На ноте Ре: от РЕмонта до РЕставрации. Снова о восстановлении запчастей
ринок запчастин | Опубліковано - 2017-11-17 17:47:22 (13979 разів прочитано)
Долгое время единственной альтернативой покупке новых запчастей при поломке был их обычный ремонт. Качество такого решения зачастую не соответствовало ожиданию, но бюджет не позволял приобретать дорогие оригиналы. Уже нет железного занавеса, и в поиске золотой середины посмотрим через окно в Европу: как там выходят из такой ситуации и возможно ли такое у нас?
Соната о поломке
Начнем, как сейчас модно, с представления: это ТиДжей. Ему 42, он живет в Сан-Франциско и ездит на Camry 2006 года. Он зарабатывает 45 000 долларов в год. А еще, у него вышло из строя АКПП. ТиДжей едет в Автоматик Трансмишн Центр, где ему устанавливают восстановленную коробку за 2500 долларов. Качество реставрации соответствует новому устройству.
А это Антон. Он живет в Киеве, ему 40, он не говорит, сколько зарабатывает, но ездит на Camry 40 2,5. И у него тоже проблема с АКПП. От цены на новую коробку ему становится плохо, и даже аналог вдвое дешевле его не утешает. Барахлу с разборки он не доверяет. Тупик.
Что мешает Антону быть как ТиДжей?
Рулевая рейка Daewoo Nubira 2.0
Давайте разбираться
Наши люди, как правило, ограничены в средствах куда сильнее, чем жители «загнивающего Запада». Кому-кому, а вот нам бы экономить точно не помешало бы, но… С одной стороны, прошло время «копеек» и ремонтов своими силами. С другой стороны, современные марки принесли с собой ценовую политику автопроизводителя, которую сложно назвать дружелюбной. Альтернативных вариантов долгое время было два: аналог от стороннего производителя или б/у запчасть с разборки. И тут нам остается лишь вздохнуть. Почему у нас умеют восстанавливать лишь картриджи от принтера? Что мешает реставрировать насос ГУР или турбину?
А мешают прежде всего стереотипы, сложившиеся 10-15 лет назад:
• Новая деталь надежней, пусть и дороже.
• Если не хватает денег на новую оригинальную деталь – бери китайскую.
• Восстановленная деталь = отремонтированная, а это несерьезно.
• Отреставрированная деталь не востребована конечным потребителем – нет такой ниши.
С тех пор был пройден большой путь в сторону западных ориентиров. Прежде всего на рынке обслуживания автомобилей в нашей стране сформировался четкий (и довольно немаленький) запрос на услугу с приемлемым сочетанием цены и качества. Удовлетворять спрос поспешили как сверху, (например, Robert Bosch GmbH запустил завод по восстановлению стартеров и генераторов в Краковце Львовской области) так и снизу: десятки мелких и средних станций техобслуживания и сервис центров стали предлагать своим клиентам услугу по реставрации отказавших механизмов и изношенных деталей.
Нужно признать, путь впереди еще длинный, а пример Bosch для нас остается уникальным. Остальные киты автозапчастей (Sachs, Seik, TRW, GKN и т.д.) не спешат, к сожалению, инвестировать в украинскую экономику, хотя спрос на услугу возрастает изо дня в день.
Восстановление: стратегия и тактика
На теме рынка восстановленных запчастей в Украине можно было бы ставить точку, если бы не местные энтузиасты: в разных городах Украины есть сервис-центры, давно столкнувшиеся с просьбой починить сломанное, потому что на новое не хватает денег. За годы работы они накопили колоссальный опыт, освоили технологии, повысили профессионализм персонала, обзавелись оборудованием, а кое-кто даже постоянными клиентами (таксопарками и автотранспортными предприятиями), под которых можно заказывать у производителя оптовые партии ремкомплектов, тем самым снижая себестоимость восстановления. Можно сказать, что мы идем к цели «снизу». Как ни странно, но у этого пути есть свои преимущества: ориентируясь на евростандарт, такие сервис-центры сохраняют гибкость индивидуального подхода – клиент по своим средствам рассчитывает, будут ли ему перебирать всю начинку или заменят лишь отказавшие части. Ведь предприятие не сковано жесткими рамками протокола и технологической карты и может предложить спектр услуги от РЕмонта (REpaired) до РЕставрации (REmanufactured). На выходе получается та самая золотая середина в соотношении между ценой и качеством, так ценимая бережливыми немцами и американцами.
Проще говоря, раньше при недостатке средств оставался единственный выход: б/у запчасти с разборки. Но любая такая деталь – это «кот в мешке»: неизвестно, сколько она прослужит. Теперь же за разумную цену вам такую деталь продиагностируют, переберут и восстановят 50-90% ее исходного ресурса. Возможно, даже подберут ее для вас по Интернету. Такая услуга стоит своих денег: вы можете быть спокойны, что кардан не отвалится на трассе посреди поля.
