The Wall Street Journal: 5 людей, контролирующих мировой рынок нефти: Авто новини від AUTO-Consulting -

Интернет-ресурс информационно-аналитической группы AUTO-Consulting  
Новини CARS TRUCKS BUSES ЗНИЖКИ % Статистика 125 років успіху Renault
Пошук по новинам

Розширений пошук
Розділи
Головна
Новини
 Ринок автомобілів
 Акції в автосалонах
 Тест-драйви
 Статистика автопродажів
 Ринок автобусів
 Ринок вантажівок
 Військова техніка
 Виробництво автомобілів
 Законодавство
 Автобізнес LIFE
 Дилерська мережа
 Кредити/лізинг/страхування
 Автохімія
 Сільгосптехніка
 Авто-електроніка
 Ринок запчастин
 Ринок шин
 Мототехніка
 Поради власникам авто
Розмитнення авто
Підписка на новини


Загрузка...
Новини від AUTO-Consulting
Всі новини по темі - світ

The Wall Street Journal: 5 людей, контролирующих мировой рынок нефти

ринок мастил | Опубліковано - 2005-12-21 14:16:52 (5754 разів прочитано)
Американская The Wall Street Journal публикует большую статью о причинах нынешнего состояния мирового нефтяного рынка и, что более интересно, о людях, которые за ним стоят. По убеждению газеты, нынешний рынок контролируют пять человек:
За последние годы нефтяной рынок кардинально изменился. Причина нефтяных встрясок 1970-х и 1980-х годов была проста: значительное и внезапное сокращение поставок. Когда поставки возобновились, цены на нефть упали.

Однако нынешнее энергетическое потрясение, за время которого цены на нефть выросли вдвое с 2003 года, имеет другую природу. Свою роль в нем снова играет нестабильность поставок вследствие ураганов в Мексиканском заливе и американского вторжения в Ирак. Однако главной причиной является кардинальный сдвиг в глобальной энергетической системе, который длится уже 25 лет: мировая потребность в нефти растет быстрее, чем способность отрасли ее удовлетворить. Еще в конце 1990-х годов были излишки. Теперь лишней нефти практически не осталось, пишет WSJ. (Перевод статьи на сайте InoPressa.)

За кризисом стоит сочетание серьезных сил: стремление ОПЕК избежать рыночных потрясений; акцент нефтяных боссов на прибыли, а не на поисках нефти; появившееся у Китая пристрастие к нефти; давнее пристрастие к ней Америки; новая роль инвесторов на энергетическом рынке. Сыграли роль еще и решения отдельных людей в разных странах: саудовского министра, британского нефтяного барона, пекинского профессионала.

Царь ОПЕК

В раннем детстве Али Наими пас овец в Саудовской Аравии. Он вырос и стал самым могущественным человеком в энергетической отрасли благодаря своему умению пасти более сложное стадо – страны ОПЕК, пишет WSJ.

Наими начал карьеру мальчиком на побегушках в гигантской нефтяной компании королевства, где посещал школу для одаренных провинциалов. Потом его отправили в Стэнфорд, где он получил степень магистра геологии, и он быстро вырос, став руководителем компании. К 1995 году, когда он стал нефтяным министром Саудовской Аравии, в отрасли было множество дополнительных мощностей для увеличения добычи в результате энергичной разведки начала 1980-х.

Будучи главой крупнейшего в мире производителя, Наими был фактическим лидером ОПЕК и определял стратегию. Картель должен был вести себя как центральный банк – единый, технократичный, опирающийся в своих действиях на информацию, а не на внутреннюю политику. Поскольку у производителей ОПЕК были бездействующие месторождения, им не надо было осваивать новые. Чтобы не создавать излишков, ОПЕК была вынуждена ограничить приток нефти в закрома потребителей.

В конце 1990-х годов Наими заинтересовался коммерческими запасами нефти американского Среднего Запада, ключевого сегмента крупнейшего мирового рынка. Если запасы станут меньше определенного уровня, считал Наими, цены поднимутся и ОПЕК надо будет открыть вентиль. Если они поднимутся выше потолка, ОПЕК придется его закрыть.

