Как создавали украинский троллейбус. Фото: Авто новини від AUTO-Consulting - троллейбус

Интернет-ресурс информационно-аналитической группы AUTO-Consulting  
Новини CARS TRUCKS BUSES ЗНИЖКИ % Статистика 125 років успіху Renault
Пошук по новинам

Розширений пошук
Розділи
Головна
Новини
 Ринок автомобілів
 Акції в автосалонах
 Тест-драйви
 Статистика автопродажів
 Ринок автобусів
 Ринок вантажівок
 Військова техніка
 Виробництво автомобілів
 Законодавство
 Автобізнес LIFE
 Дилерська мережа
 Кредити/лізинг/страхування
 Автохімія
 Сільгосптехніка
 Авто-електроніка
 Ринок запчастин
 Ринок шин
 Мототехніка
 Поради власникам авто
Розмитнення авто
Підписка на новини


• Новини по темі: троллейбус
• В Виннице намерены выпустить еще 10 собственных троллейбусов
• Киев закупит 137 троллейбусов с автономным ходом
• Луцкий автозавод начал отправку очередной партии троллейбусов Богдан Т70117 для Полтавы
• Луцк получил еще 2 троллейбуса Богдан Т70117
• Харьков получил еще 4 троллейбуса Богдан Т70117
• Украинский производитель "Богдан Моторс" поставит в Чехию троллейбусы Т701
• Чернигов закупит 4 троллейбуса Эталон Т121
• В Виннице планируют выпустить еще 10 троллейбусов PTS-12
• В Сумы полностью поставлена первая партия троллейбусов Богдан 70117
• В Харьков отправлены еще 11 новых троллейбусов Богдан Т70117
Ще по троллейбус...
Новини від AUTO-Consulting
Всі новини по темі - Україна

Как создавали украинский троллейбус. Фото

ринок автобусів | Опубліковано - 2015-11-05 20:49:53 (174836 разів прочитано)
Как создавали украинский троллейбус. Фото - троллейбус80 лет назад, 5 ноября 1935 года, на улицы Киева вышел первый троллейбус. Это был московский ЛК-5 (ЛК - сокращение от Лазарь Каганович). Первый маршрут пролегал по Красноармейской улице от площади Льва Толстого до улицы Загородней. Но уже со второй машины производство диковинного транспорта было освоено в Киеве. С тех пор киевскую школу инженеров-конструкторов (троллейбусников) стали считать одной из ведущих на просторах СССР, а столица Украины едва не стала самым главным городом по производству троллейбусов. И именно в Киеве создавали первый троллейбус уже независимой Украины. О том как это было – сегодняшний рассказ AUTO-Consulting.
Первые троллейбусы
Первый троллейбус для Киева был изготовлен в Москве на заводах СВАРЗ и "Аремкуз", а остальные шесть той же серии по московским чертежам собрали на нашем заводе им. Домбаля (впоследствии - Киевский завод электротранспорта им. Ф. Дзержинского).



ЛК-5 по нынешним меркам - это небольшой двухосный троллейбус. Он был рассчитан на 47 мест, 37 из которых было сидячих. Такие машины ходили по Киеву до Великой Отечественной войны.

Сразу после победы по разрушенному городу ездили (1945-1947 годы) трофейные троллейбусы MAN, вмещавшие по 50 пассажиров (в том числе 30 сидячих).





Чуть позже в Киев начали поставлять и знаменитые по старым фильмам, московские послевоенные троллейбусы МТБ-82Д. С 1947 по 1952 год их делали на Тушинском авиазаводе №32. Но ни трофейных, ни московских, ни импортных машин Киеву не хватало и в 50-е годы в Киеве возродили выпуск собственных троллейбусов. С 1958 по 1971 годы Киевский завод электротранспорта выпустил 1556 пассажирских троллейбусов модели «Киев» пяти модификаций, а с 1972 года освоил выпуск грузовых троллейбусов.





