Яркий пример – это львовский тендер по закупке школьных автобусов. По словам адвоката Алевтины Уперенко, заказчик, то есть львовская Облгосадминистрация внесла требование по дверям автобусов и при подаче тендерной документации каждый участник должен был предоставить ряд документов, включая и сертификат соответствия. Однако уловка заключалась в том, что в самом сертификате не расшифрованы системы дверей, а подтверждать этот критерий необходимо другими документами. Их текст не понравился заказчику и ТД «Эталон Авто» был просто снят с участия. И это при том, что школьные автобусы «Эталон» уже не первый год поставляются по всей Украине и никогда таких вопросов не возникало.
Обжаловав решение заказчика, «Эталон Авто» рассчитывал на поддержку Антимонопольного Комитета Украины (АМК), но там подошли к вопросу слишком формально и не вникли в суть вопроса, а оставили решение заказчика в силе. В итоге, на львовском тендере победило предложение, которое на 5,5 млн. гривен больше, чем предлагал «Эталон Авто». Вот такую цену заплатит бюджет за уловки чиновников и формальность АМК.
Как подчеркивает основатель платформы «Лига Антитраста» Агия Загребельская, этот случай вопиющий и он не должен остаться безнаказанным. «В АМК никто не проводил служебного расследования по данному факту, а в результате бюджет, а вернее мы все с вами, заплатим на 5 млн гривен больше, а ведь на эти деньги можно было купить много полезного еще.» - подчеркивает Агия Загребельская. «Мы не знаем был в этом злой умысел, или это просто служебная халатность, но в Антимонопольном комитете должны этот случай разобрать и сделать выводы. Ведь по сути, АМК – это единственный регулятор, в обязанности которого входит следить за конкуренцией в тендерных процедурах» - резюмировала эксперт.
Директор Торгового дома «Эталон Авто» Вадим Шкарупин констатирует, что чиновники постоянно придумывают новые уловки, которые позволяют им гарантировать победу нужных участников. Ну казалось бы, школьные автобусы, к ним есть требования ДСТУ и Минтранса, - соответствуй им и конкурируй. Но чиновники на местах то пропишут параметр высоты, под который проходит только один из участников рынка, то колесную базу, а сейчас придумали цепляться к документации. По нашим оценкам, от таких действий бюджеты областей уже потеряли с начала года 120 млн гривен – именно такую сумму можно было сэкономить, если бы не было дискриминационных надуманных критериев, - возмущается Вадим Шкарупин.
«Мы не против конкуренции, наоборот, мы за нее, но конкуренция должна быть честной. Участвуют все игроки рынка, кто готов выпускать подобную технику, а тендер определит победителя. Вот в этом, я понимаю, и заключается конкуренция. Недавно мы проиграли тендер в Запорожской области. Там наши конкуренты предложили лучшую цену, а мы не смогли. Нет никаких вопросов, значит нам есть над чем работать. Но во львовском тендере же вопиющие вещи происходили. Мы предложили на 5,5 млн гривен меньшую стоимость, а нас просто снимают с участия по надуманным поводам. Это – не конкуренция. Это искусственная монополия, с которой должен бороться Антимонопольный Комитет, а он ее зачем-то поддерживает. Вот этого мы и не можем понять!» - резюмировал Вадим Шкарупин.
На пресс-конференцию приглашали и представителей АМК и Львовской ОГА, чтобы они могли изложить и свою позицию, но от этих организаций никто так и не пришел.
Что происходило на рынке автобусов в июле 2021
|