Автомобилестроение – стало совершенно новой отраслью для Узбекистана. В то время, когда Украина (еще во времена СССР) поставляла автомобили на всю огромную Страну Советов, и была известна своими малолитражками «Запорожец», автобусами «ЛАЗ», грузовиками КрАЗ и мотоциклами «Днепр», в Узбекистане выращивали хлопок и разводили овец. А еще здесь была пустыня Кызылкум.
Первый автомобилестроительный завод начали строить здесь только в 1993 году. Это было совместное узбекско-корейское предприятие УзДэуАвто. На тот момент с конвейера Запорожского автомобилестроительного завода уже сошло почти 3 миллиона (!) автомобилей «Запорожец» разных моделей (965, 966, 968, 968А, 968М, 1102). А в этот самый год (1993) ЗАЗ выпустил 128826 автомобилей.
Первые автомобили с конвейера первого узбекского автомобилестроительного завода выехали только в 1996-м. На ЗАЗе к тому моменту производство автомобилей уже сократилось до 6881 шт (всех моделей). И в то время, как в Узбекистане наращивали темпы выпуска автомобилей, производство на ЗАЗе каждый год падало. В 1997-м – до 1030 автомобилей, в 1998-м (до создания СП с Daewoo) – до 187 шт.
Но в 1998 г. компания Daewoo пришла и в Украину. Было зарегистрировано совместное украинско-корейское предприятие с иностранной инвестицией в форме ЗАО «АвтоЗАЗ-Daewoo». Стартовало новое предприятие с громкой премьеры обновленной ЗАЗ-1102, в которую корейские специалисты внесли 200 изменений. Эта модель получила соответствующее название - «Таврия-Нова» и вышла на рынок с ценой $2200. Уже в первый год было продано 11122 шт. этой модели – в десять раз больше, чем годом раньше. Всего с 1998 по 2007 год было выпущено 73174 «Таврия-Нова».
История АвтоЗАЗа. Что теряет Украина
Сколько было инвестировано в «ЗАЗ» за время независимости Украины
После банкротства Daewoo в 1999 году, узбекское правительство в лице государственных компаний, продолжило создавать совместные предприятия с приемником Daewoo – компанией General Motors.
Но не только одна GM обосновалась в этой стране. Новые совместные автомобильные предприятия создавались по всему Узбекистану. Правительству удалось привлечь и японскую Isuzu, и немецкий MAN. Они производили и делали крупноузловую сборку легковых автомобилей, микроавтобусов, автобусов, грузовиков.
Поступало предложение от Узбекистана и к Украине. Так, в 1998 году даже был заключен договор об организации совместного производства украинских мотоциклов «Днепр» на мощностях Хорезмского авиапроизводственного объединения. В рамках этого соглашения, Узбекистан в первый же год планировал собрать 1000 мотоциклов из комплектов, поставляемых «Киевским мотозаводом», а дальше объемы должны были расти. Но в силу разных причин этот контракт так и не состоялся. Узбекистан остался без украинских мотоциклов, а Украина спустя 10 лет вообще лишилась мотоциклетной промышленности.
В Узбекистане же собственный автопром только поддерживали. И в ноябре 2008 г с конвейера совместного предприятия GM Узбекистан сошел уже 1 000 000-ный автомобиль. А наш украинский ЗАЗ выпустил за эти 10 лет (1998-2008 гг) почти такое же количество - 1 157 216 автомобилей. То есть, еще в 2008 году Узбекистан уже фактически догонял Украину.
Как Украина из экспортера авто превратилась в потребителя «евроблях»
Какие автопроизводители хотели открыть заводы в Украине, но ушли в другие страны
Кризисный 2008-й стал своеобразной границей, после которой производство автомобилей в Украине стало падать, а в Узбекистане – наоборот продолжало расти. И не без помощи Украины. Узбекские Daewoo Nexia и Matiz начали массово поставлять и на наш рынок.
В Украине к мировому кризису 2008-го, добавилось вступление нашей страны в ВТО на невыгодных для страны условиях, да еще и без подготовки, в середине финансового года. И национальная промышленность (не только автомобильная) подверглась двойному удару. Но это было только начало. Многократная девальвация ударила по платежеспособности населения, а война по понятным причинам закрыла для украинских автомобилей крупный экспортный рынок России, а затем и рынки стран Средней Азии, в том числе и Узбекистана. В довершение проблем, на внутренний рынок хлынул бесконтрольный импорт подержанных иномарок, не оставив отечественным заводам шансов на рост объемов производства. И все это – при полном бездействии государства.
