Не смотря на волну протестов, которые прокатились по украинским городам, Президент Украины Виктор Янукович остался верен своему решению. В Вильнюсе он заявляет, что готов продолжить переговоры с ЕС, но с участием в них Российской Федерации.
Таким образом, о зоне свободной торговли с ЕС уже можно забыть. AUTO-Consulting решил проанализировать ситуацию, которая теперь сложилась для автомобильного рынка и автобизнеса, заведома отбросив политику и макроэкономику.
Окно в Европу
Формально, можно забыть и о возможности выхода украинского автопрома на европейский рынок объемом 13-15 млн. авто в год. Да, для поставки автомобилей в ЕС необходимо, чтобы они соответствовали техническим требованиям, и очевидно, что Lanos и Богдан-110 в ЕС никто не пустит даже в рамках зоны свободной торговли. Но был призрачный шанс, что в Украине мог бы появиться автозавод, ориентированный на европейский рынок. Украина могла бы быть интересна, как место для размещения производства комплектующих, ориентированных на поставки в ЕС. Этот факт, мог бы стать убедительным козырем в переговорах с потенциальными инвесторами. Теперь это уже в прошлом. Окно в Европу Украина не прорубила. И выбрала "синицу в руках".
В свою очередь, соглашение о зоне свободной торговли предполагал льготный режим поставок в Украину иномарок европейского производства. Каждый год ввозная пошлина бы снижалась на 1%. Был предусмотрен приличный переходный период, но даже в рамках его, предполагался объем поставок на уровне 45 тыс. авто в год. А через несколько лет авто из ЕС к нам бы поставляли с нулевой пошлиной. Это пугало автомобильное лобби.
Как бы работала схема импорта авто в зоне свободной торговли Украина-ЕС
Даже с учетом нынешних реалий, это - не большой объем, но и его бы хватило, чтобы немного сбить цены на рынке. В далекой перспективе, ценовая ситуация на украинском рынке также бы поменялась. Теперь ситуация с ценами будет окончательно законсервирована.
Также Евросоюз в списке требований озвучивал и свои претензии к утилизационному сбору, который Украина ввела с 1 сентября 2013 года, и рано или поздно добился бы его трансформации, ведь именно на волне критики данного закона со стороны ЕС, Президент Виктор Янукович на второй день после подписания закона по утилсбору дал поручение внести в него изменения.
Теперь это уже не так актуально, и закон по утилсбору поправят, но суть этих правок уже может быть другой.
Очевидно, что от сворачивания евроинтеграции проиграли, в первую очередь, импортеры автомобилей. Но и украинский автопром тоже частично проиграл. Авто made in Ukraine даже теоретически теперь не могут появиться на дорогах стран ЕС.
Вектор на Восток
А в чем же тогда плюсы отказа от евроинтеграции для автобизнеса? Объективно, они тоже есть. Скорее всего Россия не станет вводить пошлины на украинские товары и автомобили украинского производства с 2014 года вновь пустят на российский рынок. Это будут ЗАЗы, Chery производства АвтоЗАЗа, и Богдан и Jac с черкасского завода. Станет легче и КРАЗам, а также производителям автобусов. Ведь с января 2014 года в России утилизационный сбор начнут платить все, в том числе и местные производители, а это означает, что украинские авто станут опять конкурентоспособными. Как уже не раз говорили представители автопрома, это позволит сохранить тысячи рабочих мест на предприятиях. А значит будут зарплаты, отчисления в бюджет и т.п. Очевидно, что допуск на российский рынок позволит украинскому автопрому нарастить объемы производства и мы это увидим в статистике производства уже в следующем году. Не исключено, что даже появятся новые совместные проекты по выпуску в Украине автомобилей, ориентированных на рынок СНГ. То есть в этом случае Украина сохранит доступ к рынку в объеме 3 млн. в год. Вот, собственно, в этом и заключались все стратегические плюсы для автопрома. А для авторынка? Скорее всего ценовая ситуация не поменяется. Все останется как есть. Хорошо это или плохо, станет понятно со временем.
Украинские авто с 2014 года опять станут конкурентоспособными в России
Россия дала понять, чем может обернуться для украинского автопрома соглашение об ассоциации с ЕС
Конечно, сейчас остается только гадать, какой из векторов был бы выгоднее. И только с приставкой "бы" в каждом предложении. А история, как известно, не терпит сослагательных наклонений.
Как и почти 300 лет назад, Украина оказалась перед стратегическим выбором. В 1654 году Богдан Хмельницкий в Переяславе подписал знаменитое соглашение с Россией и определил вектор развития страны на несколько столетий. В 2013 году так получилось, что Виктор Янукович в Вильнюсе также оказался перед тем же выбором. Но он просто ничего не подписал и тоже определил новый вектор.
|