AUTO-Consulting: около 10-й части всех новых автомобилей, реализованных в нашей стране в 2021-м году - это бренды Stellantis (продано более 11 тыс. автомобилей брендов PEUGEOT, CITROЁN, OPEL, DS Automobiles). Это успех и большая ответственность. Вы довольны?
Руслан Акимов: динамика по доле рынка у нас позитивная с 2015 года. В 2021-м наша внутренняя цель была преодолеть отметку в 10% доли рынка. Но из-за чип-кризиса мы чуть-чуть не добежали. Что примечательно, сильнее всего дефицит полупроводниковых микрочипов сказался именно на бренде Peugeot, что абсолютно не помешало ему показать позитивную динамику. Люди готовы ждать больше, чем полгода, чтобы получить желаемый автомобиль - это подтверждают наши бестселлеры Peugeot 2008 и Peugeot 3008. Лояльность людей приятно поражает, чему мы очень благодарны. И это дает оптимизм полагать, что в 2022 году, когда ситуация на рынке начнет стабилизироваться, мы перешагнем заданную отметку в 10%. В этом нам помогут очень интересные новые модели.
АС: тем не менее, результаты прошлого года - отличные. Можете назвать 3 главных составляющих успеха?
Руслан Акимов:: первая ключевая составляющая - это продукт. А наши автомобили - очень интересные. Обновлений в модельных рядах всех наших марок очень много, несмотря на все кризисы. Мы запустили порядка 10 новых моделей, хотя план запусков приходилось корректировать. Вторая составляющая - очень плотная работа по продвижению самого продукта. Covid, как это ни странно, дал нам возможность серьезно заняться внутренними процессами и работой предприятия. В частности, мы расширили диджитализацию многих процессов. К примеру, по итогам 2021 года у Peugeot, Citroen и DS Automobiles полноценно функционируют собственные онлайн-сторы - сайты, где любой желающий из любой точки мира может посмотреть доступные к заказу автомобили. В ближайшем будущем такой появится и у Opel. А зимой прошлого года на этих сайтах заработали удобные калькуляторы кредита. Ну и третье, это, конечно - команда, наши сотрудники. И в центральном офисе Stellantis, и у нас, как у представительства, и у наших дилеров горят глаза, есть ощущение позитива.
АС: Вы не подсчитывали, сколько в прошлом году у вас не было продано автомобилей из-за чип-кризиса?
Руслан Акимов: из-за дефицита практически всех моделей мы не досчитались около 15% объемов продаж.
АС: Как будете перезапускать марку Jeep в Украине?
Руслан Акимов: у нас планируется полный перезапуск этой легендарной марки в Украине. Бывший импортер Jeep - компания “УкрАвто” на текущем этапе не будет нашим партнером по этому проекту. Но мы продолжим акцентировать наше внимание на плодотворном сотрудничестве по брендам Peugeot и Opel. Вся дилерская сеть Jeep, фактически начнет строиться с нуля, и в данном проекте станут участвовать многие наши нынешние партнеры по Stellantis. Там, где мы видим эффективную работу на местах по Opel, Peugeot, Citroen и DS, мы обратились к ним с предложением расширить сотрудничество.
Суммарно мы планируем запуститься с 9-ю дилерскими центрами Jeep до конца года. Это будут полноценные центры в концепции 3S (sales, service, spare parts) с большим демонстрационным залом и полностью оборудованной сервисной станцией, где в одном месте закрываются потребности в продаже автомобиля, обслуживании и предоставлении запчастей и аксессуаров. Ключевой момент здесь - качество. Заново запуская марку, мы хотим представить Jeep в новом обличии. Как мы, по большому счету, сделали это и с Opel.
АС: когда планируется официальная дата запуска Jeep в Украине?
Руслан Акимов: де-юре - 1 июля 2022 года, именно тогда мы станем представителем бренда не только на словах, но и на официальных бумагах, но уже сейчас ведутся подготовительные работы к полномасштабному запуску. Например, мы проводим тендер на поиск новых надежных партнеров в регионах Украины.
АС: к этой дате мы увидим новую модель Jeep?
Руслан Акимов: да, поделюсь эксклюзивной информацией - к нам приедет Jeep Grand Cherokee нового поколения, и мы планируем сделать для него официальную презентацию в Украине.
АС: смогут ли владельцы Jeep обслуживаться на СТО Opel, Peugeot, Citroen?
