Когда в следующем месяце новый председатель правления автоконцерна VW Бернд Пишетсридер приступит к своим обязанностям, он встанет у руля предприятия, дела которого значительно поправились благодаря усилиям его предшественника Фердинанда Пиха.
На прошлой неделе VW опубликовал данные по доходам, начисленным до уплаты налогов за 2001 г., которые составили $3,9 млрд, что соответствует вполне удовлетворительному уровню валовой прибыли в 5% (это, правда, ниже запланированных 6,5%). Согласно прогнозам VW, даже в условиях слабеющей конъюнктуры, которая ожидается в этом году, уровень прибыли концерна останется стабильным. Один из секретов такой стабильности - высокое качество продукции, которым славится компания, что позволяет продавать машины по неплохой цене.
Однако показатели прибыли выглядят не так хорошо, если сравнить их с огромными капиталовложениями VW. По оценке аналитика Goldman Sachs Кита Хейза, занимающегося проблемами автопрома, доходы VW от инвестиций в этом году составят всего-навсего 2,6%. Для сравнения: у германского конкурента VW - BMW - этот показатель равняется 10%, а у французской компании PSA Peugeot Citroen (N2 на европейском авторынке) - 9%. Низкий уровень прибыльности капиталовложений сказывается на доходности акций VW. Отрицательно влияет и то обстоятельство, что правительство Нижней Саксонии, используя свой пакет акций, практически блокирует любые попытки слияния (правда, Европейская комиссия пытается устранить это препятствие).
В бытность главой BMW (эту должность он потерял в 1999 г. из-за того, что не смог вывести купленную компанию Rover из убытков) г-н Пишетсридер с сомнением относился к расширению концерном VW списка брэндов. Он утверждал, что потребители в скором времени поймут: Skoda, произведенная VW, мало чем отличается от более дорогого Golf. В результате этого более дешевые автомобили "съедят" продажи более дорогих, т. е. прибыль, полученная благодаря увеличению объема продаж дешевых авто, одновременно будет снижаться из-за сокращения количества проданных автомобилей более дорогих марок. По оценке Goldman Sachs, большую прибыль приносит лишь незначительное число моделей авто, выпускаемых VW, - Golf, Passat и Audi A4.
При этом, несмотря на большое количество марок, продукция VW отсутствует в ключевых сегментах рынка, таких как "компактные многоцелевые автомобили". Другой пробел - спортивные внедорожники: собственный автомобиль такой марки VW разработал совсем недавно. По признанию г-на Пишетсридера, модели VW ютятся, часто походя друг на друга, в среднем сегменте рынка.
Отсюда вытекают два приоритетных направления деятельности Пишетсридера: ликвидация путаницы с брэндами и заполнение пробелов, особенно в модельных рядах VW и SEAT. По крайней мере, начало этой работе уже положено. В прошлом году брэнды были разбиты на две группы. В одной - "классической" - неожиданно соседствуют VW, Skoda и Bentley. В другую, не менее пеструю группу, включили Audi, SEAT и Lamborghini - "спортивные" брэнды. Созданная в прошлом году центральная комиссия должна следить за тем, чтобы НИОКР и разработка новых изделий не дублировали друг друга. Директор по стратегии развития Йенс Нойман обещает усиление ведущей роли вновь образованных групп.
В этом месяце г-н Пишетсридер выпускает на рынок новую модель - Phaeton, крупногабаритный автомобиль высокого класса с закрытым кузовом.
Г-н Пишетсридер надеется увеличить размеры маржи, которую VW может себе позволить на массовом рынке.
Но главный вопрос, который возникает в связи с такими брэндами VW, как Bentley и Lamborghini: к чему все эти хлопоты? Обе марки убыточны, у них мало шансов вообще когда-нибудь стать прибыльными. Они не придают блеска брэнду VW, как это, вероятно, сможет сделать Phaeton.
|