Показательно, что в последние годы уже узбекские авто сиграли в Украине ключевую роль и стали главным конкурентом для ЗАЗа на внутреннем рынке. Украина, в рамках ВТО, вполне могла бы защитить свои предприятия, начав соответствующие антидемпинговые расследования, но чиновники этим правом страны воспользоваться почему-то не захотели.
Украина теряет не только ЗАЗ, но и поставщиков автомобильных комплектующих
Может Узбекистан поставлял в Украину современные авто, которые были лучше наших собственных? Вовсе нет, Nexia старше Lanos на целое поколение, а Matiz – это фактически его ровестник.
А вот бездействие украинских чиновников, в трудные для украинского автопрома времена, вызывало много вопросов. Узбекский автопром импортировал в Украину устаревший модельный ряд да еще и по демпинговым ценам, забирая даже надежду на возрождение у местных производителей. Как следствие, после 2008-го производство транспортных средств в Украине только сокращалось. Результаты не заставили себя ждать. Фактически перестали существовать Львовский автобусный завод (ЛАЗ) и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ), сократилось производство на КрАЗе. А ЗАЗ за весь 2017 год выпустил всего 1674 автомобиля. И это при его мощности выпускать 150000 авто в год!
Что осталось от Киевского мотозавода. Фото
Что осталось от ЛАЗа? Фото из цехов предприятия
А что происходило за это время в Узбекистане? Там государство продолжало поддерживать автопром и страна с нуля создала моторное производство. И в результате, в 2008-м Узбекистан стал 15-м государством в мире по производству двигателей. Завод GM Powertraine-Uzbekistan сейчас выпускает 225 тыс. моторов в год. И это - производство полного цикла. В Украине тоже раньше было собственное производство полного цикла на Мелитопольском моторном заводе. Но сейчас его уже нет.
В Узбекистане созданию моторного предприятия помогла государственная программа локализации. А также – государственная программа развития автомобильной промышленности Узбекистана. Благодаря им, в разных городах Узбекистана стали не только появляться новые автомобильные заводы, но и открылись новые предприятия (в том числе и совместные) по производству комплектующих и автомобильных компонентов.
По узбекской государственной программе локализации, было создано более 10 тыс. новых рабочих мест. В стране появилась свободная индустриально-экономическая зона Навои. Был открыт специализированный автомобилестроительный колледж, где готовят специалистов для работы на заводах GM и на предприятиях по программе локализации. А в 2009 году в Ташкенте даже открылся филиал Туринского политехнического университета, где готовят специалистов для автопрома.
Сейчас в автомобильной отрасли республики занято более 40 тыс. человек. А ее продукция экспортируется в десятки стран мира, в том числе и в Украину. И все это было создано всего за 25 лет.
В Украине результат полностью противоположный. Автомобилестроительная отрасль, в которой в 1991 году работали свыше 150 тыс. человек, к началу 2018 г. превратилась в жалкие «крохи», где едва ли сейчас найдут работу 3-5 тыс. человек. Тот же ЗАЗ на момент остановки имел штат около 1100 человек, которые были задействованы не полную неделю.
Если рухнет «ЗАЗ», то инвесторы не будут разговаривать с Украиной еще лет 10
Из-за непродуманной автомобильной политики Украина только за год потеряла 19,2 млрд. грн доходов и «убила» ЗАЗ
Секреты узбекского автомобильного чуда
В чем главный секрет узбекского экономического чуда? К годовщине своего автопрома, в Узбекистане выпустили исторический ролик о том, как все происходило. Первое, что бросается в глаза – на открытии практически всех (а не только крупнейших) автомобильных предприятий республики, лично присутствовал президент Узбекистана Ислам Каримов. А это – не только государственная поддержка автомобильной отрасли (которой давно нет в Украине), но и личная заинтересованность президента в развитии промышленности своей страны. Плюс четкая и долговременная поддержка отрасли льготами и сниженными налогами.
В числе наиболее важных законов Республики Узбекистан в сфере защиты иностранных инвестиций, гарантий и прав инвесторов – законы «Об иностранных инвестициях» и «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов».
Также республикой заключено около 50 двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций, и ратифицирован ряд многосторонних международно-правовых документов в этой области.
Эти соглашения, наряду с содержанием в них вопросов стимулирования и защиты инвестиций, компенсации нанесенного инвестициям ущерба, свободного перевода инвестиций за рубеж, также регулируют порядок разрешения инвестиционных споров.
Предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции и специализирующиеся в области машиностроения и металлообработки, станкостроения и инструментальной промышленности, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-3594 от 11.04.2005 г., освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.
В соответствии со ст. 208-209 и 211 Налогового кодекса Республики Узбекистан от налога на добавленную стоимость освобождается: оборот по реализации имущества, передаваемого в качестве инвестиционных обязательств; предоставление услуг по договору финансовой аренды (лизинга) в части процентного дохода арендодателя (лизингодателя); импорт имущества, ввозимого в качестве инвестиционных обязательств; импорт технологического оборудования, а также комплектующих изделий и запасных частей, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования.
При исчислении налога на имущество юридических лиц налогооблагаемая база уменьшается на стоимость имущества, полученного в лизинг, на срок действия договора лизинга, а вновь введенного в эксплуатацию нового технологического оборудования – сроком на пять лет.
В соответствии со ст. 33 закона Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» от обложения таможенной пошлиной освобождаются: товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более 50 млн. долл. США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства; имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с участием иностранных инвестиций с долей последних в уставном фонде не менее 33% для собственных производственных нужд; технологическое оборудование, а также комплектующие изделия и запасные части.
Дополнительной мерой, призванной стимулировать развитие регионов страны, стало создание специальной индустриально-экономической зоны «Навои».
СИЭЗ «Навои» была образована в 2008 г. в целях создания благоприятных условий по привлечению иностранных инвестиций, прежде всего, прямых, для организации высокотехнологичных производств, а также развития промышленного потенциала, производственной, транспортно-транзитной и социальной инфраструктуры Навоийской области.
Предприятия, зарегистрированные в СИЭЗ «Навои», освобождаются от уплаты земельного налога, налога на имущество, прибыль, благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа (для малых предприятий), обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и Республиканский фонд школьного образования.
Какие автозаводы закроются в Украине и мире
Что в результате получилось
Все вышеперечисленные стимулы дали результат. Узбекистан сегодня - это автомобильная держава, с развитой автопромышленностью и стабильной экспортной выручкой. За 2017 год только одно предприятие GM Uzbekistan выпустило 135471 автомобиль, еще в стране выпустили 3778 грузовиков и 1057 автобусов.
А в Украине, которая в 1990 году (когда в Узбекистане на месте автомобилестроительных заводов была еще пустыня) входила в двадцатку крупнейших автомобильных производителей мира, в прошлом году было выпущено 8586 транспортных средств. Это результат работы всех оставшихся автомобильных предприятий страны. И крупнейший (еще не так давно) автомобилестроительный завод страны – ЗАЗ, сегодня остановлен. А такие бывшие флагманы в своих отраслях, как ЛАЗ и КМЗ сейчас в руинах. Да, и разве только они...
Показательно, что долгое время стратегическим партнером украинского автозавода была именно General Motors и это сотрудничество их полностью устраивало. А сейчас в Украине сформировался такой инвест-климат, что GM окончательно предпочла Узбекистан.
Скептики, наверняка скажут, что ЗАЗ погубили старые модели. Увы, вынуждены их разочаровать, в Узбекистане начали с еще более старой модели Daewoo Nexia, которая была старше нашего Lanos на целое поколение. Ее там выпускают до сих пор. Еще один из хитов узбекского автопрома – это Daewoo Matiz, который почти ровесник Lanos. И только в последние годы в Узбекистане дополнили эти модели. Но все кризисные годы к нам исправно поставляли устаревшие модели узбекского производства по демпинговым ценам, которые отбирали часть покупателей у отечественных авто. Тем самым уже узбекский автопром сиграл решающую роль в Украине и лишил последних шансов на возрождение у отечественного флагмана.
В свое время, ЗАЗ на многие годы опередил GM в Узбекистане, когда поставил на производство ZAZ Vida – Т250 и даже выкупил все штампы на нее. Эта модель является наследником Lanos, а автомобиль этого поколения в Узбекистане стали производить только в прошлом году. Так, что не в моделях дело, а в государственном подходе к автомобильной отрасли.
В Украине его почти никогда и не было. Лишь редким исключением стал закон «О стимулировании автомобильной промышленности» 1997 года, большинство льгот по которому было досрочно аннулировано в 2005-м.
С тех пор украинский автопром больше не интересовал государство, а в Узбекистане было все с точностью наоборот. Вот и имеем результаты.
«ЗАЗу» грозит неминуемое банкротство
Сколько времени еще осталось у ЗАЗа?
|