Руслан Акимов: у нас более 80% дилеров Stellantis сертифицированы для обслуживания больше, чем одного бренда Группы. Автомобили марки Jeep технически сильно отличаются от моделей Opel, Peugeot, Citroen и DS. Но мы продолжаем отстаивать позицию мультибрендовости сервиса, чего бы нам это не стоило - потому, что это удобно всем. И в тех 9 центрах Jeep, о которых я упоминал ранее, также будет реализован мультибрендовый сервис. Да, потребуются инвестиции для закупки спец. оборудования и инструментов, необходимо будет обучить сотрудников всем техническим нюансам диагностики и ремонта, получить сертификаты, которые позволяют производить обслуживание и это для всех представителей мультибрендовой сети по Украине. На этих 9 центрах мы не остановимся. Больше того: мы планируем обслуживать на своих сертифицированных СТО и "неофициальные” Jeep, которые разными путями в обход импортера приехали в Украину.
АС: а когда под управление украинского Stellantis перейдут Fiat, Alfa Romeo и Maserati?
Руслан Акимов: На сегодняшний день некоторые другие марки концерна Stellantis представлены независимыми импортерами. Мы не исключаем возможность расширения портфеля представительства на каком-то этапе, но таких планов на кратко- и среднесрочную перспективу нет. Все будет зависеть от эффективности работы каждого из участников рынка.
АС: Вы упоминали, что Jeep сейчас в похожей ситуации, в которой несколько лет назад был Opel. Как вам удалось вернуть доверие и уважение к этой немецкой марке? Ведь в прошедшем году именно автомобили Opel продемонстрировали самый большой рост продаж среди ваших брендов. По итогам 2021 года в Украине было продано около 1,4 тыс. автомобилей OPEL, что на 92% больше, по сравнению с продажами в 2020 году. OPEL стал самым динамично-растущим Брендом представительства Stellantis в Украине.
Руслан Акимов: со вступлением в Группу PSA, а теперь - Stellantis, марка Opel действительно пережила возрождение и стала предлагать продукты, от которых в восторге покупатели и у нас, и в Европе. И мы бы показали по Opel даже еще больший рост объемов продаж, если бы имели возможность продавать во второй половине 2021 года новое поколение Opel Grandland. Но из-за чип-кризиса производство этой модели было временно приостановлено. Аналогичная ситуация с новым Movano. Но зато уже в этом году это упущение будет исправлено: и Opel Grandland, и Opel Movano должны приехать в Украину.
Еще одно преимущество Opel - качество, которым теперь могут похвастаться автомобили этой марки. И ключевой момент - это наше представительство. Мы не импортер, который сегодня работает, а завтра - нет. Мы крепко стоим на ногах, что дает клиентам чувство надежности и уверенности в будущем. Когда речь идет о гарантии в 2-3 года или в 5 лет по сервисным контрактам, у клиента есть к этому доверие, ведь мы, как представительство Stellantis в Украине, можем обеспечить эти гарантии.
Не стоит забывать о развитии сети Opel. И автомобили этой марки, и их сервис теперь доступны во многих регионах Украины. Это - удобно для клиентов. Плюс - Opel сильно укрепил свои позиции на рынке коммерческих автомобилей, а с запуском Movano перспектив для роста станет больше.
АС: для Украины по Opel вам удалось получить какие-то специальные цены? Потому, что у некоторых вызывает недоверие, что немецкий автомобиль, сделанный в Германии, имеет цену более привлекательную, чем у некоторых китайцев. В чем секрет?
Самый доступный немецкий кроссовер. Первое знакомство с обновленным Opel Crossland
Руслан Акимов: Для Украины нет каких-то специальных цен и условий. Конечно, благодаря совместным платформам с PSA, себестоимость продукта Opel стала ниже. Что позволяет формировать разумную цену на автомобили. И все-же 99% привлекательности позиционирования и продвижения Opel на рынке - это наша украинская стратегия и инициативность.
Правильные ответы на вопросы. Тест-драйв Opel Mokka
АС: в чем особенность марки DS в Украине, именно, как премиального бренда? И у каких премиальных марок DS, по вашему мнению, способен отобрать часть покупателей?