В этот период Киев даже мог стать главным городом по производству троллейбусов для всего СССР, но в Москве решили закупать чешские троллейбусы Skoda 9Tr. И красно-желтые «девятки» на многие годы стали частью киевского пейзажа и его визитной карточкой.



Даже с импортными троллейбусами киевский инженер Владимир Веклич смог разработать и реализовать свою давнюю идею – троллейбусных поездов, о чем AUTO-Consulting уже подробно рассказывал. Затем это киевское изобретение стали тиражировать уже и в других городах СССР.



Подробно о всех используемых в Киеве троллейбусах с 1935 по 1990 годы AUTO-Consulting уже рассказывал.

Какое киевское изобретение предопределило развитие городского транспорта на несколько десятилетий

40 лет назад в Киеве уже серийно выпускали гибриды



Первые троллейбусы независимой Украины

Троллейбус Киев-11
На рубеже 1990-х основные поставщики троллейбусов в Украину из Чехословакии и Румынии начали переходить на взаиморасчёты с СССР в долларах. Из-за острейшего дефицита валюты, в стране наметился кризис городского электротранспорта. Единственным выходом из него могло стать освоение производства собственного украинского троллейбуса.

В инженерной среде киевских электротранспортников приступили к созданию сочленённого украинского троллейбуса модели «Киев-11» (модели с первой по шестую выпускали в период 50-70 гг, а с седьмой по десятую - были грузовыми).



Владимир Филиппович Веклич (изобретатель троллейбусного поезда) разработал техническое задание, осуществлял научное руководство проектом и испытаниями новой модели. Конструкторская документация была разработана под руководством Вячеслава Савельева. Главной задачей, стоявшей перед разработчиками машины, было требование при её создании использовать как можно больше отечественных комплектующих, даже в ущерб качеству, ведь покупать за валюту было уже не просто. Всё это было реализовано за исключением ведущих мостов «Raba» венгерского производства.



Модель была оборудована двумя тяговыми электродвигателями мощностью 115 кВт каждый. Кузов имел четверо дверей, салон рассчитан на 160 мест, 53 из которых были сидячими. Так как тиристорно-импульсную систему управления можно было приобрести только за рубежом в троллейбусе была применена уже морально устаревшая на то время реостатно-контакторная система управления (РКСУ) , что значительно снизило КПД модели.

Тиристорно-импульсная систему управления (ТИСУ) предоставляла не только возможность плавного разгона и торможения троллейбуса, но и на 20-25% (в зависимости от сложности рельефа маршрута) подымала КПД транспортного средства за счёт рекуперации (возвращении в контактную сеть энергии вырабатываемой троллейбусом при торможении). В реостатной системе эта энергия рассеивается при нагреве реостатов и не выполняет никакой полезной работы.

8 января 1991 года из ворот Киевского завода электротранспорта на испытания выехал первый опытный образец «Киев-11», а с 20 октября началась его эксплуатация на маршрутах уже в независимой Украины . В этом же году была разработана конструкторская документация на «Киев-11у» - двухосную модификацию троллейбуса вместимостью 100 пассажиров имевшую 37 сидячих мест. Первый регулярный рейс с пассажирами он совершил 20 декабря 1991 года.



К сожалению, из-за проблем с поставкой комплектующих от смежников и ограниченными производственными мощностями завод не смог наладить серийное производство этих машин. Всего было выпущено 54 троллейбуса, из которых 7 сочленённых. Но появились они очень вовремя и свою задачу выполнили.

Модель имела множество недостатков, однако к чести создателей следует отметить, что они «выжали» максимум возможностей из тех устаревших комплектующих и технологий, которые были в их распоряжении. И главное, что молодая страна получила свой собственный троллейбус.



Минский завод Белкоммунмаш по лицензии киевлян освоил выпуск троллейбусов «Киев-11». На нём было собрано 5 машин эксплуатировавшихся в Минске и Могилёве.

Троллейбус ЮМЗ
Исходя из опыта создания троллейбуса Владимир Веклич разработал стратегию развития украинского троллейбусостроения. Она нашла свое воплощение в утвержденной Кабинетом Министров Украины Программе.



