Участники круглого стола отметили, что в обществе существует запрос на дешевые автомобили из Европы. Существует миф, что стоит только отменить налоги и в Украину хлынут иномарки по 300-1000 евро. Политтехнологи выявили эту общественную инициативу и пытаются использовать в различных политических манипуляциях. Например, генеральный директор ВААИД Олег Назаренко сразу же опроверг эту сказку.
«Хочу напомнить, что Украина подписала договор об Ассоциации с ЕС в рамках которого взяла на себя обязательства, в том числе и в области экологии. С 1 января 2016 года в Украине действуют нормы Евро-5, которым соответствуют европейские авто только с 2009 года. А такие авто в ЕС тоже не дешевые. Не стоит мечтать, что к нам поедут машины, которые продаются на сайтах Европы за 300-1000 евро. Они все не соответствуют Евро-5 и их по законодательству невозможно будет зарегистрировать. Закон предусматривает с 1 января 2016 года только нормы Евро-5 и выше. Таковы были требования самого ЕС. И Украина их взялась выполнять и выполняет. Скажу больше, с 2018 года будут действовать вообще нормы Евро-6, а им будут соответствовать лишь 2-3-летние автомобили. Поэтому миф о дешевых авто из Европы, кочующий в СМИ, это всего лишь миф. Этого никогда уже не будет».
Яценюк поручил готовить отмену пошлин на бу автомобили
Украинский авторынок в марте вырос на 98%
В качестве доказательства, каким стал рынок б-у автомобилей, директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик привел статистику импорта с Гостамслужбы за 2 месяца 2016 г. «Как известно, с 1 января 2016 г действуют нормы Евро-5. Мы проанализировали, как же поменялась структура импорта подержанных автомобилей за это время. И вот что говорят цифры. За 2 месяца было импортировано в Украину 2586 автомобилей (+6,2% к прошлому году), но 96% из них – это уже авто 2009-2015 г.в. Подавляющее большинство из этого числа (68%) – это автомобили 2011-2012 г.в.
Где в Украине нет спада продаж автомобилей
Украинский авторынок перемещается в «серую» зону
Кто сегодня покупает в Украине новые автомобили
А теперь давайте посмотрим, что же это за автомобили. И как выясняется, это – далеко не дешевые авто, а в основном бизнес и премиум-класса. Но самое парадоксальное, что едут к нам они уже не из Европы, а из России. За тот же период импорт автомобилей из РФ по отдельным моделям достигает 25-50%.
Почему же такое произошло? Сергей Боровик считает, что причина в экономической плоскости. Из-за девальвации рубля и разницы в ценообразовании на рынках, подержанные авто в России значительно упали в цене. Если взять тот же Renault Megane одинакового года выпуска, то в похожем состоянии он в Украине стоит $12000, в ЕС - $14000, а в России - $7100. Такая же картина по VW Passat и по Mercedes-Benz E-Class.
Таким образом, снижая или отменяя налоги на б-у авто, в Украину поедут машины не из Европы, а из России. И валюта граждан будет выводиться в РФ и будет работать на экономику России, страны-агрессора. – резюмировал Сергей Боровик.
Директор по маркетингу Группы компаний «АИС» считает, что инициатива депутатов, которую почему-то поддержал и премьер-министр Арсений Яценюк, легализировать временный ввоз автомобилей на иностранных номерах – это самая что ни есть контрабанда авто вообще без уплаты налогов. Мало того, что государство не получает с этого вообще никаких налогов, так это разрушит вообще всю систему автобизнеса, страхования в Украине. Иностранному авто не нужны украинские страховки, а кто будет оплачивать штрафы за нарушение ПДД, кого и где искать, если владелец авто за границей?
Кроме того, такие действия полностью разрушат украинский цивилизованный авторынок и автобизнес, как таковой. Западная Украина будет ездить на польских и словацких номерах, а Восточная – на российских. И все это без единой копейки налогов!
Сергей Боровик отметил, что 10-15 лет в украинский автобизнес инвестировано всеми участниками рынка почти 2 млрд. долларов, было создано 12 производителей, открыто более 1000 современных автосалонов. Только в сфере торговли и сервиса работало 50000 человек, из которых уже половина была уволена за последние 2-3 года. А новых рабочих мест для них никто так и не создал.
