К концу весны в Украине сформировался огромный дефицит ВАЗов всех модификаций, который и спровоцировал очередной рост цен. На сей раз, дефицит создал сам АвтоВАЗ хронически недопоставляя машинокомплекты на сборочные предприятия Украины.
Причина недопоставки проста – не справляется штамповочное производство в Тольятти и ВАЗ вынужден переносить заказы на другие автозаводы России.
Но и это еще не все. АвтоВАЗ переносит производство «классики» с главного конвейера в Ижевск, что не оставило надежд для украинских автозаводов получить в ближайшее время машинокомплекты по этим позициям.
В итоге, ВАЗ контролирует в Украине всего 29% рынка по итогам мая и дилеры не берутся сказать, когда у них появятся машины и по каким ценам.
|
Ситуация с «девятками» должна стабилизироваться, когда заработает сварка и окраска кузовов в Запорожье (ЗАО «ЗАЗ»), а это должно случиться в июле-августе. Тем не менее, дилеры не берутся прогнозировать стоимость ВАЗов запорожской сборки и сроки их появления на рынке.
Готовые кузова «девяток» из Тольятти то же хронически недопоставляются, а то количество, которое приходит не покрывает и 25% спроса.
Очень непростая ситуация и с готовыми автомобилями из России. Так, квотирование импорта привело к ограниченному объему поставок «десяток». В добавок АвтоВАЗ неоднократно поднимал цены и перевел экспортные контракты в евро. В итоге, розничные цены «десяток» в Украине перешагнули разумный предел.
Что же будет дальше. Дилеры прогнозируют дальнейший дефицит по «классике», высокие цены по «десяткам». Ситуация может разрядится только в сегменте Samara, но не ранее, чем к осени.
К чему это приведет?
На этот вопрос проще ответить на примере Прибалтики и стран Восточной Европы, где ВАЗ долгое время был лидером рынка. Однако невзвешенная политика привела к потере не только лидерства, но и былых объемов продаж. То же может произойти и с Украиной.
ВАЗ может уже не вернуть себе лидерство. Количественные показатели говорят следующее: в мае 2002 года ВАЗ владел 54% рынка, июль 2002 г – 54% рынка, октябрь 2002 г – 37% рынка, декабрь 2002 г – 36%, март 2003 г – 42% и май 2003 г – 29%. Ожидается, что ВАЗ вообще может приблизиться к 20% украинского рынка. Такого падения, чтобы за 1 год потерять 20-30% рынка украинский рынок еще не знал.
Кто займет место ВАЗа?
Сейчас все «сливки» от политики ВАЗа перепадают Daewoo, ЗАЗ, ГАЗ, Dacia, а также другим корейцам. Но Daewoo не может покрыть всего нахлынувшего спроса. Очередь на Lanos/Sens достигает 3-х месяцев и продолжает расти. В такой ситуации потребителю в ценовом диапазоне до 7000 евро остается одно – покупать Dacia, что он успешно и делает. Еще от коллизий ВАЗа выиграла "Волга", спрос на которую воспрянул.
Заметим, что позиции ВАЗа в Украине переходят к Daewoo, Dacia, ЗАЗам и вернуть их будет очень нелегко, даже такими продуктами как «Калина» или ВАЗ-2170. Похоже, в Украине структура рынка вскоре будет напоминать восточноевропейскую, где на своем рынке национальный производитель будет иметь незыблимые позиции.
Инф. "AUTO-Consulting"
|