Что выпускали на киевском заводе электротранспорта за 110 лет истории. Исторические фото
ринок автобусів | Опубліковано - 2016-03-15 20:26:22 (12151 разів прочитано)
Почти все документы и фотографии о довоенной работе завода были вывезены фашистами в Германию (вместе с фондами трамвайного музея) , где их не удалось обнаружить после Победы. Поэтому до недавнего времени деятельность предприятия до 1943 года была мало изучена. Благодаря скрупулёзной поисковой работе киевского историка электротранспорта Казимира Антоновича Брамского в архивах сегодня в нашей статье мы имеем возможность о ней рассказать.
В связи с переводом киевского трамвая с конной тяги на электрическую в 1904 году было закрыто Васильковское депо конного трамвая (построено в 1891 году возле нынешней станции метро «Лыбедская»). На территории депо руководством Акционерного общества "Киевская городская железная дорога" было принято решение о строительстве Главных трамвайных мастерских, которое было закончено весной 1906 года.
Начиная с 1911 года мастерские начали получать заказы не только на ремонт трамваев, а и на производство новых вагонов. До начала первой мировой войны на заводе было изготовлено 32 новых трамвая.
Затем до второй половины 1920-х годов завод занимался опять только ремонтом подвижного состава. Потом производство трамваев было возобновлено и до конца 1931 года завод изготовил 86 моторных и 65 прицепных трамвайных вагонов.
В этом же году мастерские стали называться Трамвайным заводом им. Т.Домбаля (в честь польского революционера), а в 1936-ом он был переименован в Завод электротранспорта им. Ф.Д. Дзержинського.
Сохранившийся на заводе вагон первого киевского конного трамвая был передан в открывшийся (возле нынешнего центрального автовокзала) в 1927 году Всесоюзный трамвайный музей.
В начале 1935 года в длительную командировку в Москву выехали начальник конструкторского бюро трамвайного завода М. Ольшанський с бригадой слесарей и главный инженер службы движения С. Ребров с несколькими водителями трамваев. Михаил Ольшанський изучил устройство троллейбуса, особенности его технического обслуживания, вместе со слесарями прошёл практику ремонта. В Киев он привез техническую документацию, эскизы, шаблоны. Ведь именно он должен был руководить изготовлением троллейбусов у себя на заводе. А между тем Сергей Ребров вместе со своими трамвайщиками овладел техникой вождения троллейбуса. Они успешно сдали экзамены и получили удостоверение водителя троллейбуса.
Вскоре в Киев прибыли комплектующие изделия для пяти троллейбусов модели ЛК-5. Работая без выходных бригада Ольшанського изготовила и подготовила к эксплуатации все пять машин. Троллейбусное движение в Киеве было открыто 5 ноября 1935 года. В следующем, 1936-ом, году киевляне изготовили восемь таких же троллейбусов для открытия движения в Ростове-на-Дону.
В 1959 г. на заводе был создан опытный образец троллейбуса средней вместимости (на 65 человек) "Киев-1". После ее испытания машину передали как экспонат на только что открытую республиканскую выставку достижений народного хозяйства. После внесения в конструкцию соответствующих усовершенствований вскоре появился второй образец троллейбуса КТБ- 1 "Киев-2". Именно он и стал прототипом для серийного производства.
А конструкторская мысль уже работала над новыми моделями. В 1962 году появляются чертежи троллейбусов "Киев-3" и "Киев-4". Лучшей была признана модель "Киев-4" и её начали готовить к серийному производству.
К сожалению, заводские мощности маленького завода не могли обеспечить спроса. Чтобы все же таки увеличить выпуск машин, директор завода Г. Ижеля предложил переоборудовать автобус ЛАЗ-695 производства Львовского автобусного завода на троллейбус. Это предложение правительство одобрило и выделило на это необходимые средства. В 1964 году для открытия троллейбусного движения в Чернигове завод переоборудовал 50 автобусов ЛАЗ в троллейбусы "Київ-5ЛА". Точно таких 15 троллейбусов изготовил и для Одессы. Кстати, местному предприятию была передана техническая документация на эту модель. По ней одесситы выпустили еще 500 таких троллейбусов для украинских городов.
В 1966 году в серию пошла самая многочисленная модель "Київ-4" и была создана еще более совершенная модель - машина большой вместимости (на 120 пас.) "Київ-6".
В целом за 13 лет (1958-1971) заводом было изготовлено 1556 троллейбусов модели "Киев" пяти модификаций.
12 июня 1966 года на маршруте № 6 в Киеве началась успешная эксплуатация троллейбусного поезда из машин «МТБ-82» изобретателя Владимира Филипповича Веклича.
Изобретение оказалось настолько востребованным, что возникла необходимость наладить серийное производство комплектующих для системы Владимира Веклича. С этой задачей успешно справились на заводе. По мере адаптации изобретателем своей системы к троллейбусам моделей «Киев-2», «Киев-4» и «Шкода 9Тр» завод в сжатые сроки осваивал производство комплектующих и для этих моделей.
Эти работы на заводе возглавил Владимир Мишакин. Всего на заводе было сформировано более трёх сотен поездов, которые стали визитной карточкой города Киева.
С 1972 года завод перешел на выпуск грузовых троллейбусов. За короткое время заводские конструкторы разработали "грузовики" разной специализации: фургон, с бортовым кузовом, самосвал, рефрижератор, техническую помощь, передвижной буфет, седельный тягач. За 19 лет производства (по 1990 год включительно) завод отправил потребителям в 120 городов СССР 1445 грузовых троллейбусов.
В конце 80-х годов в Украине начал назревать кризис электротранспорта, прекратилась закупка трамваев и троллейбусов за рубежом. Опять актуальным стало производство украинского троллейбуса. Распоряжением Совета Министров УССР, который поддержал новую инициативу киевских производителей, в марте 1989 года Киевскому заводу электротранспорта были выделены необходимые средства на выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ, а в январе 1990-го - на изготовление опытного образца украинского троллейбуса.
Перед разработчиком технического задания и научным руководителем разработки новой модели троллейбуса «Киев-11» Владимиром Векличем стояла задача создать модель в максимально сжатые сроки и на отечественных комплектующих, что невозможно было сделать без ущерба её качеству. Конструкторская документация была разработана под руководством Вячеслава Савельева.
8 января 1991 года из заводских ворот выехал опытный образец сочленённого трехосного украинского троллейбуса модели «Киев-11». До конца года была разработана конструкторская документация и на двухосный троллейбус модели «Киев-11У». Разработчики справились с главной задачей – модель была разработана в сжатые сроки и при её сборке использовались исключительно детали отечественного производства за исключением венгерских ведущих мостов «Raba».
К сожалению, из-за ограниченных производственных возможностей и трудностей в материально-техническом снабжении, завод не смог организовать серийное производство этих машин. С 1991 по 1994 годы изготовлены лишь 54 троллейбуса, из них 7 - сочленённых.
Несмотря на технические недостатки модели «Киев-11», при разработке моделей новых троллейбусов марки «ЮМЗ» Владимир Веклич и Михаил Галась взяли её за прототип и значительно усовершенствовали.
За время существования завода изготовлено свыше 3000 троллейбусов разных моделей, а еще около 700 пассажирских и специальных трамваев.
В настоящее время Киевский завод электротранспорта функционирует на территории Подольского трамвайного депо и наряду с капитальным ремонтом устаревших моделей осваивает производство новых моделей многомодульных трамваев.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.