Вторая Мировая была не только войной идеологий. Это была война моторов. На всех континентах в этой войне участвовало свыше 3,5 миллионов автомобилей.
Автомобиль, который исколесил практически все дороги Второй мировой и стал легендой - ГАЗ АА или «полуторка». Это модернизированная копия Ford AA, которую выпускали в СССР на заводе им. Молотова. Полторы тонны веса грузовичок перевозил с мотором объемом 3285 см3 и мощностью 40 л.с. ГАЗ-АА был в свое время самым массовым грузовиком в СССР. Именно на плечи «полуторки» легли все грузы войны.
Вторым трудягой, и поистине культовым грузовиком на войне был ЗИС-5, который имел грузоподъемность 3 т. В народе он получил названия «Захар», «Захар Иванович», «Трехтонка». По своей надежности ему не было равных. У ЗИС-5 мотор был мощностью 73 лошадки. Для производства ЗИС-5 была приобретена лицензия американской компании Otokar. Именно на этот автомобиль установили знаменитые реактивные установки «Катюша».
В первые месяцы войны на фронтах не было даже армейского штабного автомобиля. Его роль выполнял обычный легковой ГАЗ М1 «Эмка». Так в народе называли первую массовую советскую легковушку. Ее выпуск олицетворял победу социализма в СССР, хотя сам автомобиль имел ярко выраженные буржуазные корни. Его прототипом был американский Ford B.
Главное их отличие в том, что на Ford стоял мотор V8, а на советских «Эмках» - 4-х или 6-цилиндровый силовой агрегат. Была даже легенда о том, что сложность освоения выпуска 8-цилиндрового мотора подтолкнула советских торгпредов тайно просить содействия Геринга передать СССР через подставную фирму в Швейцарии документацию на мотор из европейского отделения Ford. Где, к тому же, все размеры были в миллиметрах, а не в дюймах, как на американских чертежах.
К концу 1941-го появился ГАЗ-64 (было выпущено всего 686 штук), а в 1942-м начали поступать первые ГАЗ-67.
Армейский внедорожник ГАЗ-67 в свое время называли – ХБВ (Хочу Быть Виллисом) или просто «козликом». За полноприводную проходимость и жесткость упрощенной конструкции. С бензиновым мотором объемом 3285 см3 ГАЗ-67 мог ехать со скоростью 90 км/ч.
Классический Willys MB, которых было немало в армии, имел под капотом бензиновый мотор объемом 2199 см3 и мощностью 60 л.с. Привод – полный. Такие авто поставлялись в Советскую Армию, как гуманитарная помощь от союзников в ВОВ.
Как гуманитарная помощь союзников в Советскую Армию поступали и американские Dodge. Это – внедорожник WC 52 и трехосный кабриолет WC 63. Моторы у обоих авто одинаковые V6 объемом 3772 см3 и мощностью 92 л.с. Только у трехосного варианта в 2 раза больше грузоподъемность – до 1500 кг.
Грузовой военный Studebakker US6 тоже поставлялся в СССР, как помощь союзников. Под капотом бензиновый V6 объемом 5242 см3 и мощностью 95 л.с.
Почему Янукович начал коллекционировать авто у себя в гараже
Horch 901 Typ 40 1941 года, который стоит в музее Audi имеет мотор объемом 3,8 литра мощностью 90 л.с. и способен разогнаться до 90 км/ч, потребляя при этом 25 литров на 100 км пути. Зато он мог проехать практически везде. В комплекте к полному приводу были лопата и кирка. Это - дебют полного привода и мотора V8, который состоялся на автосалоне в Берлине в 1936 году. Армейский вариант – не продавался.
Музей Audi: роскошь, скорость и экономичность
Кабриолет Tempo G 1200 1938 г только на первый взгляд кажется прогулочным. У этой армейской машины полный привод, благодаря тому, что на каждой из осей – свой 2-тактный 2-цилиндровый мотор. Каждый объемом по пол кубика и мощностью 19 л.с. Причем, с условиях обычного движения, один из моторов мог отдыхать. Пружинная подвеска автомобиля сделана так, что на бездорожье каждое из колес может находиться в своей плоскости, благодаря чему преодолеваются самые сложные препятствия. С 1936 по 1943 год таких внедорожных кабриолетов было выпущено почти полторы тысячи.
Прадедушка Gelandewagen – Mercedes-Benz G4 1938 года. На нем ездил сам фюрер. А также – его сатрапы генералы Муссолини и Франко. Три ведущих оси, 8-цилиндровый мотор объемом 5,4 л и мощностью 110-115 л.с. давали большие возможности для передвижения по пересеченной местности. Коробок передач было две - 5-ст для трассы и скоростной редуктор для оффроада. Таких внедорожников было построено всего 72. После Второй Мировой некоторые из них переделали в пожарные машины.
