В Ганновер свою экспозицию привозят абсолютно все ведущие производители коммерческой техники, а также те, кто пытается пробиться на обширный европейский рынок. Например, в этом году счастья пытали турецкие автобусные заводы почти в полном составе. Примкнул к ним и российский ГАЗ, который представил Gazelle Next, Урал и автобус ПАЗ. Зато Hyundai уже был в Ганновере не в качестве экзотики, а представил здесь новейший фургон H350, производство которого стартовало в Турции.
ГАЗ на выставке в Ганновере представляет коммерческий транспорт нового поколения. Фото
Стараются напомнить о себе в Ганновере и подзабытые уже производители, вроде чешской Tatra. Но главное действо разворачивается вокруг стендов ведущей европейской Семерки производителей грузовиков. И по масштабам стендов солируют, разумеется, немецкие Mercedes-Benz и MAN. В Ганновере чувствовал себя хозяином и Volkswagen, который представил здесь новый Crafter. Его «двойняшка» MAN TGE красовался на стенде напротив.
Volkswagen представил электрический Crafter
Но самый важный трофей из Ганновера – титул «International Truck of the Year 2017» увезли в Швецию. На этот раз лучшим грузовиком года ожидаемо стала Scania S-серии из новейшего поколения Next Generation. Scania показала в Ганновере только серийные версии, но возле ее стенда было всегда многолюдно.
Внешние отличия нового поколения Scania от 4-й серии вживую сразу заметны, но шведы предусмотрительно поставили на стенде и несколько грузовиков в старом исполнении, но с новой «начинкой». Так все сомнения сразу отпали. Дизайн Next Generation 100% узнаваемый, он по-скандинавски красив и сдержан, но перед нами - полностью новая кабина. И тут продуманы даже такие мелочи, как «соты» облицовки радиатора - их продували в аэродинамической трубе, и они получили разнонаправленные центры. Здесь выверили высоту ступенек, защитили дополнительной сеткой уязвимые соты радиаторов охлаждения, нашли новые ниши для инструмента, домкрата и т.п. Теперь посадка в кабину стала еще удобнее, а верхние ступени защищены от льда и снега. Двери закрываются с таким же сочным звуком, как в премиум-авто. Все стало настолько удобно и продумано, что даже не верится, как без этой эталонной эргономики раньше вообще выпускали грузовики. К новой S-ке привыкаешь сразу и навсегда.
В кабине стало заметно просторнее. Главное отличие – полностью исчез моторный тоннель в S-Line. Да, он раньше был небольшой, но теперь его и нет вовсе. А сама кабина стала на 10 сантиметров выше, чем самая роскошная Streamline в предыдущем поколении. Материалы отделки – уже премиальные. А приборная панель в виде оптитронного дисплея – как у дорогого авто люкс класса.
Важный момент каждой кабины – это зона отдыха. У новой Scania S-серии спальное место стало еще удобнее. Здесь не только порадует мягкий матрас и приятная облицовка стенок, но и продублировано управление светом в кабине как в 5-звездочных отелях. Управлять климатом можно лежа на полке, а опционально есть возможность установить ТВ-панель.
Но самым важным стала еще большая эффективность новой генерации. Так, в среднем удалось снизить расход топлива на 5% при той же версии Евро-6 для двигателей. Но отдельные модели моторов демонстрируют просто фантастическую экономичность. Появился в «линейке» и новый 13-литровый двигатель мощностью 500 л.с. А уже привычный «автомат» Scania Opticruse стал еще быстрее. Теперь он переключит передачу за 0,4 с.
«Линейка» 13-литровых двигателей для Scania Next Generation теперь состоит из моторов 410 л.с., 450 л.с. и 500 л.с. Модели с 16-литровым двигателем V8 имеют мощность 520 л.с., 580 л.с. и флагманский 730 л.с. Scania S-Line и R-Line с двигателями V8 получили специальную дизайнерскую отделку интерьера с красной строчкой и металлизированными красными вставками в торпедо.
