Какими были первые маркетинговые исследования моторынка во времена СССР. Реальный пример
ринок автомобілів | Опубліковано - 2020-06-13 19:41:44 (5513 разів прочитано)
Принято считать, что во времена СССР заводы-производители особо не интересовались мнением потребителей о своей продукции. Во времена тотального дефицита все и так продавалось, а планированием занимались в союзных министерствах, которые лишь утверждали план производства. А уже дело завода - выполнять этот план. Но в AUTO-Consulting отыскали информацию о проведении в СССР первых маркетинговых исследований рынка и изучения мнения потребителей. А случилось это еще в конце 60-х.
Одни из первых в СССР маркетинговых исследований рынка мопедов провели на Львовском мотозаводе в 1969 году. Поводом для них послужила аномальная ситуация, когда в торговой сети "зависло" более 40 тыс. новых мопедов ЛЗМ МП045 и ЛЗМ МП046. Это было много даже для плановой экономики СССР.
Притом, продукция конкурентов - рижского завода «Саркана звайгзне» продавалась относительно не плохо при точно таких же ценах на однотипные модели. Более того, и львовские и рижские мопеды комплектовались одними и теми же двигателями и многими комплектующими, продавались в одних и тех же магазинах "Спорттовары" и по характеристикам были идентичны. В чем же была причина такой затоварки?
И вот тогда, на Львовском мотозаводе, одновременно c началом работы над новой моделью было принято решение o создании отдела по изучению и формированию покупательского спроса. Методическую помощь в проведении исследований оказали Львовский торгово-экономический институт и филиал ЦНИЛС. Было разослано более 4,5 тыс. анкет, из которых на завод вернулось более 2,5 тыс. c ответами. И львовские маркетологи получили уникальные данные, которые дали возможность понять основную причину плохих продаж.
Оказалось, что все дело было в дизайне и отсутствии бренда. Потребителям не нравился угловатый "рубленный" дизайн в стиле "техно", в котором были выполнены МП-045 и МП-046. Да, он был на тот момент модным в мире, но эта мода уже прошла, и потребители хотели видеть более мягкие формы. Кроме того, потенциальным покупателям казалось, что из-за формы переднего и заднего крыльев, формы топливного бака, зрительно укрупняющего раму, широкие капотирующие плоскости — все это не совпадало co стереотипным представлением об изделии. Привыкшие к легким мотовелосипедам, покупатели отказывались приобретать эту модель, хотя она вполне соответствовала общим тенденциям развития мотостроения.
Кроме того, потребители не воспринимали львовский мопед, как бренд, из-за его сложного названия. Представьте, как можно было запомнить такое название - ЛЗМ МП-045. А конкурирующий мопед имел четкий и понятный бренд - "Рига" и номер модели: Рига-3, Рига-5 и т.п.
Основываясь на результатах исследования, во Львове в срочном порядке готовят в производство новые модели "Тиса" и "Верховина-3", которые получили уже обтекаемые формы, четкий фирменный цвет и брендовые названия. И уже в 1970 году никакой затоварки на складах уже не было. Львовские мопеды начали хорошо продаваться, а бренд "Верховина" стал ассоциироваться со львовскими мопедами. Этот пример был описан в журнале «Техническая эстетика», 03/1979. А посмотреть, как же выглядел и ездил мопед МП-045 можно на этом видео.
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.