Привычные автомобили с необычными техническими решениями. Наш репортаж
Многие из ветеранов Второй мировой до сих пор на ходу. Их отреставрировали участники клубов военно-исторической реконструкции. Например, Opel Blitz грузоподъемностью 3000 кг. Эти грузовики оснащались 6–цилиндровыми карбюраторными двигателями рабочим объемом 3626 см3, мощностью 68 л. с. (с 1939 г. – 75 л. с.). С 1937 по 1944 год данная модель выпускалась на заводе в Бранденбурге, но после бомбардировок опелевского завода, с 1944 года их аналоги шли в войска и под именем Mercedes-Benz L701 и выпускались на предприятии Daimler.
До сих пор ездят и 3-осные Henschel 33D1 грузоподъемностью 3500 кг с колесной формулой 6x4 и 6х6. Фирма «Хеншель» (из города Кассель) начала выпуск этих грузовиков еще в 1934 году. На автомобиль устанавливался 6–цилиндровый дизельный двигатель рабочим объемом 9123 см3, мощностью 100 л. с. и он имел кабину с брезентовой крышей.
Внешне сильно напоминает нашу «полуторку» ГАЗ-АА уникальный Citroen 23. Но роднит их только время производства и грузоподъемность – 1,5 т. Капотные Citroen 23U с колесной базой 3380 мм и длиннобазные 23LU (3750 мм), унифицированы по агрегатам с легковой моделью 11CV и оснащенны 1,9-литровым мотором мощностью 42 л.с. С полной массой 3520 кг они развивали скорость 70 км/ч. С конца 1930-х годов выпускался армейский вариант Т-23 (23R), где мощность прежнего двигателя увеличили до 48-сил. Только в Вермахте машин 23 серии было около 6 тыс. единиц. Поставлял технику вермахту и концерн «Рено», который выпустил в 1940–1944 годах 35 000 грузовиков, большинство из которых воевало в германской армии.
VW Type 82 или Kübelwagen. Армейский автомобиль, максимально унифицированный по механической начинке с гражданской моделью KdF-Wagen. Его разработали на заводе Volkswagen в 1938 году (первый прототип был сконструирован Ф. Порше ещё в 1936 г.), и он получил обозначение KdF Тур 62 или VW Тур 62. В том же году были собраны первые 30 автомобилей. После испытаний и доработок прототип получил новое обозначание KdF Typ 82 или VW Typ 82. В серийное производство пошёл с ноября 1940 года, в вермахте был стандартизирован как Kfz.1 (нем. Kraftfahrzeug —- «автомобиль»). Автомобиль отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колёсными редукторами, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом, 16-дюймовыми колёсами (в версии для африканской пустыни — с большей шириной протектора).
В 1930-е годы простые "кюбельвагены" для Вермахта выпускали многие немецкие автомобильные фирмы. Самые простые и недорогие машины предлагали относительно небольшие компании "Адлер" (Adler), БМВ (BMW), "Вандерер" (Wanderer), "Ганомаг" (Hanomag), ДКВ (DKW), "Штёвер" (Stoewer) и другие. Обычно они выпускали только шасси, а кузова различных видов, конфигурации и комплектации на них устанавливали специализированные кузовные изготовители "Ауэр" (Auer), "Аккерманн" (Ackermann), "Амби-Бадд" (Ambi-Budd), "Бауэр" (Bauer), "Гаубшат" (Gaubschat), "Глэзер" (Glaser), "Трутц" (Trutz), "Эрдманн унд Росси" (Erdmann & Rossi) и многие другие. Самый обширный ряд прочных и наиболее качественных моделей предлагал концерн "Даймлер-Бенц", а также фирмы "Опель" (Opel) и "Хорьх. (Horch). Но самым известным "кюбельвагеном" считается Volkswagen 82. К слову, Kübel в переводе с немецкого – «ведро».
На ходу в клубах военно-исторической реконструкции и полугусеничный бронетранспортёр Sd. Kfz. 251 Ausf, который использовали во многих подразделениях немецких войск. Благодаря гусеничному приводу он обладал хорошей проходимостью и мог нести различное вооружение и перевозить под броней личный состав.
Автомобили времен Великой Отечественной войны были замечены в Киеве
Как и живых ветеранов, такой техники остается все меньше. И независимо от того, на чьей стороне она воевала, машины Второй мировой помогают сохранить нам память о том, что было на самом деле. И как это было.
С Днем Победы!
Автомобили на фронтах Второй мировой войны
Автомобили времен Великой отечественной войны опять оказались в строю
Автомобили Великой Победы: малоизвестные факты, о легендарных авто
Мотоциклы Победы: Бронированные доспехи
|