За что Scania S-серии получила титул «Грузовик Года»
Scania представила две модели в дизайне Next Generation
Кроме новой Scania шведский концерн показал гибридную версию и «газовую» Scania, работающую на сжиженном топливе.
Mercedes-Benz решил заглянуть в далекое будущее и показал в Ганновере сразу три концепта. Первый, Vision Van – это прообраз будущего Sprinter в исполнении для курьерской доставки. Он станет первым в мире малотоннажным автомобилем, представляющим собой общий концепт для объединенной в цифровую сеть цепочки логистического процесса: от центра сортировки посылок до получателя. Концепт, разумеется, электрический, мощностью 75 кВт и имеет запас хода до 270 км. Vision Van выполняет доставку в черте города – в зонах, въезд в которые запрещен для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. А благодаря практически бесшумной работе электропривода облегчается доставка с опцией Same Day Delivery (доставка в тот же день) в позднее время в жилые районы.
Но Vision Van – это уже не только фургон для посылок. В комплектацию автомобиля входит два дрона-курьера грузоподъемностью 2 кг, каждый обеспечивает беспилотную доставку посылок в радиусе 7,5 км. И внутри кузова тоже все нетривиально. Посылки автоматически сортируются в логистическом центре и отгружаются на специальные стеллажи. Беспилотные транспортеры производят автоматическую погрузку стеллажей в один прием (так называемая погрузка One Shot Loading). Умная система организации грузового отсека при помощи интегрированной в автомобиль системы выдачи посылок автоматически передает курьеру посылки для ручной доставки на месте их вручения или для погрузки на дроны. Но стоило нам удивиться, как настал черед садиться в кабину. Опа! Да здесь вообще нет руля и педалей!
Mercedes-Benz представил концепцию развозного автомобиля будущего. Фото
Mercedes-Benz представил новые модификации в линейке вэнов
Действительно, рулевое колесо – это уже анахронизм, считают в Mercedes-Benz. Его место заменит джойстик. Электронное управление автомобилем (Drive-by-Wire) осуществляется одним единственным джойстиком, а большую часть маршрута фургон будет ехать сам. Вот так!.
В тяжелом сегменте Mercedes-Benz видит будущее на примере Urban eTruck. Это – городской развозной электро-грузовик доставляет товары в городские супермаркеты. Mercedes-Benz Urban eTruck полной массой 26 тонн оснащен комплектом аккумуляторных батарей на 212 киловатт-часов. Это обеспечивает запас хода приблизительно 200 километров. Но самое удивительное, что этот концепт станет серийным в начале следующего десятилетия.
Как сообщил AUTO-Consulting член правления концерна «Даймлер АГ» Вольфганг Бернхард: «До сих пор на дорогах было лишь небольшое количество грузовых автомобилей с электроприводом. Благодаря снижению затрат, повышению мощности и сокращению времени зарядки в сфере развозных грузовых перевозок обозначились новые тенденции. Поэтому выход на рынок развозных грузовых автомобилей большой грузоподъемности с электроприводом в начале следующего десятилетия становится для нас реальностью». А оптимизм «мерседесовцев» основан на ожиданиях снижения расходов на аккумуляторные батареи для грузового грузового автомобиля с 1997 по 2025 год в 2,5 раза – с 500 евро/кВт•ч до 200 евро/кВт•ч. Во столько же раз за этот период времени вырастет их мощность – с 80 Вт•ч/кг до 200 Вт•ч/кг.
Более того, уже в 2018 году Mercedes-Benz запустит в серийное производство электроавтобус Citaro. Инженеры Mercedes-Benz рассчитывают к 2025 году достичь запаса хода приблизительно в 300 километров, что является достаточным для большинства маршрутных автобусов даже при сложных климатических условиях с температурой до минус 20 градусов зимой и до плюс 40 градусов летом.
В качестве среднетоннажного грузовика у концерна также есть что предложить. В Ганновере представили электрический Mitsubishi Fuso. Этот бренд также входит в орбиту Daimler.
Но если в Штуттгарте видят будущее в электроверсиях, то в IVECO пока делают ставку на газовые двигатели. Представленный в Ганновере обновленный Stralis XP был в различных исполнениях, но именно газовую модификацию итальянцы отмечали особо.
