Объемы производства колесной техники по всем заводам корпорации увеличились до цифры в 210 единиц. Корпорация «Эталон» смогла вернуться на 2-е место на рынке автобусов и занять 22%. Однако значительно нарастить продажи в 2019 году не позволил целый ряд факторов. И ключевой из низ был по-прежнему очень слабый спрос со стороны коммерческих перевозчиков. Львиную долю продаж в 2019 году составили школьные автобусы, которых «Черниговский автозавод» выпускает в 11 модификациях.
В 2019 году заводы корпорации продолжили разрабатывать новые модели. Была завершена сертификация в ЕС туристической модели Эталон А084 «Тюльпан» с двигателем DAF (Евро-6), которая заняла почти 2 года и обошлась заводу в 2,5 млн. гривен. В прошлом году был представлен 12-метровый низкопольный автобус Эталон А122.20 с двигателем Ashok Leyland Евро-5, а сейчас уже проходит сертификация в ЕС модели А122.21 с двигателем IVECO Евро-6. По ее завершению, городские автобусы «Эталон» смогут быть представлены и на европейском рынке.
В Украине выпустили самую роскошную версию автобуса
«Черниговский автозавод» продолжает усовершенствовать и свои троллейбусы семейства «Барвинок». Уже подготовлена техническая документация для модификации троллейбуса Т121.31 с новой системой управления и аккумуляторными батареями увеличенной мощности и автономным ходом до 1 км. Притом, проехать это расстояние троллейбус сможет с полной загрузкой и на скорости до 10 км\ч. Например, чтобы объехать препятствие на линии или для переезда к другой контактной сети. Следующая модификация троллейбуса, которую уже в феврале представит ЧАЗ – это так называемый электробус с динамической подзарядкой и автономным ходом 20 км. Такое решение на базе троллейбуса Т122.20 позволит значительно расширить существующие троллейбусные маршруты в городах без строительства дополнительных контактных сетей.
Еще одно перспективное направление для развития корпорации «Эталон» - это выпуск собственных трамваев. С этой целью была разработана техническая документация по трамвайному вагону TR3100, в котором используются колесные тележки старых трамваев. Такое решение позволит предложить трамвай с новым кузовом, но по цене в 2 раза ниже, чем у полностью нового. Сейчас в Чернигове уже приступили к производству первого трамвайного кузова.
В Украине появится еще один производитель трамваев
Вернется корпорация «Эталон» и на рынок грузовых автомобилей. На новой площадке «БАЗтехсервис» в г. Бровары началась сборка грузовиков Ashok Leyland Boss T12230. Грузовик будет представлен в двух вариантах колесной базы 4,5 и 5,1 м, оснащен дизельным двигателем 5,8 л мощностью 224 л.с. (Евро-5) и имеет грузоподъемность 12 т.
«Эталон» предложит Ashok Leyland Boss T12230 в исполнении бортовой, борт-тент, фургон, а также с установленным краном-манипулятором. В дальнейшем будут представлены и различные коммунальные версии на базе этого грузовика.
В Украине реанимировали авторемонтный завод
Как видим, новинок у «Эталон» будет не мало. Но, тем не менее, довольно крупный производитель с давней историей остался за «бортом» массовых закупок городами автобусной и троллейбусной техники, которые финансируют Европейский инвестиционный банк и ЕБРР. Как сообщил президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко, оборот корпорации за 2019 год составил более 1 млрд. гривен, а налогов было уплачено на сумму почти 140 млн. гривен. Тем не менее, «Эталон» не проходит по критериям, которые выдвигают в качестве требований европейские институции – иметь объем поставок $100 млн. одной модели. В итоге, украинские города закупают автобусы и троллейбусы белорусского производства, хотя могли бы приобретать отечественные, украинские. Мы даже могли бы предложить их дешевле, но нас просто не допускают к этим тендерам», - подчеркнул Владимир Бутко.
«Еще один яркий пример – это тендера через систему Prozorro. На первый взгляд победителя определяют честно и прозрачно, по лучшему ценовому предложению. Только в одном из тендеров было прописано условие, что высота автобуса должна быть 2900 мм, а у нашего – 2970 мм. В итоге, наша заявка с более низкой ценой отклонена, а государство только на одном тендере оплатило на 20 млн. гривен больше. И, к сожалению, подобных примеров, когда местные чиновники прописывают один из параметров будущей закупки под конкретного производителя – предостаточно. И жаловаться – бесполезно, закон им это позволяет», - продолжает президент корпорации «Эталон».
Корпорация «Эталон» в 2019 году зайдет в новые сегменты украинского рынка
«Но самая большая проблема для нас – это не экономическая ситуация, не тендеры и не рынок, а отток кадров. Если государство в ближайшее время не займется этим вопросом, скоро не будет кому работать на заводах, не кому будет создавать добавленную стоимость. Поэтому мы планомерно повышаем заработную плату на своих предприятиях, стимулируем работников различными льготами, чтобы хоть как-то их удержать. Но государство почему-то считает, что закупать автобусы лучше за границей, а не у отечественного производителя. И мы опять оказываемся в неравных условиях», - резюмировал Владимир Бутко.
Тем не менее, в корпорации «Эталон» намерены пробиваться на рынок ЕС и планируют реализовать около 50 единиц автобусов «Тюльпан» в странах ЕС в 2020 году, а после завершения сертификации, начать продажи в ЕС и 12-метровых городских автобусов «Астра».
«Черниговский автозавод» завершает разработку электробуса с динамической подзарядкой и городского автобуса Евро-6
|