Программа предусматривала развёртывание работ по производству новых типов украинских троллейбусов в цехах днепропетровского Южного машиностроительного завода, которые из-за прекращения гонки вооружения большей частью были незагружены.

Согласно стратегии начались работы в двух направлениях: освоение производства троллейбусов по известным техническим решениям (трёхосного сочленённого ЮМЗ-Т1 и двухосного ЮМЗ-Т2) и создание перспективного троллейбуса ЮМЗ-Т3 по принципиально новым техническим решениям.



Поскольку освоение выпуска троллейбуса нового поколения ЮМЗ-Т3 требовало создания и отработки практически всех агрегатов и систем на принципиально новой основе, программа предусматривала большой объём научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Научным руководителем работ по созданию троллейбусов марки ЮМЗ был назначен Владимир Филиппович Веклич (1938—1993), а главным конструктором стал Михаил Иванович Галась (1929—2006) - один из главных создателей космических ракет «Циклон» и «Зенит».



Получив от киевлян документацию на троллейбус «Киев-11» днепропетровцы смогли значительно улучшить машину. Наличие на заводе уникальных ракетных технологий позволило использовать в конструкции кузова троллейбуса ряд высокоэффективных ранее не применявшихся решений. Впервые в конструкции троллейбуса применена кабельная электрическая сеть с малогабаритными разъёмами, широко используемая в ракетно-космической технике, что обеспечивало быстрый поиск неисправностей в узлах машины. Однако использование устаревших агрегатов и систем (РКСУ, управляемого моста, рулевого управления, подвески и др.) не позволяло добиться высокой надёжности троллейбусов ЮМЗ-Т1 и ЮМЗ-Т2.



Первые три сочленённых троллейбуса ЮМЗ-Т1 были изготовлены в январе 1992 года, а с июля 1993 началось их серийное производство. В этом же году была налажена сборка ЮМЗ-Т1 на дочернем предприятии «Южмаша» в Павлограде. Машина была рассчитана на 180 мест, 35 из которых были сидячими. За счёт двух тяговых электродвигателей мощностью 130 кВт каждый, 18 тонная машина могла преодолевать 12 процентные уклоны.

Последний троллейбус ЮМЗ-Т1 был произведен в Павлограде в 1997 году. Всего этой модели была собрана 471 машина, 33 из которых были экспортированы в Белорусию, Эстонию, Молдавию и Россию.



В конце 1993 года из ворот «Южмаша» выехал на испытания первый двухосный троллейбус марки ЮМЗ-Т2, полностью унифицированный с моделью ЮМЗ-Т1. Номинальная вместимость троллейбуса составляла 103 человека, включая 26 мест для сидения. Дважды в конструкцию машины вносились незначительные изменения (в 2000 и 2006 годах).

В 1998 году для трассы Симферополь-Ялта был разработан «горный вариант» троллейбуса получивший индекс ЮМЗ-Т2.09. Он имеет независимый электродинамический тормоз и другие усовершенствования для работы на горных линиях. Всего было произведено 18 таких машин.



Кроме городов Украины троллейбусы ЮМЗ-Т2 эксплуатировались в Москве, Ростове-на-Дону, Кишинёве и Ашхабаде. Единственными городами Украины, в которых никогда не эксплуатировались троллейбусы ЮМЗ, были Львов, Черкассы, Антрацит и Стаханов.

В 1995 была спроектирована модель ЮМЗ Т3-К, которая за счёт применения ТИСУ позволяла экономить электроэнергию на 20 - 25%. Однако эта модель не была запущена в производство, а 2 опытных образца были отправлены в Донецк. Внешне они ни чем не отличались от модели ЮМЗ-Т1, хотя по первоначальному техническому заданию планировалось, что это будет машина нового поколения с низким уровнем пола. Вскоре, из-за нежелания ремонтников работать со сложной электроникой, у этих троллейбусов была произведена замена ТИСУ на РКСУ и они стали ни чем не отличаться от ЮМЗ-Т1.



