Способствовали этому рост спроса и восходящая динамика развития автопрома, который активно поддерживало государство программами утилизации старых авто и льготного автокредитования.
За 12 месяцев 2010 года из России было экспортировано более 9,5 млн шин, что 12,4 % больше аналогичного периода за 2009 г. В стоимостном выражении это принесло практически на 100 млн долларов больше выручки по сравнению с предыдущим годом (с 558,5 млн долларов в 2009-м до 654,5 млн долларов в 2010-м). Основными странами экспорта в 2010 году стали Финляндия, Франция, Германия и Италия.
Рынок легковых шин
В разрезе отдельных продуктовых групп наибольшее увеличение рынка наблюдалось в сегменте легковых шин. По итогам 2010 года, его объем в натуральном выражении составил более 31 200 тыс. шт.
Производство легковых шин в России в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 45,37% в первом полугодии (с 7805,3 тыс. шт. в 2009-м до 11346,5 тыс. шт. в 2010-м) и на 19,48% во втором полугодии 2010 года (с 11434,1 тыс. шт. до 13661,5 тыс. шт.).
Импорт легковых шин в Россию в 2010 году составил 12316,1 тыс. шт., что говорит о том, что объем продукции, импортируемой иностранным потребителям, вырос на 23,2% по отношению к 2009 году. По сравнению с 2009 годом, когда объем экспорта легковых шин в РФ составил 2414 тыс.шт., экспортные поставки в 2010 году выросли на 19,88% – 7442,8 тыс. шин.
Рынок легкогрузовых шин
В сегменте шин для легкогрузовой техники, также как и в легковом сегменте, на протяжении всего 2010 года наблюдалось стабильное увеличение. Так, производство легкогрузовых шин по сравнению с предыдущим годом выросло на 18,8% – до 3568,8 тыс. шт.
В целом, объем рынка этих шин в прошлом году составил 4064,9 тыс. шт. Импорт шин для легкогрузового транспорта в 2010 году показывал ежеквартальный рост относительно показателей в 2009 году и в итоге составил 717,2 тыс. штук. В отличие от экспорта, показатели которого в 2010 году оказались несколько ниже, чем в 2009 году. В целом экспортные поставки легкогрузовых шин снизились на 36,81%, составив 328,6 тыс. штук.
Рынок грузовых шин
Начиная с конца 2009 года, ситуация на рынке грузовых шин в России продолжает восстанавливаться. В 2010 году было произведено 4853,5 тыс. грузовых шин (для сравнения – производство 2009 год составило 4131,0 тыс. шт.).
В целом, объем рынка грузовых шин в 2010 году значительно вырос по отношению к предыдущему году: с 4323,8 тыс. шт. до 6233,9 тыс. Это произошло главным образом за счет импортных поставок. Так, объем импорта в 2010-м вырос больше чем на 120%, составив 2126,6 тыс. шин.
Совсем другая ситуация наблюдалась в экспорте. В 2010 году объем экспорта грузовых шин ежеквартально снижался, и по итогам четырех кварталов составил 1264,5 тыс. штук, что на 1,07% меньше показателей годичной давности.
Прогнозы и перспективы
По итогам января 2011 года, российский рынок шин расширился. Это стало возможным благодаря росту объемов потребления покрышек отечественного и зарубежного производства. В частности, в 2,3 раза увеличился выпуск легковых авто относительно аналогичного периода прошлого года и составил 99,7 тыс. штук. Объемы производства грузовых машин и автобусов выросли в 2,8 раза (8 тыс. штук) и 5 раз (1,4 тыс. штук), соответственно.
«Мы ожидаем, что динамичный рост рынка 2010 года сохранится и в 2011 году, – отметил директор по продажам ООО «Гудиер Раша» Алексей Платов. – По нашим прогнозам, рынок легковых шин может вырасти примерно на 25-30%. Рост рынка грузовых шин для средних и тяжелых грузовиков ожидается более сдержанный и составит не более 6%, но будет зависеть от ряда факторов».
Интересно, что доля рынка первичной комплектации в общероссийском потреблении шин до сих пор остается незначительной (порядка 13%). Основным каналом реализации покрышек в стране останется вторичный рынок.
|