Автобізнес LIFE | Опубліковано - 2020-01-27 22:54:18 (16805 разів прочитано)
Сегодня наш рассказ о том, как в СССР появились мопеды. И о редкой модели ХВЗ В-901, которая считается первым серийным мотовелосипедом не только Украины, но и СССР.
Попытки создать моторизированный велосипед предпринимались в СССР еще до Второй мировой войны.
Известно как минимум о нескольких попытках оснастить велосипед малокубатурным двигателем, но дальше опытных партия дело так и не пошло.
После войны на немецком оборудовании и комплектующих в Киеве, было запущено производство 98-кубового мотоцикла К1-Б «Киевлянин» (копия Wanderer SP1) на вновь образованном заводе КМЗ. Его выпускали с 1945 по 1951 год, а первые три года даже получали немецкие двигатели Sachs по репарации. И если по своему строению «Киевлянин» и напоминал мотовелосипед, то формально он все же считался легким мотоциклом. Кому интересно, вот ссылка на видеообзор К1Б.
В те годы даже названия «мопед» еще не существовало, а потребность в легком и недорогом мототранспорте была огромной. Однако КМЗ свернул выпуск 98-кубового «Киевлянина» и полностью переключился на выпуск тяжелых мотоциклов с коляской М-72.
Задание разработать легкий моторизированный велосипед получал и Харьковский велосипедный завод. Первый образец такого мототранспорта на базе велосипеда «Украина» здесь изготовили еще до войны и оснастили двигателем с ременной передачей на заднее колесо. Была даже выпущена опытная партия в 70 штук для Наркомата связи СССР, но в ходе эксплуатации оказалось, что такая конфигурация была не надежной. Позже были попытки устанавливать двигатель "Иртыш" под педальной кареткой, но стоило на таком агрегате проехать несколько километров по грязи, как он отказывался работать. Было очевидно, что нужно что-то принципиально новое.
В 50-х в харьковском ЦКТБ Велостроения при ХВЗ принялись развивать модель легкого ДВС изобретателя Прибылого, который уже давно досаждал конструкторов своими идеями о велосипедном двигателе.
Его разработки внимательно изучили и оказалось, что двигатель Прибылого – это именно то, что было нужно. Легкий, односкоростной, компактный, простой и экономичный, он легко помещался внутри рамы стандартных велосипедов типа В110 «Прогресс», да еще и требовал минимальных доработок для установки.
Харьковский велозавод запускает даже серийное производство двигателя Д4 конструкции Прибылого и они поступают в продажу, как комплект для самостоятельной установки на велосипеды. Однако, выпуск таких сложных агрегатов, как двигатель, для ХВЗ оказался не профильным, и в 1956 году было принято решение передать их производство в Ленинград на завод «Красный Октябрь» (КО).
Тем временем в ЦКТБ Велостроения уже накопили опят эксплуатации моторизированных велосипедов и спроектировали первый советский мотовелосипед ХВЗ В-901, который выпускался только с двигателем. Именно он и стал прародителем всех мопедов СССР. ХВЗ В-901 выпускался очень недолго: с 1958 по 1962 год. Уже в ходе производства в него вносились изменения, и известно, как минимум, о двух поколениях ХВЗ В-901. Он изначально уже имел отличия от стандартных велосипедов. В частности, на передней вилке были установлены амортизаторы, комплектовался колесами 26 дюймов с шинами 26*2 для езды по грунтовым дорогам. В последствии такими шинами оснащали свои модели Львовский, Рижский и Пензенский мотозаводы. ХВЗ В-901 в обязательном порядке укомплектовывали фарой, энергию для которой вырабатывала динамка. В рознице харьковский мотовелосипед стоил 117 послереформенных рублей.
Техническая характеристика мотовелосипеда ХВЗ В-901:
- База велосипеда- 1128 мм
- Высота рамы (расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы) - 500 мм
- Втулка заднего колеса - тормозная типа Tоrpedo
- Размер шин - 559 х 48 (26? х 2?)
- Двигатель Д-4 ,45 куб.см., 1 л.с.
- Расход бензина. 1-1,2 литра на 100км
- Вес велосипеда вместе с двигателем-27 кг.
Харьковское ЦКТБ Велостроения с учетом опыта эксплуатации В-901 разработало и более совершенную модель В-902 с тем же двигателем Д4. Ее производство в 1958 году запускают на Львовском велосипедном заводе, который решено было полностью переключить на выпуск мототехники. Ее же начинают производить и на Пензенском заводе ПМЗ.
Харьковский велосипедный завод в 1962 году завершил производство ХВЗ В-901 и больше к моторизированной тематике не возвращался. Разработкой же последующих моделей мопедов начали заниматься конструкторские бюро на вновь образованных мотозаводах.
Двигатели конструкции Прибылого еще много лет устанавливали на львовские, рижские и пензенские модели. Всего же в СССР было выпущено почти 10 млн. двигателей Д4, Д5, Д6 и их последующих модификаций. Удивительно, но велосипедный двигатель Прибылого выпускают и сегодня в Китае без всяких лицензий, и даже поставляют на наш рынок. Так что общий тираж этой разработки может быть огромен.
А ХВЗ В-901 вошел в историю, как самый первый серийный мотовелосипед СССР. Их было выпущено немного, всего 22 тыс. экземпляров, из которых до наших дней дожили считанные единицы.
Если кому-то интересно, как едет ХВЗ В-901, вот видео одного из уцелевших экземпляров:
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.