В 2008 году Мариуполь получил юбилейный 1000-ный троллейбус ЮМЗ. В этом же году производство собственных троллейбусов на «Южмаше» было прекращено. Через несколько лет возобновили сборку на базе готовых кузовов и агрегатов троллейбуса МАЗ Т103. Украинский Днепр Т103 начали закупать лишь в 2015 году.

«Крылатый троллейбус «Авиант»
После распада СССР Киевский государственный авиационный завод «АВИАНТ» лишился значительной части своих заказов. Одним из решений этой проблемы стал выпуск троллейбусов. За прототип своей машины они взяли троллейбус «Киев-11». Антоновцы предложили сделать кузов своих троллейбусов «Киев-12» из лёгких алюминиевых сплавов и композитных материалов, применяющихся в авиастроении. Это сделало их машины более лёгкими, долговечными и позволило сократить затраты электроэнергии на их движение.



Первый опытный троллейбус (с бортовым номером 3000) модели «Киев-12» начал осуществлять пробные поездки 4 ноября 1993 года. Техническое задание на его разработку и программа испытаний была написана Владимиром Векличем, проектирование и изготовление машины осуществлялось под общим руководством генерального конструктора «КБ Антонов» Пётра Васильевича Балабуева (1931–2007), главного инженера В. Короля и его заместителя А.Рабичева.



Каждая разрабатываемая модификация троллейбуса имела свой индекс от К12.00 до К12.08, но большинство модификаций так и не пошли в производство.

Наиболее востребованными оказалась машины с индексом К12.03. Это был сочленённый троллейбус, рассчитанный на 182 пассажира, с чешской тиристорно-импульсной системой управления. Сегодня только в Киеве их эксплуатируется 80 единиц.



Троллейбусы ЛАЗ
Последним, на заре эры украинского троллейбусостроения, к клубу производителей троллейбусов присоединился Львовский автобусный завод. Предприятие в начале 1960-х выпустило несколько троллейбусов марки Киев-5 (ЛАЗ-695Э) на основе автобуса ЛАЗ-695В.



Весной 1994 года завод на основе автобуса ЛАЗ-52521 собрал первые два двухосных троллейбуса ЛАЗ-52522, которые летом прошли испытания. После этого в конструкцию машины внесли небольшие изменения и начали их серийное производство. Эксплуатировались они в основном во Львове. В процессе производства вносилось много изменений, устанавливалось новое электрооборудование, а с 2005 года троллейбус начали выпускать на основе автобуса ЛАЗ-52527. Всего было собрано 85 машин, 6 из которых пошли на экспорт (2 в Москву, 4 в Ашхабад).

Уже в 2007 году в Украине появляется еще один крупный производитель – «Богдан», и несколько экземпляров троллейбусов выпускают в Чернигове. Но это уже совсем другая история.

Луцкому автозаводу «Богдан» исполнилось 60 лет. История с продолжением

Секретные разработки украинских заводов. Фото



FaceBook     Twitter     email     Telegram   Підпишись на канал в Telegram


Підпишись на новини на пошту
Новини по темі - Україна Всі новини по темі ринок автобусів