Двойная сила и двойная экономия в премиальном DS7 Crossback E-Tense 4х4? Тест-драйв
Руслан Акимов: французский премиум еще не так хорошо знаком в нашей стране, как, например, в странах Европы, где название DS уже никого не удивляет. Мы одинаково ценим каждый бренд в портфеле, но наш подход к клиентам DS особенный. Мы предоставляем им премиальный сервис с отдельной зоной обслуживания и комнатами отдыха, и с определенными преимуществами, которые недоступны для других марок. А сами автомобили DS предлагают настоящую французскую роскошь. В нашем понимании, в автомобилях DS комфортно будут себя чувствовать клиенты Lexus и Volvo. Мы не ожидаем какого-то бума продаж. Но год от года рыночная доля DS растет. Она будет расти и дальше, в том числе благодаря новым продуктам DS, которые появятся у нас в этом году. Например, большому премиальному седану DS 9. А на DS 4, который еще даже не приехал в страну, уже много контрактов. К слову, у нас в 2022-м появятся 2 новых автосалона DS. Один - в Киеве, другой - в Днепре.
Настоящий французский шик за $25 тыс. Тест-драйв DS3 Crossback
АС: в прошлом году на наш рынок активно вышли модели Peugeot и Citroen с полным приводом Dangel 4x4. Их оценили украинские покупатели?
Проверяем возможности Dangel 4x4 на бездорожье: Peugeot Traveller 4x4, Citroen Jumper и Peugeot Partner 4x4
Руслан Акимов: компания Dangel, заручившись опытом в гонках ралли Дакар, всю свою историю работает над оснащением обычных автомобилей полным приводом. Даже Jeep не может предложить те решения, которые предоставляет Dangel 4x4. В частности потому, что акцент делается на полноприводную технику LCV. С системой полного привода ее можно использовать там, где невозможно эксплуатировать обычный транспорт. В том числе - в карьерах, горах. И наши покупатели оценили это преимущество.
Достаточно сказать, что с 2017 года по 2021 год у нас в стране было продано суммарно 150-170 автомобилей с системой Dangel 4x4. После нашей презентации возможностей этой полноприводной техники, которая прошла летом, появилось очень много новых клиентов. Поэтому, только на нынешний год у нас в планах продать более 500 таких полноприводных авто.
История полного привода Dangel 4x4: проверено Дакаром
АС: будет расширяться полноприводная модельная линейка?
Руслан Акимов: да. Будет полноприводный Opel. В частности, новый Movano. Далеко не каждый бренд в этом сегменте может предложить такие возможности и удовлетворить потребности клиента.
Как работает полный привод Dangel 4x4
АС: Планируете ли развивать в Украине модную сейчас подписку на авто, прямые продажи в обход дилеров?
Руслан Акимов: концепция работы нашего представительства не меняется. У нас нет в планах прямых розничных продаж в обход дилеров. Все продажи, как и раньше будут идти через наших ключевых партнеров.
По онлайн-продажам Украина отстает от Европы. Нашим людям тяжело расстаться с большой суммой денег, не видя автомобиль. Или перечислить онлайн деньги какому-то ООО. Поэтому, мы идем к онлайн-продажам поэтапно. Как я уже упоминал ранее, в прошлом году мы создали онлайн-склады. Каждый потенциальный покупатель на своем компьютере видит какие модели и какие комплектации есть в наличие и где они есть, у какого дилера. Можно выбрать конкретный VIN и забронировать автомобиль в несколько кликов.
Продажи автомобилей по подписке в Украине есть. Мы сами этим не занимаемся, но активно сотрудничаем с компаниями, которые предлагают данный сервис. Их несколько, и в этом году подписка будет развиваться еще активнее. В 2021-м по подписке было продано порядка 70 наших авто.
АС: есть сейчас какие-то модели Stellantis, которые не в дефиците?
Руслан Акимов: да, есть - новый Opel Mokka. Эта модель для нас - стратегический важный продукт. Мы смогли выбить у производителя необходимые объемы для успешного запуска флагмана. Есть в небольшом количестве городской Citroen C3 и кроссовер C3 Aircross, а из седанов - Citroen C-Elysee и Peugeot 301.
Недорого, практично и очень симпатично. Тест-драйв обновленного Citroen C3 Aircross
АС: долго еще будет продолжаться чип-кризис, по вашему мнению?
Руслан Акимов: до конца этого года - точно. Но кроме дефицита микрочипов появляются и другие проблемы. С резиной, со сталью, с нарушением цепочки поставок. Но кризис учит. Глобально - менять бизнес-модель и интестировать в инновации и совместное производство, а на локальном уровне - оптимизировать внутренние процессы и оптимизироваться самим по всем направлениям, которые у нас есть.