Это была дерзость: иностранный чиновник пытался влиять на ключевой экономический индикатор самой могущественной страны мира. Однако в Вашингтоне ОПЕК никто не противостоял: Наими хотел удержать цены от большого роста, при котором мировой рост и спрос на нефть замедлится, и Штаты это устраивало.

Однако оказалось, что в основанной на цифрах стратегии Наими есть слабое место: неточные данные. К моменту, когда стало ясно, что спрос растет, а не падает, ОПЕК свела на нет прослойку, необходимую для того, чтобы сдержать рвущиеся вверх цены.

Лишь недавно Саудовская Аравия увеличила добычу и начала инвестировать в новые месторождения. Однако эти шаги запоздали, говорит Наими: "Цены продолжают расти. Их влияние на спрос огромно".

Китай: пожиратель бензина

Джейсон Ю вырос в Пекине и каждое утро ездил в школу на велосипеде. В прошлом году 38-летний бухгалтер забросил велосипед, занял 33 тыcячи долларов и купил черный Volkswagen Passat.

Новая машина Ю помогает объяснить одну из главных причин нефтяного кризиса – энергетическую ненасытность Китая. Профессионалы, подобные Ю, который зарабатывает больше 20 тысяч долларов в год, ринулись на автомобильный рынок, способствуя превращению Китая во второго после Америки крупнейшего потребителя бензина.

Когда в 1980-е годы Китай решил реформировать свою экономику, государственные планировщики объявили автомобилестроение двигателем роста. Они пригласили в страну иностранных производителей и предложили банкам облегчить кредитование покупателей. Они субсидировали бензин, установив потолок цен: сегодня он стоит примерно 1 доллар за галлон, тогда как в США больше 2 долларов, а в Англии 6 долларов. Тем временем горожане стали зарабатывать достаточно, чтобы позволить себе автомобиль.

Сегодня по дорогам Китая колесит 27 млн автомобилей, тогда как в 1995 году их было всего 10 млн. По прогнозу правительства, к 2010 году их число удвоится. На долю Китая приходится около 40% увеличения мирового спроса на нефть в последние четыре года. В прошлом году одной из причин стало использование нефти для производства электроэнергии во время отключений электричества, но автомобильное безумие по-прежнему оказывает давление на нефтяные рынки так же, как спрос китайской промышленности.

Когда Китай открылся в 1970-х – 1980-х годах, Ю увлекся западными фильмами. "Конечно, нам хотелось иметь то, что мы видели в кино", – сказал он. Он особенно мечтал о машине. В 1997 году он стал клерком Charna Chemicals & Pharmaceuticals, и его босс вручил ему ключи от машины, принадлежавшей компании. В 2002 году Пекин отменил правила, ограничивающие число новых моделей, которые разрешается продавать иностранным производителям. Цены упали, и в мае 2004 года Ю купил свой Passat.

Ю знает о неприятностях, которые причиняет его автомобиль: пробках на пекинских улицах и смоге. Но машина дает ему свободу, говорит он: "Нельзя требовать, чтобы человек отказался от свободы".

Нефтяной барон

В сентябре 1996 года Джон Браун собрал совет директоров British Petroleum в одном из берлинских отелей. Он второй год работал генеральным директором BP и решился на дерзкую просьбу: разрешить ему найти партнера для слияния. Два дня он излагал свой план: BP, в прошлом государственная компания, нуждается в доходах через крупную сделку, которая позволит со временем увеличить прибыли, сократив расходы.

Лорд Браун – английская королева сделала его пожизненным пэром – получил то, чего хотел, и два года спустя BP слилась с Amoco Corp.; цена вопроса составила 52 млрд долларов. Через несколько месяцев он согласился купить Atlantic Richfield Co. После сделки с Amoco началась лихорадка консолидаций: Exxon слилась с Mobil, Chevron – с Texaco, а французская Total поглотила европейских конкурентов.