Цікаве по темі...
• Стало відомо, хто поставить 2 автобуси Євро-6 для «Енергоатому»
• Австрія передала Україні 10 автобусів
• Київ знову закупить дніпровські трамваї Татра-Юг
• Тернопіль придбав нові міські автобуси українського виробництва
• В Тернополі на маршрути вийдуть 8 нових автобусів
• В Броварах розробили тролейбус-повербанк для критичної інфраструктури
• Електрон поставив першу партію автобусів для Ужгорода
• Білорусія може отримати найбільше замовлення на автобуси в своїй історії
• Данія передала 5 автобусів великого класу
• Концерн ZF презентує інноваційну технологію в амортизаторах SACHS для широкого спектру автобусів
• В наступному році держава придбає ще більше шкільних автобусів
• В Україні продовжують локалізувати міжміські автобуси Ar-Temsa Prestij SX
Головні новини
• Як "Нібулон" вдалося за рік зменшити витрати палива на 15%
• В Україні змінились податки при продажі автомобілів
• Заводи Volkswagen у Німеччині паралізував страйк робітників
• Голова Stellantis подав у відставку
• У листопаді український авторинок знову почав падати
• В Україні оголошено комплектації та ціни на новий кросовер Opel Mokka
• Бельгія поставить Україні десятки всюдихідних машин швидкої допомоги BV-206 до кінця року
• Депутати пропонують відтермінувати екологічні норми Евро-6
• Представлена нова електровантажівка Daewoo Gixen
• В Україні з`явився автомобіль за 630 тис. грн.
• Українська компанія РЕФОРМ отримала високу нагороду за виробництво броньовиків та авто спецпризначення. Які версії виробляються?
• Спецзагон поліції на Донеччині отримав броньовані автівки від українського виробника
• В Україні стартували продажі нового Honda Civic
• Снігоприбиральна техніка від “Будшляхмаш” вже ефективно працює на дорогах
• Заміна свічок запалювання: ознаки зносу та покрокова інструкція
• Сили оборони отримали 6 кейсеваків з РЕБ-системами
• FIAT затримає вихід на ринок кросоверу Grande Panda
• В Україні оголосили ціни на новий Renault Duster
• Для Nissan настають важкі часи
• Volkswagen анонсує докорінну зміну дизайну електромобілів
Всі новини...

Авто- мото- музеї та колекції України
«Фаетон» Запорожжя
«Ретро Гараж» Львів
«Винтаж Гаражъ» Дніпро
«Машини часу» Дніпро
Музей КПІ Київ
Harley-Davidson Kyiv
«Мотомір» Камєнскоє
Ретромотомузей Львів
Zastava Умань
Мотоколекція OldCarService Київ
Гараж Януковича
Мотоколекція Берегово
Ретро музей Карлівка
Колекція Львівських мопедів
100 екземплярів за 100 років
Колекційна мото- вело- ЗАЛА

Заводи, де виробляють
Ваші машини
Книга по історії появи мотовиробництв в Україні
Український авторинок за 100 років
ЗАЗ 2009 р., Як роблять ZAZ Forza 2011 р., ЗАЗ 2017 р.
Богдан (Черкасы), 2009, 2013, 2019 рік
Богдан JAC, Богдан-МАЗ
АвтоВАЗ
ЛуАЗ, ЛуАЗ 2016
Черкаський Автобус 2003, 2016 рік
КрАСЗ
Що залишилося від ЛАЗу
Що залишилося від КМЗ
Що залишилося від ХВЗ
Що залишилося від ЛМЗ
Єврокар
ЧАЗ
Часов-Яр
Історія КМЗ
Завод ім. Малишева
Київський БТЗ
Перший український автозавод
Велосипеди України
Audi
Jaguar Land Rover China
Peugeot
Porsche
Volvo
FSO
KIA Slovakia KIA Russia KIA Korea
Lamborghini
MG
BYD
Chery, Chery 2016
Geely, Emgrand EC8, Emgrand GC9
Great-Wall, 2012 рік
FORD Otosan
MAN & Neoplan Туреччина
IVECO
MAN
Scania Сідертельє
ГАЗ, ГАЗ 2010
УАЗ

Лічильники


SHALB  
Secured  




Купить машину на автопродаже? Автобазар Украины.

