Кризис, казалось бы, полностью парализовал еще недавно цветущую автомобильную отрасль по всему миру. Но так ли это на самом деле? Оказывается – не совсем: именно усложнение экономической обстановки порой диктует самые неожиданные (и при этом весьма – эффективные) решения...
В своей борьбе со сложностями повседневной жизни мы часто забываем, что еще до нашего появления на свет мир прошел и через более тяжелые времена. Вспомним, к примеру, Японию после разгрома во Второй мировой войне. Разруха, голод, полный коллапс промышленности, безнадежное падение национальной валюты, обнищание населения. Оживить хозяйство страны можно было лишь одним путем – стимулировать производство, но для этого необходимо было поднять платежеспособный спрос населения не только на товары первой необходимости...
Японское чудо – бразильская обкатка
Но откуда средней семье в условиях жесточайшего послевоенного кризиса выкроить деньги на покупку не то, что автомобиля – а хотя бы простенького радиоприемника, холодильника или (о чудо из чудес!) примитивной стиральной машины, столь облегчающей жизнь многодетной семье? На помощь пришла историческая память: когда-то, еще в средневековой Японии, неимущие крестьянские хозяйства объединялись в группы для того, чтобы приобрести бесконечно недостижимые для одиночек орудия труда, тягловых животных, лодки для рыбного промысла и т.п.
Традиционная организованность феодальной крестьянской общины была перенесена в капиталистическое настоящее, коллективная ответственность за выплату долга – заменена индивидуальной, а формирование групп покупателей, переговоры с производителями, банками и поставщиками взяли на себя компании. Так на свет появилось японское чудо – метод приобретения дорогостоящих высокотехнологичных товаров в группах, благодаря которому страна в кратчайшие сроки (менее 15 лет) смогла обеспечить заказами свою промышленность, удовлетворить повышенный спрос на современные материальные блага на внутреннем рынке и начать осваивать рынки внешние.
Уже к середине 1960-х Япония превратилась в сильного экспортера, заложив основы своего мирового господства в этой области, а собственное благосостояние ее граждан повысилось настолько, что не только самая современная бытовая техника, но и автомобиль уже являлся скорее предметом необходимости, нежели роскоши.
Вместе с очередными волнами японской эммиграции, система продаж в группах попала на благодатную почву Южной Америки, где и стала одной из важнейших предпосылок бурного экономического роста 1970-80 гг., в т.ч. “бразильского чуда”, благодаря которому эта еще недавно отсталая страна превратилась в одну из богатейших и перспективных держав мира.
Кстати, в Бразилии и сегодня, в условиях мирового кризиса, до 35% автомобилей и свыше 70% других высокотехнологичных товаров (бытовой техники, компьютеров и проч.) приобретается по схеме групповых продаж. В результате простые потребители (а вместе с ними – и производители, продавцы, банки – вся национальная экономика) оказались защищенными от кризиса надежнее, чем жители благополучной Западной Европы и США.
Свой вклад продажи в группах внесли и в формирование положительной динамики автопродаж в Польше – например, в 1990-х на долю подобных схем приходилось до 20% реализованных автомобилей.
Украинский вариант
В Украине до октября 2008 года доля продаж по данным схемам была сравнительно небольшой (около 5%) из-за исключительной доступности для средних граждан обычных банковских кредитов. Однако в условиях нестабильности национальной валюты и практической недоступностью для массового покупателя резко подорожавших индивидуальных кредитных программ, перед таким способом продаж открываются широкие перспективы. В настоящее время продажами в группах занимаются несколько украинских операторов, однако сформировавшаяся за последние месяцы тенденция к увеличению спроса на покупки подобного рода ясно указывает, что число подобных компаний будет расти.
Приобрести автомобиль в группах даже сегодня может любой наш соотечественник. Для этого ему достаточно предъявить свой паспорт, (справку о доходах предоставлять не нужно). Вступительный взнос составляет 3% от стоимости нового автомобиля. К примеру, если вы решитесь на покупку ВАЗ - ПРИОРА в системе Car Credit, то первая сумма, которую вы потратите на долгожданный автомобиль составит 2 493,60 грн.
Ежемесячные же выплаты составят от 585 грн. из них формируется общий денежный фонд, за счет которого и приобретаются автомобили для участников групп, а также платятся отчисления страховым компаниям и процент администратору – компании, предоставляющей услугу. Желающие приобрести автомобиль объединяются в группы по принципу одинаковости моделей или сумм. Группа, в среднем, формируется за один или полтора месяца и является закрытой. Максимальное время, на которое заключается договор – 8 лет, в течение этого срока каждый из группы получает автомобиль.
Групповые плюсы
Преимуществами системы Car Credit является:
1.Привязка к небольшому (по сравнению с индивидуальной кредитной программой банка) ежемесячному взносу в процентах от текущей стоимости автомобиля исключительно в гривне.
2. “Закрытость” – самодостаточность групп, исключающая необходимость привлечения в них все новых членов для гарантии функционирования системы;
3. Жесткие требования, предъявляемые к клиентам, уже получившим автомобиль (не только залог, но поручительство) гарантируют поступления от них планомерных платежей для финансирования приобретения машин для других членов группы;
4. Продажи такого рода основаны на принципе полного самофинансирования, которая не нуждается в поступлениях денег извне (из-за пределов группы), а поэтому не зависит ни от стоимости кредитных средств (процентная ставка), ни их общий недостаток на рынке.
5. С изменением цен варьируется и величина регулярных взносов. Это касается всех клиентов, особенно тех, кто уже получил автомобиль и служит остальным участникам групп дополнительной гарантией приобретения желаемого авто по новой цене.
Дополнительный же плюс подобного метода продаж для клиента состоит в том, что годовой процент, который и без того в 3-4 раза меньше сегодняшних банковских ставок по автокредитам, фиксируется на все время действия договора и увеличению не подлежит. В отличие от тех же банков, которые прописывают в своих договорах возможность изменения процентных ставок в зависимости от экономической ситуации. За последние шесть месяцев ряд банков уже дважды повышал проценты по кредитам для своих клиентов. Так что для тех, кто все-таки решился стать владельцем авто в условиях кризиса, продажи в группах представляются инструментом более реальным, чем покупка за наличные, гораздо более доступным, чем обычный банковский кредит и более надежным, чем приобретение конфиската.
Виктор Савченко Инф. предоставлена ЗАО «Филдес Украина»
Главный офис - 01024, г.Киев ул. Лютеранская 21/12, к. 3
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.