Эти сделки привели к снижению расходов в западных нефтяных компаниях, которое через 15 лет достигло кульминации, и инвесторы ликовали. Но результатом консолидации и снижения расходов стало резкое падение инвестиций в разведку новых месторождений. Индустрия оказалась неготовой к быстрому освоению нового сырца, когда подскочил спрос.

В былые времена нефтяная отрасль регулярно замещала добытую нефть новыми находками. В последние два года ей это не удается, отмечает консалтинговая фирма Wood Mackenzie. По оценкам этой шотландской компании, для полного замещения расходы отрасли на разведку должны увеличиться более чем вдвое, на 30 миллиардов долларов в год. Доступ отрасли к новым месторождениям и оборудованию ограничен, к тому же она потеряла такое количество инженеров, что "просто не приспособлена к инвестированию на таком уровне", отмечала Wood Mackenzie.

В грубоватом бизнесе лорд Браун выделяется как знаток вин, фотограф и коллекционер произведений искусства. Но его страсть к сокращению расходов неутолима. В третьем квартале 2005 года BP заработала 6,46 млрд долларов при объеме продаж в 97,7 млрд. Лорд Браун утверждает, что доллары, потраченные на поиск нефти, – это неадекватная мера, так как современные технологии дают нефтяным компаниям возможность больше получать с долларов, потраченных на разведку. "Большая нефть", говорит он, это уже не бизнес авантюристов, ищущих нефть любой ценой.

Вашингтонские политики винят нефтяных королей в том, что они спровоцировали нынешний кризис, чрезмерно увлекшись краткосрочной выгодой. Лорд Браун отмечает, что бум вызвал приток инвестиций в BP и другие компании, которые в перспективе увеличат предложение. Он верен своей философии долгосрочных прибылей.

Пророк

Мэттью Симмонс, опытный банкир нефтяной отрасли, побывал на огромных нефтяных месторождениях Саудовской Аравии в 2003 году. Королевству принадлежит почти четверть резервов на планете, и мир рассчитывает на них перед лицом постоянно растущего спроса. Но Симмонс уехал обеспокоенным. В самолете он высказал своим спутникам сакраментальную мысль: а что если эти месторождения не так хороши, как утверждают саудовцы?

Вернувшись в Хьюстон, 62-летний уроженец Юты углубился в научные труды и написал книгу, в которой изложил свои выводы: на саудовских месторождениях скоро может начаться необратимый спад. Он устроил провокационную презентацию "Саудовская нефть. Реальность или мираж?"

На рынках часто есть гуру, помогающий кристаллизовать мнение, что цены могут идти только вверх. Симмонс сыграл именно такую роль в нефтяном буме. Его выводы критикуют руководители западных нефтяных компаний и инженеры-нефтяники. При этом саудовцы говорят, что могут увеличить добычу на 50%, а некоторые эксперты считают, что и больше.

С момента появления нефтяной отрасли в XIX веке люди предсказывают, что добыча вот-вот достигнет пика, за которым начнется спад. Симмонс произвел фурор, так как говорил о конкретных месторождениях Саудовской Аравии. В прошлом году Симмонс "спровоцировал настоящие дебаты среди наших клиентов", говорит Реймонд Карбоун, генеральный директор брокерской фирмы Paramount Options Inc. из Нью-Йорка. "Усомнившись в саудовских резервах, он способствовал игре на повышение".

Его влияние высвечивает новый фактор нефтяного кризиса - это крупные инвесторы и спекулянты. Нью-йоркская торговая биржа ввела нефтяные фьючерсные контракты в 1983 году. С тех пор инвесторы за пределами отрасли могут покупать и продавать нефть, не поставляя ни единого барреля. Вместо этого они торгуют контрактами на будущие поставки, которыми можно торговать, как другими финансовыми инструментами.

