Таку Касахара, президент компании «Хонда Украина»: «Землетрясение в Японии и наводнение в Таиланде на время дистабилизировали наше производство, и эхо этих событий дошло, в том числе, и до Украины. Однако, благодаря совместным усилиям команды «Хонда Украина», а также наших партнеров, нам удалось собрать в кулак все силы и все вдохновение, преодолеть сложный период и добиться роста во всех трех бизнес-направлениях компании».
На фоне целого ряда неблагоприятных форс-мажорных обстоятельств за прошлый год «Хонда Украина» реализовала 3242 автомобиля, что на 8% больше, чем в 2010 году. В несколько раз были увеличены продажи мотоциклов и на 31% повысили продажи силового оборудования, выйдя на показатель – 3704 единиц техники.
Сегодня в рейтинге иностранных автобрендов Honda занимает 15 строку с рыночной долей 1,9%. На моторынке нам удалось подняться в рейтинге всех брендов с 19-ой на 14-ю позицию. Доля Honda на рынке силового оборудования по сравнению с 2010 годом выросла на +0,4% и составила 3,5%.
В связи с землетрясением в Японии и наводнением в Таиланде, 2011 год оказался для Honda Motor Co. достаточно сложным. Всего компания реализовала 3,095,000 автомобилей разного типа (-13% по сравнению с 2010 г.), 16,303,000 мотоциклов (-9%) и 5,549,000 единиц силового оборудования (+2%). На фоне негативных обстоятельств, которые не зависят от компании, мы рассматриваем данные результаты как обнадеживающие. Во многом они были достигнуты благодаря оживлению практически всех автомобильных рынков в октябре-декабре 2011 года и стабильным продажам мотоциклов на развивающихся рынках.
Автомобили
После кризисного 2008 года украинский авторынок по объему продаж сократился более чем на две трети. В 2010 году произошла стабилизация рынка, а в 2011 мы наблюдаем динамичный рост +35,7%. Количество проданных автомобилей в 2011 году, приблизившись к показателям 2004 года, составило 220 619 на фоне 162 595 единиц техники в 2010 .
Основные факторы, определяющие авторынок-2011: общий экономический рост (более +5% ВВП), стабилизация потребительских настроений, начиная с мая; привлекательные программы автокредитования, особенно в первой половине года (17,2% автомобилей продано в кредит в 2011 г. против 11,3% в 2010).
В 2012 году мы прогнозируем рост авторынка приблизительно на 20%. Главными стимулами станут Евро-2012, в связи с которым ожидается приток валюты и оживление покупательской активности, а также предвыборная кампания. Дополнительную надежду вселяет рост ВВП Украины в 2012 году на уровне 2,5%, в соответствии с январским прогнозом ЕБРР.
В 2012 году рост показали все классы автомобилей, за исключением Е (-2,2% по сравнению с 2010 годом). Динамичнее всех развивался класс А +125%, однако его доля в общем объеме рыночных продаж в единицах продукции составляет всего 4,2%.
Важно отметить, что начал восстанавливаться пострадавший во время кризиса класс С, в котором представлены наиболее массовые авто, пользующиеся наибольшим спросом среди украинских потребителей. По сравнению с 2010 годом рост продаж составил 43,8% . Сейчас данный сегмент занимает 38,4% всего рынка автомобилей иностранного производства. Продажи С-класса в значительной степени зависят от кредитования. Есть основания предполагать, что в 2012 году кредитные программы окажутся менее привлекательными для потребителей, поэтому мы прогнозируем, что рыночная доля С класса при росте +30% достигнет 40%, что приблизительно на 6% меньше, чем в докризисный год.
По объему продаж автомобилей иностранного производства класс SUV традиционно занимает второе место. Однако именно с него началось посткризисное восстановление отечественного рынка¬. В 2011 году рост продаж в этом классе составил +35,2%, при рыночной доле 28,7% (-0,8% ). В 2012 году по нашим прогнозам рост SUV останется на уровне общего роста рынка и достигнет порядка 20%.
Также необходимо отметить незначительное снижение относительной доли сегмента автомобилей стоимостью выше 15 тыс. евро (-0,83%), который традиционно является приоритетным для Honda. Наибольший объем продаж на украинском рынке сохраняется за автомобилями в низком ценовом диапазоне от 10 до 15 тыс. евро (+4%).