В Украине вырос уровень автомобилизации. Лидирует Киев
Украина отменила спецпошлину на автомобили из Узбекистана
И на последок, г-н Боровик отметил. Что общее количество операций с автомобилями в год – это максимум 500 тыс. сделок. То есть популистские инициативы, с которыми выступают депутаты, затрагивают максимум 1% населения. За 5 лет, пусть это будет 5% населения. Но вот расплачиваться за них придется всем.
Вице-президент корпорации «УкрАвто» Олег Папашев также прогнозирует, что государство в замен отмены пошлин или акцизов будет искать компенсацию в других налогах. «Вспомните, у нас уже отменяли транспортный сбор и сбор за первую регистрацию, но тут же повышали или акциз на топливо, или акциз на автомобили. Поступления от импорта автомобилей – это миллиарды гривен. Если отменят эти налоги, то бюджет тут же уйдет в минус. Значит, эту популистскую идею будут оплачивать все граждане Украины из своих карманов», - считает Олег Папашев.
Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко не ожидает отмены пошлин на б-у автомобили до конца года. «Я скажу больше, у нас нет отдельной пошлины на новые и б-у автомобили. В законе пошлина на автомобили единая. И если ее отменят, как поручил Арсений Яценюк, то отменят и на новые, и на б-у автомобили. Я в прошлые годы всегда выступал за отмену пошлины. Это – сплошная коррупция. Ведь пошлина платится с инвойсной цены. А вот акцизный сбор все платят, потому что он фиксированный. И тут нет коррупции. Поэтому лоббисты и требуют отмены акцизного сбора. Он им мешает, а пошлину и НДС они уже научились минимизировать. Знаете какую цену заявляли при растаможке Tesla Model S? Я видел декларации – 80000 грн. А Nissan Leaf за сколько растаможили? 900 гривен, задекларировав его за 9 тыс. гривен. ».
«Как импортер, я конечно же поддержу отмену пошлин, но как гражданин, я понимаю, что на данном этапе для государства это - абсурдная и популистская идея».
Исполнительный директор Ассоциации «Укравтопром» Ефим Хазан подчеркнул, что нынешняя величина пошлины на автомобили уже не является стимулом для создания производства автомобилей в Украине. «Когда пошлина была 25% - у нас появлялись заводы и производства, а когда она стала 10% - производить стало менее выгодно, чем импортировать. Идет целенаправленное уничтожение промышленного потенциала Украины.»
Олег Папашев в доказательство привел такие цифры: «Еще в начале 2000-х доля перерабатывающей промышленности в Украине достигала 32%, в последние годы этот показатель упал до 11%. Еще пройдет пару лет и будет 9% - уровень банановых республик. Я полностью согласен, что должен быть равный доступ на рынок разных товаров. Но люди должны иметь рабочее место и достойную зарплату, чтобы иметь возможность покупать себе автомобили, какие им хочется. Иначе может так оказаться, что пошлины отменят, а покупать автомобили людям будет уже не за что. Страна должна что-то производить, создавать высокую добавленную стоимость, а для этого должно быть выгодно инвестировать в производство. Тогда будут рабочие места, достойная зарплата и возможность покупать разные автомобили. Другого пути просто нет.»
Директор по развитию компании «Рено Украина» Оксана Борейко отметила, что автомобильный рынок только-только начал подавать симптомы восстановления. Без единой поддержки со стороны государства, как в других странах, без кредитов, без льгот, без субсидий. «Пожалуйста, не мешайте авторынку. Помогать не надо, но не уничтожайте целую отрасль».
В Украине хотят разрешить временный ввоз автомобилей сроком на 1 год
Кабмин предлагает снова разрешить беспошлинный ввоз авто дипломатами
Напомним, что на заседании в среду 6 апреля премьер-министр Арсений Яценюк дал поручение Министерству финансов, Министерству экономразвития и торговли, Государственной фискальной службе подготовить законопроект по отмене импортной пошлины на подержанные автомобили. Притом готовить отмену пошлин будут в авральном порядке и представить уже на следующем заседании Кабмина 8 апреля. К чему была такая спешка? - мы скоро узнаем. .
|