Даже такие консервативные инвесторы, как пенсионные фонды, видят в энергоносителях альтернативу низкодоходным облигациям и дорогим акциям. Но оценке Goldman Sachs, инвесторы в этом году вложили около 70 млрд долларов в инструменты, привязанные к индексам товарных рынков, тогда как в 2000 году – менее 10 млрд. Джеффри Карри, возглавляющий в Goldman отдел товарной аналитики, говорит, что неотраслевые игроки сегодня занимают 15% финансовых рынков, связанных с мировыми поставками нефти. Когда на нефтяных рынках наступают трудные времена, дополнительный спрос со стороны новых инвесторов может еще поднять цены.

В этом году Симмонс издал новую книгу, "Сумерки в пустыне". Пока продано 90 тыс. экземпляров, но он говорит, что его влияние пока не отразилось на нефтяных ценах. "Если бы люди меня послушали, – говорит он, – цена была бы в три раза выше".

Вашингтонский воитель

В начале 2001 года вице-президент Дик Чейни назначил Эндрю Линдквиста, бывшего профсоюзного босса с богатого нефтью Северного Склона Аляски, главой энергетической рабочей группы. Тогда, как и сегодня, США были крупнейшим в мире потребителем нефти. Спрос рос, а когда-то огромные нефтяные и газовые месторождения страны переживали спад. Президент Буш и Чейни, оба в прошлом нефтепромышленники, обещали что-нибудь предпринять, чтобы выровнять дисбаланс.

Но, как показывает краткая служба Линдквиста, топливо – это сильно политизированная проблема. Его группа не один месяц консультировалась с экспертами и подготовила план, где не было недостатка в предложениях, касающихся бурения новых скважин, в том числе – в Арктическом национальном заповеднике на Аляске.

Планы вызвали бурю. Экологи объявили, что они блокируют процесс и безуспешно судились за доступ к документам рабочей группы. Многие демократы были недовольны тем, что в плане нет мер по энергосбережению. "Они начали не с того", – говорит сенатор-демократ Джефф Бингамэн.

Энергетический закон пролежал под спудом остаток первого срока Буша, даже когда он повысил ставки, вторгшись в Ирак. Чейни и другие предсказывали, что Ирак скоро начнет добывать больше нефти, чем при Саддаме Хусейне. Однако конфликт вызвал один из самых серьезных сбоев в поставках, оставив позади национализацию иранских месторождений в начале 1950-х годов и иранскую революцию 1979 года. Ирак до сих пор добывает меньше нефти, чем до вторжения.

"Это раздражает, – говорит Линдквист. – Необходимо принимать жесткие решения в ситуации, где мало хороших вариантов, а политики просто не хотят принимать такие решения". Бурение на Аляске, подчеркивает он, давало бы миллион баррелей в день, то есть обеспечивало бы 5% американских потребностей.

В этом году президент Буш наконец подписал закон об энергетической политике. Бурение на Аляске в него не попало. Равно как и предлагаемые демократами меры по ограничению потребления. В результате закон практически не способствует устранению дисбаланса между спросом и предложением.

Судьба энергетического закона – лишь один пример того, как американским лидерам, республиканцам и демократам, не удается ослабить зависимость страны от нефти. Нефтяной шок 1970-х годов заставил конгресс выработать стандарты самодостаточности. Но впоследствии низкие цены на энергоносители ослабили политическую волю обеих партий к продолжению усилий, направленных на энергосбережение.

FaceBook     Twitter     email     Telegram   Підпишись на канал в Telegram


Підпишись на новини на пошту
Новини по темі - світ Всі новини по темі ринок мастил