Популярні новини
• В Україні представили новий справжній позашляховик – Ineos Grenadier. Перші враження
• Українські підрозділи ДСНС почали отримувати нові машини 4х4 від українського виробника
• ЗСУ отримали нові українські бронетранспортери БТР-4Е
• В Україні з`явився автомобіль за 630 тис. грн.
• В Україні оголосили ціни на новий Renault Duster
• Skoda представила новий кросовер Kylaq за $10 тис.
• DAF поставив в Україну надлегкі тягачі XF
• Європейська компанія вже закупила 1500-у вантажівку DAF
• Міноборони допустило до експлуатації в ЗСУ новий вітчизняний бронеавтомобіль UAT-TISA
• Audi запустила новий бренд - без чотирьох кілець
• Як будуть позбавляти водійських прав водіїв-ухилянтів від мобілізації
• Бронеавтомобілі «Козак» отримали захист від дронів-камікадзе
• Nissan заглиблюється у важку кризу. Доведеться скорочувати персонал та випуск авто і відпустити Mitsubishi
• Mazda виводить на ринок наступника Mazda 6 - EZ-6
• Хто винен в кризі німецького автопрому? Що буде далі?
Акції у дилерів...
• «Чорна п`ятниця» на мотоцикли Honda
• BMW X3 xDrive30d доступні за спеціальною ціною
• Бузкова п’ятниця від «Хапай авто»: 500 знижка + 500 на допомогу
• Чорна п`ятниця з Mitsubishi: знижка 5% на кросовери*
• Чорна п’ятниця! -$200 на всі системи автобезпеки Benish
• На обрані товари BMW діє спеціальна пропозицієя до -60%
• В AUTOGROUP можна вигідно підготувати автомобіль до зими
• На обмежений склад тягачів Scania діє акція «Потрійна перевага»
• В Україні стартувала сервісна акція на аксесуари Renault для транспортування та безпеки
• Сенсаційна пропозиція на усі CUPRA Formentor зі складу в Україні з вигодою у ціні до 240 000 грн.*
• Твій перший новий автомобіль: SEAT Arona доступний від 299₴ на день
• BMW 320d xDrive тепер доступний за вигідною ціною
• У мережі СТО АІС стартує осінньо-зимова акція «Підготуй автомобіль до зими»
• В Україні діє спеціальна пропозиція на самоскиди Scania
• В мережі Renault в Україні стартувала сервісна акція «Осіння діагностика»
Авто історія
Історія АвтоЗАЗа
Історія Богдан/ЛуАЗ
Історія Черкаський автобус
Історія КМЗ / КМЗ 75 років
Музей Audi
Історія NSU
Музей BMW
Музей Citroen
Історія Citroen
Музей DAF
Музей Ferrari
Музей Fiat
Музей MG
Музей Peugeot
Історія Dangel 4x4
Історія Jeep
Історія Mazda
Музей Porsche
Музей Volvo
Парк Ferrari World Park
ВАЗ-2101 "Копійка"
ВАЗ-2121 "Нива"/LADA 4x4
LADA Sport
ГАЗ-24 "Волга"
ЛуАЗ-969
ЗАЗ-965
Перший український мотоцикл
Найперша мотоколяска К-1В
Перший київський мотоцикл К-1Б
Всі модели ЛМЗ
Історія Mini
Музей в Брюселі
Музей в Турині
Музей в Пекині
Музей в Шанхаї
Гараж Князя Монако
Авто королів XX сторіччя
Гараж Януковича
Китайський автопром
Турецький автопром
Корейський автопром
Авто II світової війни
Автівки Великої Перемоги
Авто Ленд-ліза
Лімузини російських вождів
Київський тролейбус
Київський автобус
Перші українські тролейбуси
Київський швидкісний трамвай
НТУ - 75 років
Перші авто та автоСМІ в Україні
ТОП10+ найстаріших автомобілів в Україні
Автономера Київа за 116 років
Статистика українського авторинку за 100 років
Історія появи українського мото- та велопрому
Скільки авто було продано в Незалежній Україні

Великі особистості Андре Сітроєн, Джорджетто Джуджаро, Луїджи Колані, Фердинанд Порше, Марчелло Гандіні, Mr. Dream Car Олексій Сахновський, Свємпа, київлянин Володимир Вєклич, Філіп Прибилой Д4
 
Зв'язок
Тел.: +38 063 233 43 31
Пишіть нам >>>
Зробити стартовою | У вибране
Експорт новин |
Реклама на сайті
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.