Главная сложность таких фирм – широкий спектр работ и неисчерпаемая линейка номенклатуры: одно дело реанимировать насос ГУР, а другое – блок ЭБУ. А ведь перечень узлов и механизмов, подлежащих восстановлению, безграничен: рулевые тяги, наконечники и рейки, тормозные суппорты, цилиндры и диски, топливные насосы (как обычные, так и высокого давления), коленчатые и распределительные валы, стартеры и генераторы, рычаги и турбины – каждый автолюбитель хоть раз сталкивался с отказом чего-либо из этого списка. Так же, малым и даже средним предприятиям физически не под силу охватить все устройства для всех марок – банально не хватит склада. Выход здесь в специализации. Ведь предприятия, восстанавливающие блоки цилиндров, ГБЦ, коленвалы и распредвалы, давно прочно чувствуют себя на рынке, и никому и в голову не приходит покупать новый двигатель у дилера, ведь за эту цену можно купить машину целиком. У этих фирм уже наработаны решения под различные двигатели, закуплено и настроено специальное оборудование. Так для шлифовки блока цилиндров нужен прецизионный координатный станок, а для испытания ТНВД – проверочный стенд. Это неподъемные по цене затраты для обычной СТО. На такие фирмы не приходят с просьбой проточить диск или «перешить мозги», но можно быть уверенным, что в своей области они «собаку съели». В итоге мы отходим от уровня «просто ремонта» и приближаемся к тем вершинам реставрации, которые давно покорили автосервисы западных стран.
Восстановленный генератор Daewoo Lanos 1.6
И тут выясняется вот какая деталь: в нашей стране не только большинство автовладельцев, но и даже многие сотрудники сервиса не вполне четко представляют себе разницу между ремонтом и восстановлением (реставрацией). А отличия-то кардинальные!
В Штатах предлагают большей частью Rebuilt – восстановление на сертифицированном предприятии с использованием оригинальных ремкоплектов. Фактически на выходе получается новый механизм в старом корпусе. Этот агрегат проходит тестирование под нагрузкой и по качеству ничем не уступает новому. Он, так же как и новая деталь, будет снабжен сертификатом соответствия, гарантией, и даже упакован, и получит индекс Х (икс). При этом в цене он будет от 2 до 4 раз дешевле нового аналога. Именно такой агрегат и поставил на свою машину житель Сан-Франциско из нашего примера выше.
Восстановление механизма балансировочных валов Nissan X-Trail: до и после
Исследования показывают, что спрос на такие запчасти постоянно растет. К примеру, флагман направления Сardone Industries из Филадельфии за 40 лет на рынке восстановления прошел путь от простого семейного гаража до предприятия со штатом в 5 000 человек, которое реставрирует до 70% всех запчастей на рынке США! В странах, где работают законы (в том числе и экономические), спрос рождает предложение.
Изношенная ГБЦ Nissan X-Trail и та же головка – Rebuilt
Европейцы, развивая эту идею, предлагают услугу Rеmanufactured – это можно перевести как «перевыпуск» или «переиздание». Идея такая же, как и у Rеbuilt, с тем лишь отличием, что реставрация изношенной детали происходит на завод-производителе.
Более того, европейцам и американцам доступна опция Exchange (обмена) – клиент заезжает на СТО с поломанной запчастью, которую он с доплатой меняет на восстановленную. На предприятии сформирован обменный фонд, поэтому время простоя на ремонт (а этот ресурс в цивилизованных странах бывает ценнее денег) сводится к минимуму. Изношенная запчасть будет со временем также отреставрирована, пополнит обменный фонд и найдет нового клиента. Выгода клиента налицо, а выгода предприятия двойная: наценка от продажи плюс наценка от работы. Так фирма HL Smith (Англия) предлагает «перевыпущенную» КПП сразу – у них огромный склад различных моделей и марок.
Обменный фонд перевыпущенных коробок передач HL Smith
Здесь также нужно отметить еще два фактора успеха восстановленных деталей на западном рынке. У нас этот аспект считается незначительным. Первый – это экология. Наше правительство вводит в таможенную пошлину «утилизационный сбор». А цивилизованный мир обязывает производителя заботиться о переработке своей продукции. Отработавшие ресурс детали отправляются не на свалку, а на второй круг эксплуатации. Второй – это создание рабочих мест и общей занятости. Ведь действительно: уничтожить или хранить на складе старую деталь – это работа для одного человека, восстановить эту же деталь – это работа минимум для четверых.
Обычный ремонт – Repaired. Это «наш ответ Чемберлену» – единственный вариант, который долгое время был доступен в Украине как альтернатива новым запчастям. Типичное решение для постсоветского автосервиса, когда слесарно-кустарным способом умельцы возвращают на некоторое время изделию работоспособность, устраняя неисправность: дотачивая, допиливая, наваривая, пересверливая и шлифуя изношенные, треснутые, погнутые детали и элементы. Удачным решением здесь считается «собрать из трех один рабочий». Такой ремонт не внушает доверия. Именно этому подходу мы обязаны историям про «смазку и изоленту», а также скептическому отношению автовладельцев к реставрации запчастей, хотя, по сути, тут смешиваются понятия «восстановления» и «ремонта».
Финальный аккорд
Сейчас все признаки указывают, что и в Украине появляются фирмы, восстанавливающие на совсем новом, заводском, уровне любую деталь авто: от тормозного суппорта до АКПП. Уже есть предприятия, готовые серийно (пусть это и небольшие партии) реставрировать агрегаты по стандарту Rebuilt. Если у вас возникнет необходимость оживить мертвую запчасть, вам будет из кого выбрать среди фирм. Достаточно просто набрать в поисковике «восстановленные запчасти», чтобы в этом убедиться. А когда эти фирмы, СТО, сервис-центры объединят свои каталоги услуг/запчастей на одном информационном портале, мы наконец-то получим тот уровень сервиса, который сегодня доступен ТиДжею из Сан-Франциско.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.