Цікаве по темі...
• Пропозиція для компаній-перевізників від Opet та «Автокомпоненти АВТЕК»
• В Україні вже доступна новинка Opet останнього покоління
• В асортименті Opet з`явилась новинка для комерційної техніки
• Opet пропонує моторну оливу для «ГІБРИДІВ»
Головні новини
• Як пережили третій рік війни дилерські авто холдинги. Показники за 2024 рік
• Українські перевізники оцінили оновлені сідлові тягачі Volvo FH Aero
• Стали відомі офіційні подробиці про новий електрокар Volkswagen за 20 тис. евро
• В Україні пропонуються самоскиди вантажопідйомністю 10 т на базі Daewoo Maximus
• В сервісних центрах МВС можливо зберігати обрані номерні знаки. Як це працює?
• Renault Trucks запропонувала на українському ринку вантажівки з дворядною кабіною для заміни старих ЗіЛів
• Opet пропонує моторну оливу для «ГІБРИДІВ»
• В Україні вперше замінили дизельну колонку АЗС на зарядну станцію для електромобілів
• Львівщина придбала та спорядила партію ББА "Новатор" для ЗСУ
• Підсумки ринку причіпної техніки за 2024 рік
• В Україні посилили контроль за паркуванням на місцях для людей з інвалідністю
• Дніпро придбав 5 нових трамваїв Татра-Юг за єврокредитом
• Знищувати ворожі безпілотники будуть за допомогою пікапів INEOS Grenadier
• Енергетики Миколаївщини отримають 4 потужних автогідропідіймача COMET на шасі Renault Trucks
• Як поставити гуманітарні авто на тимчасовий облік за військовослужбовцем. Покрокова інструкція
• Volkswagen готує доступний електрокар за 20 тис. евро
• Чому забуксувало злиття Honda та Nissan?
• Нацгвардійці отримали партію з 10 оснащених пікапів
• Український авторинок почав рік з невеликого падіння
• З вулиць Києва евакуюють більше 1000 покинутих автомобілів
Всі новини...

Авто- мото- музеї та колекції України
«Фаетон» Запорожжя
«Ретро Гараж» Львів
«Винтаж Гаражъ» Дніпро
«Машини часу» Дніпро
Музей КПІ Київ
Harley-Davidson Kyiv
«Мотомір» Камєнскоє
Ретромотомузей Львів
Zastava Умань
Мотоколекція OldCarService Київ
Гараж Януковича
Мотоколекція Берегово
Ретро музей Карлівка
Колекція Львівських мопедів
100 екземплярів за 100 років
Колекційна мото- вело- ЗАЛА

Заводи, де виробляють
Ваші машини
Книга по історії появи мотовиробництв в Україні
Український авторинок за 100 років
ЗАЗ 2009 р., Як роблять ZAZ Forza 2011 р., ЗАЗ 2017 р.
Богдан (Черкасы), 2009, 2013, 2019 рік
Богдан JAC, Богдан-МАЗ
АвтоВАЗ
ЛуАЗ, ЛуАЗ 2016
Черкаський Автобус 2003, 2016 рік
КрАСЗ
Що залишилося від ЛАЗу
Що залишилося від КМЗ
Що залишилося від ХВЗ
Що залишилося від ЛМЗ
Єврокар
ЧАЗ
Часов-Яр
Історія КМЗ
Завод ім. Малишева
Київський БТЗ
Перший український автозавод
Велосипеди України
Audi
Jaguar Land Rover China
Peugeot
Porsche
Volvo
FSO
KIA Slovakia KIA Russia KIA Korea
Lamborghini
MG
BYD
Chery, Chery 2016
Geely, Emgrand EC8, Emgrand GC9
Great-Wall, 2012 рік
FORD Otosan
MAN & Neoplan Туреччина
IVECO
MAN
Scania Сідертельє
ГАЗ, ГАЗ 2010
УАЗ

Лічильники


SHALB  
Secured  




Купить машину на автопродаже? Автобазар Украины.

