Марк Ле Грасье уже совсем скоро покидает Украину. А это значит, что на происходящее на украинском авторынке он уже смотрит философски. Но именно такой незаангажированный взгляд человека, проработавшего здесь 5 лет, может быть полезен для дальнейшего развития бизнеса. AUTO-Consulting задал г-ну Ле Грасье непростые финальные вопросы…
AUTO-Consulting: не хочется, чтобы это выглядело дежурным вопросом, но не могли бы вы рассказать, благодаря каким секретам, растут продажи Renault в Украине?
Марк Ле Грасье: мы действительно довольны результатами. Мы оканчиваем этот год с такой же долей рынка, которая была у нас в прошлом году. Но в этом году у нас не было новых моделей. Мы продавали те модели, которые запустили на рынок раньше. В следующем году, и мне очень жаль, что меня уже не будет в Украине, наша модельная линейка обновится полностью.
Никаких секретов нет. Основа таких результатов – слаженная работа с дилерской сетью. Мы понимаем своих дилеров, они знают, куда мы идем, и мы рассказываем им очень подробно обо всех наших коммерческих акциях. Мы с ними абсолютно прозрачны. То же можно сказать и о сотрудниках «Рено Украина», которым понята стратегия компании. Поэтому, нам проще слаженно работать. И это – основной ключ к успеху.
И еще не надо забывать, что успех не пришел в один момент. Это результат долгосрочной и слаженной работы.
Наша главная цель – дать клиенту качественный и доступный продукт. Мы перевели цены на свои автомобили в гривну в январе 2009 года. И еще один значимый пункт – гамма наших автомобилей интересна клиенту.
АС: почему, по вашему мнению, украинский рынок в этом году не рос так, как все на это надеялись?
МЛГ: автомобильный рынок четко отображает экономическое здоровье в стране.
АС: у нас принято думать, что если в Европе продажи идут плохо, то у нас они должны идти хорошо, поскольку тогда производители уделяют нам больше внимания, не ограничивают продажи квотами и дают хорошие цены. Ведь где-то им нужно продавать…
МЛГ: автопроизводитель не может искусственно создать рынок за счет снижения своей цены. Это полностью убило бы его рентабельность. Он бы сделал рынок больше, но ему на пользу это не пошло бы. Чтобы продажи начали расти, необходимо стабильное улучшение ситуации в Украине, рост ВВП.
Хотя, несомненно, в Украине есть потенциал для роста рынка. Посмотрите: несмотря на кризис 2008 года отсюда никто из автомобильных брэндов не ушел. Наверное, на это есть причины…
АС: французское правительство поддержало французских автопроизводителей в кризис?
МЛГ: в период острого кризиса 2008-2009 годов страна просто одолжила автопроизводителям денежные средства, которых у них не было. Кроме того, тем, кто покупал новый более экологичный автомобиль, выплачивалась премия от государства. Но когда PSA вынуждены были закрыть завод во Франции, правительство никак не смогло им помочь, поскольку у них были более глобальные проблемы.
Правительство Франции помогало автомобильной отрасли в целом, а не конкретным производителям. Поэтому, если у каких-то производителей возникали проблемы стратегического характера, правительство им не помогало.
АС: что вы думаете о возможном повышении ввозных пошлин на автомобили и украинском утилизационном сборе, о которых сейчас много спорят?
МЛГ: профессионал в своей сфере всегда должен понимать, куда он идет. Начиная какой-то проект или запуская что-либо, он должен понимать, к чему это приведет. Но в Украине ситуация абсолютно противоположная. Импортеры не знают, что будет, а что не будет принято из перечисленных мер. Как долго они будут действовать? Мы не понимаем этих процессов и их цель нам не понятна. Я считаю, что в западном понимании украинского автопрома нет. Есть «сборщики», но это - не автопром.
Поэтому, утверждать, что подняв пошлины на импортные автомобили, мы построим украинский автопром, это ошибка. Нужна стратегия развития этой отрасли. А, по моему мнению, такой стратегии у Украины нет.
Вопрос о развитии украинского автопрома надо было поднимать намного раньше. Ведь уже был период, когда пошлины на импортные автомобили были достаточно высокими. Но тогда с украинским автопромом не произошло ничего существенного. Значит, только повышением пошлин проблема не решается. Нужна четкая стратегия.