АС: есть ли у Stellantis планы локального производства в Украине?
Руслан Акимов: у нас пока маленький рынок для производства моделей Stellantis. Но очень перспективен вопрос сотрудничества с так называемыми боди-билдерами. Это - компании, которые занимаются трансформацией моделей LCV под нужды и бизнес задачи клиентов. Мы активно работаем с нашими локальными компаниями, потому что именно они хорошо знают потребности отечественных клиентов. Они способны воплотить все желания клиентов. У нас есть два прямых подписанных контракта с двумя трансформаторами. Это - компании Reform и “АвтоСпецПром”. Они прошли полную сертификацию сначала PSA, а теперь - и Stellantis, и имеют сертификаты наивысшего уровня от независимых аудиторов. И, соответственно, могут производить продукцию не только для Украины, а и для внешних рынков, на экспорт. У нас в планах есть подписание подобных контрактов и с другими отечественными производителями-“трансформаторами”.
АС: будут ли расти цены на модели Stellantis в 2022 году?
Руслан Акимов: наша коммерческая стратегия намного более щадящая и мягкая, чем на других рынках. Мы стараемся максимально нивелировать для наших будущих клиентов те потрясения, которые происходят в мире, за счет своей маржинальности. И мы еще не повышали цены в Украине до такого уровня, как это уже произошло в мире. Но по объективным причинам повышение цен на автомобили неизбежно, и мы будем вынуждены реагировать на эти изменения ответными действиями.
АС: на сколько процентов?
Руслан Акимов: в начале года мы немного повысили цены. В зависимости от модели, на 3-4%. Но это больше плановое повышение в связи с переходом в новый модельный год. В мире растет дефицит, себестоимость комплектующих, себестоимость производства автомобилей. Мы будем стараться оставаться в рынке, но проигнорировать эти аспекты точно не получится.
АС: вы планируете в 2022-м расширять дилерскую сеть?
Руслан Акимов: да. Все сети брендов компании ждет пополнение. В наших стратегических планах охватить все области, в которых мы еще не присутствуем. Для Peugeot и Citroen это, в частности, Волынская, Закарпатская, Черновицкая, Тернопольская области. У Opel если не уровняемся по количеству дилеров с французскими брендами, то как минимум приблизимся к этому числу.
АС: какие у вас планы по электрификации модельного ряда в Украине?
Руслан Акимов: электрификация всего модельного ряда брендов лежит в основе глобальной стратегии Stellantis. И перед нами стоит цель увеличить продажи такого продукта. Если не считать плагин-гибридные Peugeot 3008 Hybrid4 и DS 7 Crossback E-tense, первопроходцем в новом для нас сегменте стал электрический Opel Mokka-e, запуск которого пришелся на конец 2021 года. В нынешнем году ожидается запуск нескольких моделей электро-гибридного направления.
Первый электрический Лев, который появится в Украине. Тест-драйв Peugeot e-2008
АС: как вы собираетесь пересаживать водителей с ДВС на гибридные и полностью электрические авто? Для этого нужен какой-то стимул. А электрокары и гибриды пока что дороже обычных авто. Да и наша инфраструктура зарядных станций оставляет желать лучшего.
100 км на 2-х литрах бензина. Тест-драйв обновленного Peugeot 3008 Plug-in Hybrid4
Руслан Акимов: спрос на эти модели есть. Их экономическая эффективность - тоже есть. Но наши подзаряжаемые гибриды покупают не только для того, чтобы сэкономить на топливе. Эта технология дает полный привод, сумасшедшую динамику и мощность с первых секунд, и яркие эмоции за рулем. У нас сейчас на гибридные модели очередь больше, чем на авто с ДВС.
На батарею наших электрических моделей мы даем гарантию 8 лет. Таким образом, в отличие от б/у американцев, клиент получает уверенность в том, что в случае непредвиденных обстоятельств, его проблему будет решать официальный представитель. Да - электрические технологии пока стоят дороже. Но разница в цене не настолько огромна, как может показаться. Тот же электрический Opel Mokka примерно на $4 тыс. дороже аналогичной модели с ДВС. Плюс - экологичность, к которой у нас стремятся большие и международные компании. Спрос на эти авто в корпоративном сегменте растет. И у нас есть интересные решения для таких клиентов. Например, электрический Rifter, который мы тоже планируем предложить рынку в этом году.
Новинки Citroen на автосалоне в Женеве. 100 лет – это не возраст, а опыт
|