Прошлый год для компании Honda оказался достаточно сложным. Землетрясение в Японии и наводнение в Таиланда оказали негативное влияние на поставки как готовых автомобилей, так и комплектующих для заводов в США, Великобритании, Турции. В результате в течение нескольких месяцев производственные площадки Honda работали не на полную мощность. Это вызвало недопоставку автомобилей на многие рынки, включая Украину. Ситуация усугубилась тем, что одновременно произошла активизация потребительского спроса и многие покупатели, которые рассчитывали приобрести ту или иную модель Honda, вынуждены были отложить покупку или отказаться от нее. Сейчас ситуация стабилизировалась, но потенциал, связанный с активизацией рынка, был реализован далеко не в полном объеме.
Тем не менее, несмотря на совокупность форс-мажорных обстоятельств, компании «Хонда Украина» удалось реализовать на 8% большее автомобилей, чем в 2010 году (3242 против 2989 единиц техники). И сегодня в рейтинге иностранных брендов Honda занимает 15 строку с рыночной долей 1,9%.
В 2011 году «Хонда Украина» представила на отечественном рынке две новинки. В марте стартовали продажи обновленного Jazz, который получил усовершенствованную бесступенчатую трансмиссию CVT, стал более экономным, улучшил плавность хода, при этом полностью сохранив свою легендарную практичность и вместимость. С апреля украинской аудитории стала доступна новая модификация Accord. Автомобиль получил изменения в дизайне, были улучшены управляемость, комфорт при движении и экологические характеристики.
Среди отечественных автолюбителей наибольшей популярностью пользовался компактный внедорожник CR-V ¬– более 46% всех продаж 2011 года среди автомобилей Honda. Вторую позицию традиционно занимает ACCORD ¬– около 40% продаж. Обновленный Jazz продавался лучше, чем в 2010 году на 2%.
В 2012 году мы планируем продать более 4000 автомобилей, демонстрируя рост около 22%, что соответствует прогнозируемой динамике рынка.
Этот год станет для компании «Хонда Украина» чрезвычайно продуктивным. С января мы уже начали продажи обновленной модели Pilot. 8-местный кроссовер получил модернизированный дизайн кузова и салона, стал более экономичным и еще более комфортным. Весной мы планируем представить украинскому потребителю две новых модели Civic: стильный пятидверный хетчбек, адаптированный к особенностям европейских дорог, который должен составить серьезную конкуренцию в динамично развивающимся С классе, а также надежный и практичный седан, который претерпел множество технологических улучшений.
Осенью этого года будет представлена обновленная версия CR-V – компактного внедорожника, который пользуется высокой и стабильной популярностью как в мире, так и в Украине.
Отдельного упоминания заслуживает Crosstour. Мы впервые будем официально завозить эту модель в Украину. Яркая модель Crosstour сочетает в себе лучшие качества седана и кроссовера.
«Хонда Украина» начинает подготовку к продвижению нашего премиального бренда Acura в Украине. Старт официальных продаж Acura запланирован на 2014 год.
Acura – это не просто автомобиль высочайшего класса, но и определенная философия, которая требует учета множества важных нюансов, начиная от локализации бортовой геолокационной системы и заканчивая обустройством отдельных монобрендовых салонов, выполненных в соответствующем стиле.
Официальное представительство Honda появилось в Украине не так давно, и нашей первоочередной задачей было наладить продажи техники под брендом Honda, расширить дилерскую сеть, упорядочить стандарты качества сервиса. Мы начали готовить почву для Acura еще до 2008 года, однако кризис внес в наши планы очевидные коррективы. Чтобы отвечать всем требованиям философии Acura, нам необходимо пройти через определенный подготовительный период, который при данных обстоятельствах займет не меньше двух лет.
Одновременно мы отмечаем позитивные изменения на рынке в категории продвинутых транспортных средств. Сегмент автомобилей, к которому относится Acura, оказался наиболее устойчивым во время кризиса. Мы прогнозируем сохранение этого тренда, что к 2014 году создаст благоприятные объективные условия для официального запуска Acura в Украине.
Мы уверены, что такой уникальный премиальный бренд, как Acura сможет как нельзя лучше удовлетворить спрос украинских потребителей в этом сегменте.