Я работаю в Украине 5 лет, и эти меры постоянно то всплывают, то о них забывают. Это не серьезно. Я считаю, что не такими мерами надо поддерживать местный автопром.
АС: а какими?
МЛГ: во-первых, пошлина в 10% есть. А во-вторых, местному автопрому надо предлагать конкурентные автомобили по конкурентной цене. И иметь качественную и солидную дилерскую сеть. Борьба за покупателей должна вестись одинаковым оружием. А если все эти меры направлены на то, чтобы кто-то получил преимущество, то это - несправедливо.
АС: какую пошлину может абсорбировать производитель, чтобы его автомобили сохранили конкурентную цену на рынке?
МЛГ: пошлина не может не влиять на конечную цену авто. И если завтра, например, эту 10-процентную пошлину отменят, цена автомобилей тоже в среднем станет меньше. А если пошлина увеличится, то в среднем, цены тоже поднимутся. Если бы пошлина увеличилась, к примеру, на 5%, то это действительно никак не отразилось бы на цене автомобилей. Но существенное увеличение пошлин повлияет на цену. Переходите на этот сайт и выигрывайте в игровые автоматы https://igroviye-avtomationline.com/
Кроме того, все игроки на рынке смотрят друг на друга и смотрят, что происходит с ценами и как им себя вести на рынке. Один автомобильный бренд не может ориентировать только на себя ценовую стратегию.
Когда вы устанавливаете цену на автомобиль на каком-нибудь рынке, вы закладываете туда много факторов. Один из них – что делают конкуренты, какая у них цена, плюс – мой заработок, как производителя, плюс – тот объем, который у вас будет по продажам. Потому, что если вы сделаете автомобиль намного дороже, чем у конкурентов, у вас его не купят.
АС: но есть какой-то предел повышения пошлины, больше которого производитель не сможет не замечать?
МЛГ: если речь идет о постепенном повышении, по 1-2%. И опять-таки, речь идет не о Renault, а об импортерах, которые определят, что на каком-то этапе они не будут увеличивать цены… Но если это произойдет резко и больше 5%, то безусловно, это не может не повлиять на стоимость. И Renault – не прайс-лидер, он не решает такие вопросы один. Это зависит от импортеров, которые работают на рынке.
АС: еще один традиционный вопрос: почему Renault не строит завод в Украине, чтобы продавать здесь свои автомобили без пошлины?
МЛГ: все зависит от рынка и его потенциала. От того, сколько автомобилей вы сможете продать на рынке. Я не хочу сказать, что этого никогда не произойдет. Я лишь хочу сказать, что на сегодняшний момент это сложно осуществимо. Построить завод в какой-нибудь стране – это очень большие инвестиции. И чтобы производитель на это пошел, ему должна быть понятна ситуация в стране, ясны правила игры, должна быть стабильность. В Украине этого нет сейчас.
Renault построил очень большой завод в Марокко. А сейчас вполне вероятно, что Renault построит завод по соседству в Алжире. Потому, что в Алжире Renault продает больше 100 тыс. автомобилей в год.
АС: в Румынии маленький рынок, это бедная страна с нестабильной обстановкой. Однако, Renault инвестировал именно туда для модернизации завода Dacia.
МЛГ: Dacia в Румынии – это производитель, который уже исторически всем известен. У него есть корни и история…
АС: у нас ЗАЗ тоже имеет и корни, и полувековую историю, и даже если, хотите, статус производителя культового автомобиля «Запорожец 965»…
МЛГ: на тот период, когда Renault принял решение строить завод в Румынии, румынский рынок демонстрировал больший потенциал, чем украинский.
Я директор представительства Renault и строительство завода не в моей компетенции. Но то, что Renault в Украине всерьез и надолго – это факт.
АС: не секрет, куда вас переводят?
МЛГ: я буду курировать Запад Франции. Это очень большой регион, где работают 730 (!) агентов Renault. Автомобильный рынок во Франции сейчас переживает нелёгкие времена, поэтому работы будет много. Но я буду скучать за оптимизмом и энтузиазмом украинских коллег, с которыми я работал. У них очень много жизненной энергии.
Инф. и фото AUTO-Consulting
Глава Renault в Украине: Мы опасаемся не ЕВРО, а выборов
|