А футуристический концепт IVECO Z Truck был в газовом исполнении.
Сердцем грузовика стал двигатель мощностью 460 л.с., работающий на био-газе (LNG) Мало того, что Z Truck имеет запас хода в 2200 км, так IVECO еще и декларирует 0 выбросов СО2.
Iveco представила концептуальный грузовик с нестандартной планировкой кабины
Корреспонденту AUTO-Consulting удалось пробраться и в кабину IVECO Z Truck. Хотя кабина – это не то слово. Это - смесь офиса и квартиры. По центру – удобное анатомическое кресло и штурвал, как в компьютерных приставках. Драйвер со всех сторон окружен дисплеями и ни единой кнопки.
Спальное место – там, где когда-то в прошлом веке, располагался второй водитель, да еще и вдоль окошка. А на месте спальника – кухонная стенка с раковиной и микроволновкой. В одно касание она может превратиться в офисный вариант, а в комплектацию может входить даже душ. Чтобы полностью оценить все пространство, надо представить, что все это в безупречном итальянском дизайне, с выверенными пропорциями и креативом. На полу – ламинат под дерево где-то я уже такое видел?, а внутри много свободного пространства и спокойно можно принимать гостей.
После IVECO Z Truck в классические грузовики уже тяжело садиться. «Хотя, когда это будет?» – подумалось. Но стоило подойти на стенд Continental, где презентовали фактически серийную систему беззеркального транспорта, как вспомнилось, что и у IVECO Z Truck было что-то похожее. Continental представил в Ганновере готовое решение как заменить зеркала бокового обзора на удобные видеокамеры. А чтобы водители не чувствовали дискомфорта, поглядывая на привычные места, мониторы с изображением от камер бокового обзора разместили на стойках по бокам лобового стекла. Такое решение Continental готов предложить для грузовиков, автобусов и другого коммерческого транспорта.
Bosch представил в Ганновере концепт 40-тонного грузовика VisionX, чтобы продемонстрировать какими системами этого производителя будут комплектоваться тягачи в 2025 году. «Подключенные к сети, электрифицированные и автопилотируемые – такими будут грузовые автомобили завтрашнего дня», – заявил д-р Маркус Хейн, член совета директоров компании Bosch. Одна из множества технологий, воплощенных в концептуальном грузовике VisionX, – это автоматическое движение в колонне. Такие системы и сейчас уже используют экспериментально. Та же Scania уже не первый год участвует во всевозможных проектах Platooning и на практике доказала, что только за счет передвижения в колоннах можно экономить до 10% топлива.
В Bosch хотят сделать такую систему серийной на основе собственного софта. Транспорт в режиме реального времени начнет получать всю нужную информацию из облачного сервиса Интернета вещей Bosch IoT Cloud. Обмен данными будет содержать сведения о движении и пробках на маршруте, вариантах объезда, возможностях совершить разгрузку в точке назначения. Это поможет избежать простоев автомобиля. Более того, часть функций управления грузовик возьмет на себя. Например, как только автомобиль выедет на автостраду, он может присоединиться к колонне других грузовиков, следующих в том же направлении, и будет двигаться в автоматическом режиме. В таком режиме автомобиль становится одним из участников колонны, следующей за ведущим грузовиком, с которым они обмениваются информацией и от которого получают управляющие команды.
На даже в 2025 году в Bosch еще видят перспективы для дизельного двигателя. Поэтому концепт Bosch VisionX оснащен дизельным двигателем, который является пока самым экономичным для магистрального большегрузного транспорта. Электроприводы и гибридные технологии здесь также применяются, но на вспомогательных системах, например, гидравлического насоса.
Свой вариант управления основными системами грузовика показал и немецкий концерн ZF. Гибридный привод, коробки передач будущего и встроенные электромоторы – все это можно было видеть на стенде ZF в Ганновере. А увидеть все нюансы работы можно было на примере прозрачной кабины ZF.
