«Черниговский автозавод» завершает разработку электробуса с динамической подзарядкой и городского автобуса Евро-6
Здесь стоит отметить, что объемы производства у отечественных производителей резко сократились, а потому вопрос о продажах стоит остро. К примеру, «Эталон» в хорошие годы выпускал и продавал более 300 машин в месяц, сейчас же с трудом реализует столько же за год. Естественно, как сообщают представители корпорации «Эталон», что конкуренция на рынке ожесточилась и далеко не все и всегда действуют честно.
Планы корпорации «Эталон» на 2018 г.: занять 25% рынка автобусов в Украине и вернутся в грузовой сегмент
Тем более что существующая система PROZORRO не совершенна и дает возможность заказчикам придумывать собственные, не всегда понятные и объяснимые с точки зрения логики технические требования. А они, в свою очередь, очень часто дают решающие преимущества одному из участников тендера. Именно так случилось на последних торгах в Львовской области, где речь шла о тендере на поставку 43 школьных автобусов на сумму 79,8 млн. грн.
По этому поводу Наталия Бачурна, заместитель директора юридического департамента корпорации «Эталон», отметила: «Суть проблемы в том, что каждый заказчик может самостоятельно составлять документацию. Он знает, что в Украине есть три производителя школьных автобусов, а именно «Атаман», «Богдан», и «Эталон», чья продукция сертифицирована. При этом условия прописываются так, что под них никак не попадает продукция марки «Эталон». Например, по требованию заказчика высота автобуса не может превышать 2900 мм. А высота нашего автобуса -- 2978 мм. Т.е. превышение «аж» на 78 мм. На все предложения расширить требования по высоте до трех метров заказчик отвечает отказом. И тем самым не допускает к тендеру «Эталон».
В Украине реанимировали авторемонтный завод
Тему экзотических требований заказчиков развил и глава правления ПрАТ «Бориспольский Автозавод» Сергей Желевский: «Заказчик может выставлять те или иные требования к предмету закупки, но он должен не нарушать три основных принципа. Первый – экономия бюджетных средств, второй – отсутствие дискриминации участников, и третий – обеспечение максимальной конкуренции. Возьму для примера Кировоградскую область, где были предъявлены очередные экзотические требования. Были объявлены 15 торгов на 19 машин на общую сумму в 34 млн. 651 тыс. грн. В девяти из них мы выиграли, но по техническим требованиям нас дисквалифицировали. Что же это были за требования? Например, по одному из них, в салоне справа должно было находиться четыре кнопки вызова водителя, а слева обязательно три. У нас же и там и там стояло по четыре кнопки. Что, казалось бы, лучше. Тем более, за ту же цену. Однако из-за кнопок мы были дисквалифицированы».
«Еще одно требование – двери. Наши автобусы полностью сертифицированы и соответствуют всем государственным стандартам. Но заказчик хочет именно выносные дверцы. Возможно, такие требования предъявляются, чтобы уменьшить количество участников. В итоге, из-за того, что нас убрали из торгов, местный бюджет потерял около 700 тыс. грн., переплатив за автобусы», - рассказывает г-н Желевский.
Кроме того, в конкуренцию отечественных производителей активно вмешиваются и белорусские автобусостроители. Как заметил Валерий Купцов, Вице-президент корпорации «Эталон» и Генеральный директор ТОВ «Черниговский Автозавод», «белорусы отлично чувствую себя в Украине. Интересный факт -- в 2017-2019-м годах почти половина всех больших автобусов и троллейбусов, что закупались в Украине, носили марку МАЗ и Белкоммунмаш. Отчего же им удалось так легко завоевать рынок? Дело в том, что белорусские производители при выходе на рынок Украины при условии продажи техники в кредит или в лизинг получают от своего же правительства 11% компенсации от кредитной ставки (она составляет примерно 25%). В итоге тот же МАЗ, например, оказывается в выигрышном положении. Хотя украинские производители выпускают точно такую же гамму машин и как минимум не хуже по характеристикам и качеству».
Что предложили участники пресс-конференции? Во-первых, навести порядок с техническими требованиями заказчиков в системе PROZORRO, чтобы они соответствовали государственным техническим стандартам, а не экзотическим пожеланиями. Во-вторых, сделать жизнь иностранных производителей несколько менее комфортной и наконец-то заняться защитой отечественного производителя. Например, ввести коэффициент повышающий цену в зависимости от места сборки машины и наличия в ней украинских деталей, узлов и агрегатов. И в-третьих, разобраться с проблемой кредитования, условия которого для разных производителей могут сильно отличаться.
В заключении, представители корпорации «Эталон» заявили, что они не просят никаких льгот, а лишь хотят равных условий в конкурентной борьбе.
Корпорация «Эталон» в 2019 году зайдет в новые сегменты украинского рынка
|