Популярні новини
• Віце-прем'єр міністерка відвідала Чернігівський автозавод і закликала купувати його продукцію
• В Нацгвардії знайшли заміну застарілій техниці на базі ЗіЛ
• Стали відомі подробиці про проєкт збирання пікапів в Україні
• В Україні виготовили універсальний самоскид для комунальних служб для заміни МАЗів
• В Україні офіційно стартували продажі нових Renault Duster і Renault Taliant
• В Україні локалізували виробництво військових вантажівок 4х4 та 6х6
• Названі найбільш популярні кросовери у світі та в Україні в 2024 році
• Коли в Україні знову запрацює перереєстрація авто?
• В Україні оголошені ціни на новий PEUGEOT 3008
• Honda представила оновлений логотип вперше за 40 років
• В Україні з’явився новий дорожній знак "щит"
• В Міноборони повідомили які вантажівки тепер є у ЗСУ
• В Україну привезли рекордну автовишку
• В Україні оголошено ціни на новий CITROEN C3
• В Україні продані перші автомобілі INEOS Grenadier
Акції у дилерів...
• Сезони змінюються, наша турбота - ні. Зимова пропозиція на запчастини до автомобілів Mitsubishi
• До кінця зими на кросовери Mitsubishi діє зимова вигода до 155 000 грн.
• Renault в Україні запускає сервісну акцію «Вигідне ТО»
• На Mazda CX-60 діє спеціальна ціна з вигодою 110 000 грн.
• В Україні діє спеціальна пропозиція на найдоступніший BMW
• На новий BMW 3 серії діє спеціальна пропозиція від 1 510 000 грн.*
• На CITROEN C3 діють вигідні ціни – від 640 000 грн.
• В січні Skoda Karoq доступний за вигідною ціною від 1 217 000* грн.
• Пропозиція для СТО від Opet та «АВТОНОВА-Д»
• Зимова вигода до 155 000 грн. на кросовери Mitsubishi
• В Україні діють спеціальні ціни на Mazda CX-60 2024 року виробництва. Мінус 110 000 грн.
• Справжній подарунок до різдвяних світ: Jeep Compass доступний зі знижкою до 100 000 грн.
• На SEAT ATECA діє спецпропозиція з ціновою вигодою від 108 000 грн.
• SEAT Arona доступний з новорічною вигодою від 40 000 грн.
• Зустрічай зиму зі SKODA: неймовірні знижки на Skoda Karoq та привабливі умови кредитування
Авто історія
Історія АвтоЗАЗа
Історія Богдан/ЛуАЗ
Історія Черкаський автобус
Історія КМЗ / КМЗ 75 років
Музей Audi
Історія NSU
Музей BMW
Музей Citroen
Історія Citroen
Музей DAF
Музей Ferrari
Музей Fiat
Музей MG
Музей Peugeot
Історія Dangel 4x4
Історія Jeep
Історія Mazda
Музей Porsche
Музей Volvo
Парк Ferrari World Park
ВАЗ-2101 "Копійка"
ВАЗ-2121 "Нива"/LADA 4x4
LADA Sport
ГАЗ-24 "Волга"
ЛуАЗ-969
ЗАЗ-965
Перший український мотоцикл
Найперша мотоколяска К-1В
Перший київський мотоцикл К-1Б
Всі модели ЛМЗ
Історія Mini
Музей в Брюселі
Музей в Турині
Музей в Пекині
Музей в Шанхаї
Гараж Князя Монако
Авто королів XX сторіччя
Гараж Януковича
Китайський автопром
Турецький автопром
Корейський автопром
Авто II світової війни
Автівки Великої Перемоги
Авто Ленд-ліза
Лімузини російських вождів
Київський тролейбус
Київський автобус
Перші українські тролейбуси
Київський швидкісний трамвай
НТУ - 75 років
Перші авто та автоСМІ в Україні
ТОП10+ найстаріших автомобілів в Україні
Автономера Київа за 116 років
Статистика українського авторинку за 100 років
Історія появи українського мото- та велопрому
Скільки авто було продано в Незалежній Україні

Великі особистості Андре Сітроєн, Джорджетто Джуджаро, Луїджи Колані, Фердинанд Порше, Марчелло Гандіні, Mr. Dream Car Олексій Сахновський, Свємпа, київлянин Володимир Вєклич, Філіп Прибилой Д4
 
Зв'язок
Тел.: +38 063 233 43 31
Пишіть нам >>>
Зробити стартовою | У вибране
Експорт новин |
Реклама на сайті
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.