Спад продаж новых автомобилей в Европе поставил перед автопроизводителями новые проблемы: им просто некуда девать такое количество автомобилей. Даже превентивные меры по сокращению производства, которые еще в конце 2011 года начали осуществлять на многих автозаводах, не помогают. Спад оказался намного масштабнее, чем ожидалось. AUTO-Consulting уже сообщал, что в августе на европейском рынке дилеры испытали настоящий шок. Сбыт в отдельных странах откатился на 40 лет назад, напомнив трейдерам сколько покупали авто в далекие 50-е. Шутка ли, в ЕС сейчас продают 720 тыс. автомобилей в месяц, когда еще несколько лет назад реализовывали по 1,3-1,4 млн. авто ежемесячно. |
Такой масштабный спад уже поставил на грань выживания даже автомобильные империи. Заговорили о закрытии заводов FIAT в Италии, Opel в Германии, Peugeot-Citroen во Франции, не так громко, но уже размышляют о сокращениях Ford и Renault-Nissan.
Глава Fiat: За всю свою жизнь я никогда не видел таких низких показателей продаж
На этом фоне островком благополучия пока выглядит Volkswagen Group. Брэнды концерна один за другим штампуют рекорды продаж, а по итогам 8 месяцев Volkswagen Group единственная из крупных «игроков» европейского рынка в плюсах (+0,5%), даже не смотря на небольшой спад в реализации самого Volkswagen (-2%). Увы, «народный автомобиль» играет в масс-маркете и подвержен общим тенденциям рынка, но на фоне обвала конкурентов с двухзначными показателями, немцы выглядят пока очень неплохо.
В чем же секрет Volkswagen? Как ему удалось так сохранить продажи в глубокий кризис? Если абстрогироваться от сугубо технических отличий Volkswagen от конкурентов, а сконцентрироваться только на бизнесе, то секреты скрыты в охвате рынков. В то время, как FIAT, PSA, Renault и др., имеют очень сильные позиции на домашних рынках, но иногда «провисают» на каких-то других, то у Volkswagen позиции сильны практически на всех ключевых рынках Европы. Это позволяет ему нивелировать последствия спада в какой-то отдельной зоне ЕС.
Глава АвтоВАЗа: В ближайшие пять лет "АвтоВАЗ" займет 40% российского рынка авто
А вот другой брэнд VW Group – SEAT, даже не смотря на то, что управляется немецким менеджментом, все же имеет ярко выраженную зональность сбыта. И результат не заставил себя ждать. Вслед за обвалами рынков Испании, Португалии, Италии, и сбыт Seat упал за 8 месяцев на 15%.
Практически каждый из ключевых «игроков» европейского рынка по итогам 8 месяцев 2012 года уже в минусе на 100 тыс. автомобилей, а год еще не закончился. Как отмечает AUTO-Consulting, такой спад означает, что у каждого производителя минимум по одному заводу в ЕС в 2012 году оказались как бы лишними. У всех, кроме Volkswagen.
Глава BMW: Автопром стоит перед лицом гигантских вызовов
Какое будущее ждет Peugeot в Украине
Довольно неплохо пока справляются с кризисом и остальные немцы: BMW и Daimler. И даже не смотря на приличный спад у BMW в августе, по итогам 8 месяцев объемы производства упали не так критично.
На фоне существенного падения масс-маркета в ЕС, Hyundai-Kia выглядит очень неплохо. Только за август KIA увеличила сбыт в Европе на 12%, а за 8 месяцев оба бренда в ЕС идут с ростом (+10 и +23%). Пока корейцы не делают особой погоды на европейском рынке, но их амбиции уже начали волновать французских автопроизводителей. Министр торговли Франции даже обмолвился об антидемпинговом расследовании против корейских брэндов, которые дескать продают в Европе авто по ценам ниже, чем у себя в Корее. Пока эта инициатива не получила продолжения, но французов здесь явно будет поддерживать и FIAT, который начал испытывать огромные проблемы со сбытом после охлаждения рынка Италии сразу на 20% в августе.
Самые успешные и провальные премьеры полугодия
Августовский спад стал «холодным душем» для многих операторов, но есть вероятность, что это еще не последний антирекорд. Экономический кризис в ЕС еще далек от разрешения, а программы по экономии становятся все жестче. Достаточно посмотреть на показатели рынка Греции и Португалии, чтобы понимать что будет в других странах, где начнут «закручивать гайки».
В августе украинский авторынок занял 12-е место в Европе
Тяжелое положение в отрасли активизировало и процессы по продаже убыточных марок. Крупнейшим покупателем именитых, но бедных брэндов опять-таки считают Volkswagen. Глава VW Group недавно вновь дал понять, что не против выкупить итальянскую Alfa Romeo, а возможно и De Tomaso. Сержио Маркионне тут же жестко отреагировал: «Alfa Romeo – не продается». Но немцы умеют ждать и у них есть время. Сержио Маркионне пару лет назад обещал, что к 2014 году Alfa Romeo будет выпускать 500 тыс. авто в год и будет прибыльной. Но позже день триумфа начали переносить, а новый стратегический план обещают презентовать в октябре. Тем временем, сбыт Alfa скотился до неприличных 4 тыс. штук в месяц по всей Европе. И возможно, сейчас на предложение немцев, в FIAT уже не будут так категоричны.
Новые вызовы, с которыми столкнулся автомобильный рынок Украины
|