Общий спад продаж по Европейским рынкам составил 14,5%, притом в Западной Европе продажи упали даже существеннее – 15,5%. Такой резкий спад продаж в благополучной Европе не фиксировали давно, это ниже уровня 1998 года.
Если проследить тренд спада продаж в Европе, то в ноябре стоит ожидать уже 25%-ого спада. Другими словами почти четверть запланированных объемов останется за пределами рынка.
После октябрьских результатов ожидается массовая остановка европейских автозаводов, которые будут отдыхать вплоть до конца января. Дилерам еще долго будет что продавать в период рождественских каникул.
В Европе из крупнейших концернов сильнее всего от кризиса страдает General Motors (-25%), уже потеряли почти четверть объемов Toyota (-23,6%) и Honda (-25,7%). А Land Rover утратил более 50% своих продаж. Очень плохи дела у Chrysler (-49%)/
По ситуации в октябре лучше других справляются с падением сбыта Volkswagen Group (-7,6%) и FIAT Group (-7,9%).
Если спад продаж затянется на продолжительное время, то европейский рынок прийдется покинуть нескольким производителям, так как затраты на продвижения их брэндов будут выше, чем доход от их продаж. Если вообще корректно сейчас говорить о доходах.
Тревожная ситуация на европейском рынке пугает своей непрогнозируемостью. Очевидно, что до конца года ситуация не улучшится и до января рассчитывать на улучшения не придется. Повальное сокращение производства во многих отраслях экономики может привести к затяжной рецессии. Все отделы маркетинга автомобильных концернов пытаются сейчас спрогнозировать «дно» будущего спада. О том, что он будет в 2009 году уже никто не сомневаются. Вопрос лишь на какую величину? Пока европейские аналитики оперируют однозначными числами и ожидают снижения в 2009 году на 8-9%.
В Украине ожидания более пессимистические: по оценкам AUTO-Consulting рынок может сократиться на величину 30-40%, а то и более. Но этот прогноз делался исходя из ситуации с макроэкономикой по итогам сентября. Однозначно, что она ухудшилась, но насколько? Сейчас трудно оценить глубину спада в экономике и доходах населения, так как кризис разразился внезапно и протекает очень быстротечно, статистика не поспевает за этим «полетом». Информация о закрытии предприятий и увольнении сотрудников поступает каждый день, но обобщенной картины пока нет. Соответственно и невозможно сделать прогноз, основываясь на новых реалиях.
Если в благополучных европейских странах уже фиксируют спады в двухзначных цифрах, то на что надеяться украинскому рынку? Тем не менее, автомобильный рынок всегда демонстрировал редкую живучесть. Даже в тяжелые времена, он был индикатором реальных процессов в теневой и белой экономиках. В AUTO-Consulting полагают, что в нынешних условиях «запас прочности» украинского автомобильного рынка уже исчерпан. Октябрь был последним месяцем с показателями роста. Уже в ноябре будет зафиксирован спад продаж, а в декабре он еще усугубится.
В условиях ограниченного кредитования спрос начнет концентрироваться в сторону более доступных автомобилей, доля кредитов снизится до 10-15%. Пока у клиентов еще есть накопления, которые они хотят тратить на автомобили, резкое «торможение» автокредитования не слишком отражалось на рынке. Типичный пример – результаты октября, где автокредиты занимали уже 24%, при этом рост продаж был 2%. Но как только накопления иссякнут – наступит болезненный спад.
Длительность кризиса сейчас не сможет спрогнозировать никто. К сожалению, в Украине ситуацию может окончательно испортить ручное вмешательство в рыночные процессы, как это уже было в мае 2008 года, когда после 80%-ого роста рынок внезапно обломился. Если «ручное» вмешательство затронет рынок в кризисный период – величины спадов даже трудно представить.