Мотоциклы
Пиковым годом для мотопродаж в Украине был 2008 – 17,366 реализованных единиц техники . В 2009 году продажи снизились более чем вдвое (9,239 единиц), но уже в 2010 году наметилась стабилизация рынка (8,056). В 2011 году рынок остался фактически на уровне предыдущего года, продемонстрировав небольшое падение -1,13%, что соответствует 7,965 проданным мотоциклам.
При этом, необходимо отметить устойчивую тенденцию – увеличение доли качественных брендов. В первый посткризисный год процент мотоциклов ведущих производителей (Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki, BMW, Harley Davidson) в общей структуре продаж составлял 12% . В 2010 году – 17%, а в 2011 – уже 24%. Соответственно, доля китайских дешевых производителей, которые в наибольшей степени ощутили влияние экономической рецессии, неуклонно снижается. Этот весомый фактор способствует реализации стратегии «Хонда Украина» по развитию мотоциклетного бизнес-направления и достижению первых позиций на рынке.
Объем украинского моторынка сегодня настолько невелик, что статистические данные приходится интерпретировать с крайней осторожностью. Очевидно, что в Украине наибольшим потенциалом роста обладает сегмент малых недорогих мотоциклов с объемом двигателя 125 см3, оптимальных для экономных поездок по городу при любой загруженности дорог. В прошлом году в Украине было зарегистрировано 2885 мотоциклов этого типа. Это на 13% меньше, чем в 2010 году. Снижение абсолютных показателей в этом сегменте происходит за счет китайских брендов. В любом случае, в общем объеме рынка на малокубатурный сегмент приходится львиная доля продаж.
Несмотря на то, что доля дорогих брендов постоянно растет, данный сегмент рынка в товарном выражении невелик. По нашим оценкам, в 2011 году в этом сегменте было продано всего около 1,5 тыс.
Компания «Хонда Украина» начала мотобизнес в октябре 2010 года. Фактически за год Honda переместилась в рейтинге всех брендов, представленных на украинском рынке, с 19-ой на 14-ю позицию. В 2011 году в линейке Honda наибольшей популярностью пользовались чопперы, туреры и нейкиды.
Среди новинок, представленных на отечественном рынке в 2011 году: полностью обновленный малокубатурный CBR 125 R и VFR 1200FDB – первый в мире мотоцикл с автоматической коробкой передач и двойным сцеплением.
На 2012 год «Хонда Украина» планирует увеличить продажи более чем на 100%.
На 2012 г. мы прогнозируем общий рост рынка в пределах 10%. При этом доля дорогих брендов в совокупности продаж мотоциклов увеличится еще на 10-15%.
На развитие рынка окажут позитивное влияние такие интегральные факторы, как Евро-2012 и парламентские выборы. В этом году практически все крупные бренды предложат украинскому потребителю привлекательные цены и высокий уровень обслуживания на базе уже достаточно развитой дилерской сети. Кроме того, мы ожидаем качественный рост мероприятий спортивного характера и событий, популяризирующих мотокультуру. В соответствии с нашей стратегией выхода на первые позиции мотоциклетного рынка, «Хонда Украина» будет принимать самое активное участие в байкерской жизни страны.
В 2012 году компания впервые проведет собственное мероприятие для байкеров под названием Honda Gymkhana . Это будет соревнование с большой долей социальной составляющей, посвященное искусству вождения мотоцикла в городских условиях.
В 2011 году «Хонда Украина» стала генеральным партнером Чемпионата Украины по шоссейно-кольцевым мотогонкам и приняла решение усилить свое присутствие на гоночном треке в 2012 году. «Хонда Украина» впервые выступит официальным спонсором одной из команд, которая будет участвовать в гонках на хорошо зарекомендовавшем себя мотоцикле CBR 1000 RR Fireblade. Также необходимо отметить, что в этом году запускается один из двух треков официальной трассы MotoGP под Евпаторией, на котором и пройдет финальная часть соревнований. Принимая во внимание участие Honda и открытие новой трассы такого уровня, мы рассчитываем на существенный подъем зрительского интереса к этим захватывающим гонкам.
В апреле ожидается открытие Международной выставки мототехники «Мотобайк». Это единственное мероприятие такого типа в Украине, которое с каждым годом привлекает все больше посетителей. В 2011 году мы продемонстрировали украинской публике всю мототехнику, доступную в Украине, и надеемся показать расширенный модельный ряд в этом году.