После такого обилия футуристических экспонатов, стенд DAF не впечатлял. Хотя голландцы и привезли в Ганновер свои самые экономичные версии и DAF XF 2016 модельного года.
Volvo также представила Concept Truck, который финализировал 5-летнюю работу над снижением расхода топлива. Volvo Concept Truck укомплектован двигателем D13 Euro 6 в сочетании с КПП I-Shift последнего поколения, но благодаря проработанной аэродинамике удалось достичь снижения расхода топлива на 30% - сообщил на пресс-конференции президент Volvo Trucks Клаус Нильссон.
Еще один шоу-стоппер на стенде Volvo – это спорттрак Iron Knight, который уже установил мировой рекорд в разгоне на 500 и 1000 м. Президент Volvo подчеркнул, что даже этот спортивный грузовик оснащен КПП i-Shift с двойным сцеплением. А всего в Европе 92% потребителей выбирают новые грузовики Volvo именно с КПП i-Shift.
Renault Trucks также в этом году сделала ставку на спортивную тематику, но представила дакаровский трак MKR Adventure K520. Раллийный грузовик уже успел поучаствовать в ралли «Шелковый путь 2016» и занял там 7-ю позицию. Он оснащен двигателем в 1050 л.с., который выдает момент в 4200 Нм. Максимальная скорость – 140 км\ч. На фоне других участников Дакара такие характеристики не впечатляют, но французы обещают к самому Дакару подготовить обновленную версию.
А главной новинкой у Renault стал T520 Maxispace High Edition в специальном дизайнерском исполнении. Ключевая тема – это красная линия, которая опоясывает кабину грузовика и продолжается и в интерьере. С помощью такого приема дизайнеры хотели подчеркнуть исключительность данного исполнения в модельном ряду Renault T.
На удивление много в этом году было и автобусных новинок. Были даже концепты. Так Mercedes-Benz показал городской электроавтобус будущего.
Интересную концепцию перзентовал и MAN. Он объединил в сочлененном Lions City электроавтобус и троллейбус. Во время остановок электробус подсоединяется к контактной сети и пополняет заряд. Такой подход не новый и уже даже используется в польском Люблине, но MAN предложил нестандартное решение, когда тельфер устанавливается не на сам транспорт, а на контактную опору. В итоге – транспорт не ездит с «рогами», а эффект тот же самый.
Выставку в Ганновере заполонили польские и турецкие производители автобусов, притом половина из экспонатов – это электрические версии для городов.
Но шустрее всех оказался китайский BYD. Он не только представил свои новинки, но уже успел поставить приличную партию своих электробусов в аэропорты Нидерландов и Германии.
Интерес к коммерческому электротранспорту в этом году был огромный. Практически на каждом стенде была электро или гибридная модель. Казалось, ну чем же на их фоне могут удивить производителей прицепов? Но и там было на что посмотреть. К примеру, Schmitz Cargobull оснастил свои самосвальные полуприцепы приложением S.KI Control, которые можно установить на мобильный телефон. И с этой минуты Schmitz Cargobull не только проконтролирует безопасно ли поднимать кузов в таком положении, достаточно ли расстояния для выгрузки, не опасен ли наклон дороги и т.п., но и покажет изображение с камер сзади полуприцепа и внутри кузова. Водителю больше нет необходимости вылезать на кузов, чтобы оценить содержимое, а приложение S.KI Control дополнительно покажет вес груза и распределение по осям. Как сообщили AUTO-Consulting в Schmitz Cargobull, аналогичную опцию получат и зерновозы, которые поставляются, в том числе, и на рынок Украины. Подобное приложение адаптируют и под трейлеры и рефрижераторы.
Schmitz Cargobull занял более 60% украинского рынка
В очередной раз выставка IAA продемонстрировала новые тренды. Коммерческий транспорт движется в сторону электрификации, автономного управления и IT-сектора. Уже далеко не число «лошадей» определяет эффективность грузовиков. В почете совсем другие критерии. А то ли еще будет?!
На чем будут возить урожай в 2016-м. Репортаж с киевской агровыставки
|