Пока умные владельцы компаний имеют шанс продать старый автобусный флот по акционным ценам тем, кто все еще надеется, что реформа не продлится долго и украинский дальше можно будет возить десятилетиями в дерьме.
Через год привычные «маршрутки» будут по цене металлолома. И то, если Вы уговорите пункт металлолома их выкупить у Вас. - так тогда написал Владимир Омелян на своей странице в Facebook.
Но прошел год, а старые желтые «Богданы» по-прежнему на улицах, а перевозчики не только не бросились покупать новые автобусы, а наоборот – обвалили рынок до рекордно низких показателей продаж за всю историю авторынка.
Так, где же новые автобусы?
По данным AUTO-Consulting, за 7 месяцев 2019 года рынок новых автобусов сократился на 16%. Последние два месяца эксперты вообще фиксируют обвал рынка по 33-73%. Сейчас рынок новых автобусов находится на самом низком уровне за последние 10 лет и держится только за счет поставок школьных автобусов и других бюджетных программ. Правда, благодаря кредитам ЕБРР и ЕИБ анонсируются масштабные закупки городами больших городских автобусов, но на рынок они еще не поступили. И покупают их исключительно коммунальные перевозчики. А где же частники, которые по совету министра должны были уже сдать свои автобусы в утиль?
Если проанализировать итоги поставок новых автобусов большого и особо большого класса, то ни одного частного перевозчика в AUTO-Consulting так и не обнаружили. Автобусы закупали исключительно муниципалитеты для своих коммунальных транспортных компаний и за кредитные средства. Общий объем поставок 12-метровых автобусов за 7 месяцев 2019 года, который дошел в города – 95 штук, что на 48% больше, чем годом ранее. В эту статистику не включены троллейбусы, которые города также закупали по тем же схемам. И опять на коммунальные компании.
А вот излюбленные сегменты частных перевозчиков – 8-и и 9-метровые автобусы по итогам июля оказались в провале. Так, автобусов малого класса было закуплено на 26% меньше, и единственный сегмент, который показывал здесь рост – это как раз городские версии. В сегменте 9-метровых автобусов реализация в июле упала на 54%, а плюсовую динамику показывали только пригородные модели.
Еще один перспективный сегмент, в который предпочитали инвестировать частные перевозчики – это междугородние и международные перевозки. Здесь министр также анонсировал появление новой техники. Но по факту, за 7 месяцев 2019 года объем продаж автобусов междугородних моделей вырос пока только на 4 штуки, а всего за этот период в Украину поставлено 10 новых автобусов такого класса.
Как видим, масштабного обновления парка автобусов не наблюдается. Так, что сдавать в металлолом «маршрутки», по совету министра, пока рановато. Что-то не сработало в министерской арифметике.
Интересно: А на чем бы сейчас ездили украинцы, если бы тогда кто-то послушал министра? Реформа – это не только слайды и баллы из презентаций, но еще и источники финансирования и рентабельность перевозок. А вот с этим на рынке проблемы остались.
На каких автобусах будет ездить Европа. Репортаж с выставки IAA 2016
|