Ситуация с продажами в октябре 2008 года в Европейских странах
№ |
Страна |
October '08 |
% Chg Oct 08/07 |
1 |
GERMANY |
258 814 |
-8,2 |
2 |
RUSSIA |
232 144 |
+1,3 |
3 |
FRANCE |
174 939 |
-7,4 |
4 |
ITALY |
167 940 |
-18,9 |
5 |
UNITED KINGDOM |
128 352 |
-23,0 |
6 |
SPAIN |
77 660 |
-40,0 |
7 |
UKRAINE |
58 177 |
+2,1 |
8 |
BELGIUM |
42 998 |
-6,8 |
9 |
NETHERLANDS |
41 943 |
-0,7 |
10 |
POLAND |
27 658 |
+12,3 |
11 |
AUSTRIA |
25 992 |
+4,0 |
12 |
ROMANIA |
24 474 |
-10,6 |
13 |
SWITZERLAND |
23 379 |
-3,9 |
14 |
SWEDEN |
22 299 |
-22,7 |
15 |
GREECE |
19 666 |
-6,7 |
16 |
PORTUGAL |
14 678 |
-6,4 |
17 |
CZECH REPUBLIC |
12 973 |
+7,0 |
18 |
HUNGARY |
12 879 |
-16,0 |
19 |
DENMARK |
11 327 |
-22,1 |
20 |
FINLAND |
10 161 |
-8,3 |
21 |
NORWAY |
8 390 |
-28,0 |
22 |
SLOVAKIA |
6 775 |
+18,5 |
23 |
SLOVENIA |
5 865 |
-0,3 |
24 |
LUXEMBURG |
4 488 |
-4,3 |
25 |
BULGARIA |
3 878 |
-0,8 |
26 |
IRELAND |
1 748 |
-54,6 |
27 |
LITHUANIA |
1 715 |
-24,5 |
28 |
ESTONIA |
1 676 |
-33,8 |
29 |
LATVIA |
1 183 |
-55,1 |
30 |
ICELAND |
181 |
-85,8 |
Продажи основных производителей в Европе по итогам октября 2008 года
BRANDS |
Units '08 Oct |
% Chg '08/07 |
ALL BRANDS** |
1 134 031 |
-14,5 |
VW Group |
249 948 |
-7,6 |
VOLKSWAGEN |
133 676 |
-6,0 |
AUDI |
57 803 |
+3,3 |
SEAT |
25 475 |
-19,5 |
SKODA |
32 751 |
-19,0 |
Others (1) |
243 |
-14,1 |
PSA Group |
145 493 |
-16,3 |
PEUGEOT |
75 911 |
-18,4 |
CITROEN |
69 582 |
-13,8 |
FORD Group |
111 971 |
-11,9 |
FORD |
94 738 |
-7,0 |
VOLVO |
17 233 |
-31,6 |
GM Group |
94 479 |
-25,2 |
OPEL/VAUXHALL |
77 144 |
-24,7 |
CHEVROLET |
12 115 |
-26,4 |
SAAB |
4 989 |
-27,7 |
GM (US) |
231 |
-50,5 |
RENAULT Group |
101 644 |
-19,1 |
RENAULT |
84 287 |
-23,8 |
DACIA |
17 357 |
+15,5 |
FIAT Group |
93 952 |
-7,9 |
FIAT |
74 828 |
-8,4 |
LANCIA |
9 789 |
+6,9 |
ALFA ROMEO |
8 959 |
-15,7 |
Others (2) |
376 |
-30,8 |
BMW Group |
66 242 |
-10,4 |
BMW |
56 725 |
-8,4 |
MINI |
9 517 |
-20,7 |
TOYOTA Group |
54 612 |
-23,6 |
TOYOTA |
52 728 |
-23,3 |
LEXUS |
1 884 |
-31,6 |
DAIMLER |
61 754 |
-16,6 |
MERCEDES |
53 152 |
-16,9 |
SMART |
8 602 |
-14,2 |
NISSAN |
22 226 |
-16,4 |
HYUNDAI |
19 973 |
-16,8 |
HONDA |
17 268 |
-25,7 |
SUZUKI |
19 383 |
-18,5 |
MAZDA |
17 330 |
-11,8 |
KIA |
17 198 |
-20,1 |
MITSUBISHI |
9 067 |
-15,8 |
JAGUAR LAND ROVER Group |
6 247 |
-36,5 |
LAND ROVER |
3 679 |
-52,1 |
JAGUAR |
2 568 |
+19,2 |
CHRYSLER |
5 265 |
-49,4 |
Инф. AUTO-Consulting
Что случилось с рынком в мае
|