Конечно, звучит и выглядит это все комично. Но на самом деле – совсем не смешно. Ведь автомобильное производство в Украине есть. Подтверждение тому – автомобили ЗАЗ, которых немало в городском потоке, и которые не один год получали призы «Авторейтинга» за самые большие объемы продаж в стране. К слову, если бы «Ланосы» и «Сенсы» были настолько плохими, как любят о них (уже по привычке) говорить к месту и не к месту, а шутки ради, их бы так массово, наверное, не покупали. В этой ценовой категории немало новых китайских и российских моделей, объемы продаж которых, причем, всех вместе взятых, не дотягивают до «плохих и устаревших» Lanos и Sens.
Как делают ЗАЗ. Репортаж с завода
Не говоря уже о других моделях массовых автомобилей, которые сегодня делают на Запорожском автомобилестроительном. Это ZAZ Vida (предыдущее поколение Chevrolet Aveo) и ZAZ Forza (адаптированная для Украины Chery A13). Все эти автомобили производят в Украине методом полномасштабного производства, включая сварку, окраску и полную сборку.
Еще один наглядно видимый пример существования отечественного автопрома – автобусы «Богдан», которые колесят по улицам многих городов Украины. А теперь еще и поставляются Нацгвардии. Также, к слову, как и автобусы «Эталон». И именно эти производители помогли обеспечить транспортом наших бойцов в трудное время.
И уж совсем трудно не заметить грузовики КрАЗ. Особенно те, которые регулярно поставляют для военных в зону АТО. Именно КрАЗЫ возят сегодня танки и БТРы, боеприпасы и продукты, солдат и амуниция. А бронированные автомобили того же КрАЗа охраняют границы и нередко вступают в бой.
Нацгвардия начала использовать новые бронированные КрАЗы
КрАЗ представил бронированный грузовик 6322 Raptor
На «Еврокаре» началось производство еще двух моделей
А есть еще заводы «Еврокар», где делают несколько моделей Skoda, «Черкасский автобус», «Черниговский автозавод», «Бориспольский автозавод», Концерн «Електромаш», которые выпускают легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи. Их можно видеть на улицах всех городов Украины.
По данным Ассоциации «Укравтопром», только за последние несколько лет национальные автопроизводители инвестировали в модернизацию отрасли больше $1 млрд. И создали производственные мощности для выпуска более 450 тыс. автомобилей в год. Притом речь идет о полномасштабном производстве, то есть с чистого листа металла.
Корпорация "Богдан" представила свой первый бронеавтомобиль
Другое дело, что эти мощности не востребованы. Из-за сложной и нестабильной экономической и политической обстановки в стране, по данным Ассоциации «УкрАвтопром», с 2007 по 2013 год доля легковых автомобилей отечественного производства на внутреннем рынке, сократилась с 55% до 13% в общем объеме продаж. То есть, фактически, отечественные автомобили вытеснил импорт.
Такое падение продаж продукции украинского автопрома – закономерный результат государственной политики. Самый свежий пример: в начале текущего года правительство снизило ставки спецпошлины на ввоз автомобилей, отменило экологический налог на утилизацию транспортных средств и акцизный сбор за переоборудование подержанных малых коммерческих автомобилей в легковые.
Соответственно, объемы производства автомобилей и автобусов упали. В нынешних сложных экономических условиях работать на склад нет смысла. По данным Ассоциации «УкрАвтопром» в ноябре 2014-го по сравнению с октябрем, объемы производства сократились в три раза. А по сравнению с ноябрем прошлого 2013 года – в 10 (!) раз.
Но даже в таких непростых условиях автомобильное производство в Украине не исчезло. В ноябре было изготовлено 597 единиц автомобильной техники. А всего с начала года – 28 247 единиц автотехники. И производственные мощности в стране – тоже, к счастью, пока остались. И они – потенциальные рабочие места.
Не случайно, в своем открытом письме к господину Абромавичусу, Ассоциация «УкрАвтопром» предлагает провести встречу с министром экономического развития и торговли Украины на одном из современных автомобильных предприятий страны. Открытое письмо, к слову, подписали руководители 9 украинских автомобильных предприятий (действующих).
Не исключено, что после этой встречи, украинские автомобильные производители получат шанс доказать на что они способны. Может, при нынешнем курсе гривны, когда импортные автомобили стали непомерно дорогими, государство обратит внимание на тот ресурс, который находится рядом, но не используется в полной мере - продукцию отечественного автопрома. И украинские предприятия станут на государственном уровне привлекать и к поставкам автомобилей для новых демократичных украинских чиновников, и к обеспечению Минобороны и МВД военной и армейской техники. Пока кроме КрАЗа и «Богдана» военные автомобили и броневики украинским бойцам никто не поставляет.
А ведь это стратегически важно для экономической безопасности государства. Зависимость армейской техники от зарубежных комплектующих может дорого обойтись в военное время. А у украинского автопрома, как говорится, все свое. Ведь многие наши автомобильные предприятия имеют полный цикл производства. От штамповки кузовных деталей до производства собственных моторов. И производство это есть, и ждет заказов.
Как делают Богданы. Репортаж с завода
|