно, лучше просто договориться о компенсации и взять деньги на месте. Официальным путем – от страховой компании виновника, получить их будет, скорее всего, как минимум сложно.
Страховщики обещают компенсации пострадавшим в зоне АТО
|