В Корпорации «Эталон» рассказали, как карантин помог ей открыть новые резервы
О том, что отечественные производители транспорта давно находятся на грани выживания, всем тоже давно и хорошо известно. И с каждым годом выживать им становится все сложнее. При этом, как сообщил AUTO-Consulting вице-президент Ассоциации УкрАвтопром Ефим Хазан, в нынешнем году государство не купило у отечественных производителей ни одного автобуса большого и особо большого класса. А в общем объеме закупок этого транспорта за прошлый год, доля автобусов украинского производства составила всего 5%. В то же время, активно закупались белорусские автобусы МАЗ. По мнению господина Хазана, украинские производители вполне способны полностью обеспечить страну автобусами и троллейбусами всех классов собственного производства. Производственный потенциал наших предприятий составляет более 8000 автобусов в год. А ситуация, которая сложилась у нас с закупками автобусов и троллейбусов белорусского производства, не способствует развитию отечественного автопрома. Поэтому, по инициативе предприятий Ассоциации “УкрАвтопром” сегодня Министерство экономического развития и торговли совместно с межведомственной Комиссией по международной торговле, рассматривает заявление о введении мер против белорусской техники. Наши производители не в состоянии конкурировать даже на нашем внутреннем рынке, с продукцией, которую датирует белорусское правительство.
Генеральный директор ООО “Черниговский автозавод” Андрей Савченко сообщил AUTO-Consulting, что модельный ряд ЧАЗ ежегодно обновляется. На сегодняшний день он состоит из автобусов 1 класса (4 модели), 2 класса, школьных автобусов (2 модели, 7 модификаций), троллейбусов 2-х модификаций. Если раньше ЧАЗ производил 300 единиц техники в месяц, то в 2020-м за весь год было выпущено всего 205 транспортных средств. При том, что потребности рынка выросли и города закупали общественный транспорт.
Как в автобусных тендерах устранили конкуренцию в системе PROZORRO
Относительно закупок муниципалитетами автобусов МАЗ, в Корпорации “Эталон” есть собственный опыт. По информации директора Торгового дома “Эталон Авто” Вадима Шкарупина, в 2020 году на средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) украинскими муниципалитетами был закуплен 271 автобус. Из них - 249 автобусов белорусского производства. Только Киев закупил 200 белорусских автобусов.
Троллейбусов в прошлом году было закуплено 300. Половина из них - белорусские или собранные на базе белорусских машинокомплектов. В результате, как сообщил AUTO-Consulting директор Торгового дома “Эталон Авто” Вадим Шкарупин, финансово проигрывают и городские общины, и государство в целом. Когда приобретаются автобусы выпущенные в Украине, предприятие платит в государственный бюджет все налоги. И они высчитываются из объема закупки. А когда приобретаются автобусы импортного производства, то импортер платит только налог со своей маржи. И это - в десятки раз меньше, чем налоги с техники отечественного производства. По расчетам господина Шкарупина, только за прошлый год, из-за закупки импортного транспорта, бюджет недополучил минимум 300 млн. грн. И это - только по НДС.
В Украине появится еще один производитель трамваев
Корпорация "Эталон" приступила к сборке своего первого трамвая
Что касается потерь городских общин, то они тоже очевидны. Не смотря на то, что средства на закупку транспорта выделяют ЕБРР или ЕИБ, их все равно в течение многих лет придется возвращать общине. Вадим Шкарупин привел пример тендера в Тернополе, на закупку 15 автобусов, где “Эталон” выиграл. И украинские автобусы были примерно на 17 тыс. евро дешевле, чем МАЗы. Каждый!
А вот на тендере в Николаеве, с расчетным количеством закупки в 50 автобусов, по словам Вадима Шкарупина, техническая документация составлена так, что по ней не проходит ни один автобус..., кроме МАЗа. В данном случае, автобусы “Эталон” - примерно на 30 тыс. евро дешевле МАЗа. Легко посчитать, сколько фактически может переплатить николаевская община.
Но и это еще не все. Как сообщил AUTO-Consulting президент Корпорации “Эталон” Владимир Бутко, условия тендеров ЕБРР и ЕИБ часто ограничивают доступ украинским предприятиям достаточно сложными требованиями. Например, наличием действующих контрактов, не меньше, чем на 8 млн. евро. А это - стоимость примерно 40 больших пассажирских 12-метровых автобусов. Или - около 10% годового объема нашего рынка.