Наши планы на 2012 год предполагают планомерное расширение модельного ряда, который способе удовлетворить спрос украинских байкеров самого разного профиля. Во-первых, мы хотим расширить перспективную линейку малокубатурных мотоциклов моделями GLH125 и XR125. Надежные, маневренные, безопасные и, что немаловажно для украинского потребителя, доступные, они вполне могут претендовать на роль «первого мотоцикла», который с легкостью решит проблему напряженного трафика в часы пик.
Для тех, кто равняется на класс спортивных байков, мы предложим обновленную модель CBR 250 R. Этот одноцилиндровый мотоцикл начального уровня достаточно сбалансирован, чтобы давать максимум адреналина за разумные деньги. Кроме того, в 2012 году обновляется легендарный CBR1000RR Fireblade, который уже двадцать лет пользуется стабильной популярностью среди любителей езды на предельных скоростях.
Доработанный спортивный турер VFR в версии 2012 года порадует сочетанием первоклассного комфорта, легкой маневренности и превосходных ходовых качеств. Наконец, поклонникам мототуризма будет предложен обновленный легендарный турер GL1800 Gold Wing, который с этого года производится не в США, а в Японии.
«Хонда Украина» продолжит поддерживать проекты, направленные на популяризацию мотокультуры в Украине. Наша задача – планомерно двигаться к верхним позициям на рынке Украины, реализуя имиджевый и маркетинговый потенциал мотонаправления Honda. Несомненно, 2012 год станет одной из заметных вех в реализации этого стратегического плана.
Силовое оборудование
После резкого обвала в 2008 году (-54%), рынок силового оборудования сразу же начал восстанавливаться, причем достаточно быстрыми темпами. В 2009 году по всей Украине было продано 89100 единиц техники, в 2010 – 98500 (+11%), а в 2011 уже 113400 (+15%). Есть все основания рассчитывать, что данная тенденция сохранится и в 2012 году, в котором мы ожидаем рост порядка 25%.
Помимо усиления активностей крупных брендов, которые, предлагая высокое качество продукции, конкурентные цены и все более широкую дилерскую сеть, планомерно вытесняют китайских производителей, среди основных двигателей рынка необходимо отметить рост коттеджных городков в непосредственной близости от областных центров. Стиль «жизнь за городом – работа в городе» становится все более популярным в Украине, соответственно, растет и спрос на продукцию, способную обеспечить необходимый уровень бытового комфорта.
В общей структуре рынка по количеству проданных единиц техники в 2011 году доминирует сегмент мини-электростанций – 40% рынка, 46300 реализованных единиц в Украине. На долю грунтофрезов приходится 17% и 19200 единиц. Третье место делят мотопомпы – 12% рынка, 14000 единиц проданной техники и мотокосы – 11%, 12200. В целом, такое соотношение сегментов сохранится и в 2012 году.
В 2011 году в данном направлении бизнеса «Хонда Украина» продемонстрировала существенный рост +31%, что вдвое превышает темпы роста всего рынка. В 2010 году компания реализовала 2823 единицы силового оборудования, в 2011 году – уже 3704.
Наша доля на рынке силового оборудования по сравнению с 2010 годом выросла на +0,4% и составила около 3,5%. Позиции «Хонда Украина» в категориях следующие: в сегменте мотопомп (9,8%), двигателей общего назначения (1,7%) и лодочных моторов (7,6%).
В 2011 году мы представили на украинском рынке более десятка новых моделей в разных сегментах. Основной акцент был сделан на расширении бюджетной линейки. Отдельного упоминания заслуживает газонокосилка HRE330, которая стала первой электрической газонокосилкой Honda, официально доступной украинскому потребителю.
В 2012 году мы планируем повысить продажи силового оборудования на 30% и усилить наши позиции во всех сегментах рынка.
«Хонда Украина» продолжит расширять линейку силового оборудования как более доступными моделями, так и глобальными новинками, которые будут представлены в Украине практически одновременно с другими европейскими рынками. В частности, в 2012 мы начнем реализацию первого лодочного мотора Honda BF250 на 250 л.с. До этого компания выпускала навесные лодочные моторы с максимальной мощностью 225 л.с. Новинка была впервые продемонстрирована мировому сообществу в 2011 году на International Boat Show в Генуе. Продажи в Украине начнутся в мае 2012.
Подробнее о Honda в Украине
|