В Польше будут ездить украинские автобусы
Чернигов закупит 4 троллейбуса Эталон Т121
Есть также требование о больших экспортных поставках на протяжении 15 лет. В Украине далеко не каждый производитель автобусов соответствует таким требованиям. Не говоря уже о большом количестве чисто технических условий. Часто надуманных.
В Корпорации проанализировали условия тендеров по закупке городского транспорта на средства ЕБРР и ЕИБ, и пришли к печальным выводам. Эти условия очень часто словно специально прописаны под белорусские автобусы МАЗ. В результате, автобусы “Эталон” нередко даже не допускаются к участию в таких тендерах.
По словам господина Бутко, не только у ЕБРР и ЕИБ есть симпатии к МАЗу. Когда такие отечественные банки, как например, “Ощадбанк” или “Укргазбанк” выдают кредиты на покупку или лизинг белорусского транспорта, Государственный банк Белоруссии компенсирует им 3% кредитной ставки. Не говоря уже о том, что продукция МАЗ, как государственного предприятия, датируется правительством Беларуси. А значит - уже на старте имеет ценовое преимущество. Из-за этого, украинским производителям, если они все-таки попадают на тендер, вынуждены продавать свою продукцию чуть ли не в убыток.
Поэтому господин Бутко призывает всех крупных отечественных производителей автобусов - корпорации “Богдан”, “Электронтранс”, УкрАвто”, “Атаман” поддержать обращение “Эталона”. В частности, чтобы отечественные производители имели в тендерах равные рыночные условия. Речь идет не только об “Эталоне”.
К сожалению, отсутствие государственной поддержки, - не единственная проблема отечественных производителей. По мнению господина Бутко необходимо усовершенствовать работу системы Prozorro, через которую по государственной программе проходят закупки школьных автобусов.
“Эталон” уже не первый год выпускает автобусы такого класса, которые имеют все необходимые сертификаты. Но уже не первый год… сталкивается с, мягко говоря, непонятными и интересными требованиями. Как сообщила AUTO-Consulting директор по продажам ООО “Черниговский автозавод” Наталия Бачурна, в 2019 году, вдруг оказалось, что высота школьных автобусов “Эталон” на сантиметр не соответствует критериям. Эту претензию удалось убрать в судебном порядке. В 2020-м появилась новая претензия - к ширине школьных автобусов “Эталон”. А в 2021-м к длине колесной базы школьных автобусов “Эталон”. Сами претензии по размерам автобусов внезапно возникали накануне очередного тендера. И это при том, что они имеют все необходимые сертификаты соответствия для данного вида транспорта. А значит - школьные автобусы “Эталон” соответствуют всем государственным требованиям и прошли все необходимые испытания. Более того, они эксплуатируются уже годами во всех областях Украины, но вдруг, у чиновников возникает желание прописать в условиях тендера новые показатели длины колесной базы (растояние между центрами передней и задней оси).
В то же время, как сообщила AUTO-Consulting госпожа Бачурина, тендерные условия один в один соответствовали, и словно специально прописывались под школьные автобусы “Атаман”. А автобусы “Эталон” до тендера по этим техническим причинам автоматически не допускаются. Совпадение? Свежий пример - тендер в Полтавской области, где среди технических условий - колесная база. У автобусов “Эталон” она на 100 мм меньше, чем требуется.
По данным “Эталона”, за 3 года, в 170 тендерах при помощи таких условий, как определенная высота, ширина или колесная база, прошли и победили только автобусы “Атаман”. В связи с этим, Корпорация “Эталон” обратилась в Антимонопольный комитет Украины.
«Черниговский автозавод» завершает разработку электробуса с динамической подзарядкой и городского автобуса Евро-6
Также в “Эталоне” предлагается упростить государственную систему закупок Prozorro. Для этого, надо на законодательном уровне унифицировать ее таким образом, чтобы участник готовил минимальное количество необходимых документов. А технические требования к предмету закупки были основаны на нормативных документах (ГОСТ, сертификат, приказы и регламенты Министерств и т.д.).
В заключение Владимир Бутко сказал, что своих производителей защищают все страны. Ведь это - и налоги, и рабочие места, и инвестиции в развитие экономики. Корпорация “Эталон” не требует для себя каких-то льгот или особых преференций. Речь идет только о равных и справедливых условиях участия в тендерах. И главная цель пресс-конференции в УНИАН, чтобы это услышали те государственные люди, которые формируют государственную политику в вопросах закупок.
В Украине появился еще один производитель низкопольных 12-метровых автобусов
|