Вход в музей украшает «водопад» из автомобилей. Сразу понимаешь, что это совсем не цеха шерстяной фабрики братьев Шлюмпф, несмотря на скучноватый промышленный со стороны городской улицы фасад. Такие же летящие авто и внутри, за большой стеклянной стеной. Точнее – они пролетают сквозь эту стену наружу, на свободу. Полет истории, полет инженерной мысли, полет мечтаний людей сделать идеальный автомобиль. Такая аллегория просматривается в этих летящих машинах. Но увидев экспозицию понимаешь: это не аллегория. Все это есть здесь – в музее.
История его создания достаточно запутанная. Промышленники братья Фриц и Ганс Шлюмпф успешно вели бизнес по производству и продаже шерсти. А потом Фриц увлекся автогонками и в 1936 году купил себе Bugatti Type 35B, на котором выступал сам, и который положил начало его коллекции. Потом была война, и в 1957 братья приобрели фабрику по производству шерсти в Мюлузе, в помещении которой и находится сегодня музей.
Основную часть своей коллекции Фриц Шлюмпф собрал в 1961-1963 годах. Тогда на него работала целая тайная и разветвленная сеть агентов по поиску и скупке раритетных старинных авто. В это время было приобретено более 200 (!) машин. Причем, Фриц покупал только сливки европейских марок, отклоняя предложения американских автомобилей. Об увлечении Шлюмпфа коллекционированием авто мало кто знал до 1965 года. Он хранил свои бесценные покупки на складе все той же фабрики. И только в 1966 году Фриц Шлюмпф начал готовить свою коллекцию к показу. Целых 10 лет велись восстановительные работы по автомобилям и реконструкции помещения фабрики под выставочный комплекс. На это было потрачено около 12 миллионов франков. А когда все уже было готово, дела братьев стали идти плохо. Их атаковали кредиторы, а в 1976 году на фабрике началась забастовка и братья Шлюмпф бежали в родную Швейцарию.
К счастью, в 1978 году коллекцию авто признали историческим памятником. Поэтому, не смотря на банкротство Шлюмпф, автомобили для расплаты с кредиторами продавать частным лицам запретили. В 1980 году коллекцию за 44 миллиона франков (6 миллионов евро) приобрела Национальная ассоциация автомобильных музеев. Хотя, сама коллекция, конечно же, стоит больше. Один Bugatti Type 41 Royale оценивают сегодня в 12 миллионов евро. А таких машин в коллекции целых два.
После модернизации в 2000 году, Motor Museum - Schlumpf Collection вновь открыли, но уже, как самый большой в мире автомобильный музей. Более полутысячи раритетных авто! Каждый из которых был целым событием в свое время.
Бал звезд
Открывает экспозицию коллекция фигурок, которые с конца поза прошлого ХIХ века украшали капоты машин. Их называли маскотами. Первые миниатюры в Мюлузе датированы 1840 годом. Эти маскоты почти, как японские нэцке, создавались известными скульпторами своего времени. А уж владельцы авто (понятно – люди не бедные) изощрялись, как могли. Это сейчас на капотах эмблемы производителей. В прошлом веке маскоты были, как родовые гербы и воплощали какие-то личные качества и симпатии владельцев авто. Тут и черепахи, и лягушки, и слоны, и зайцы, и кабаны, и свиньи, и бульдоги, и обезьяны, и жирафы, и мухи, и улитки, и бабочки. Из меди, серебра, стали и даже хрусталя с подсветкой. В общем – на любой вкус, а точнее сказать – каприз.
Но фигурки - это только салатик для активизации автомобильного аппетита. Пройдя по достаточно длинному полутемному подвесному мостику, соединяющему цеха фабрики, вы попадаете в ангар с гравийным полом и зеркальными стенами, в котором в несколько рядов «до самого горизонта» стоят автомобили. Многие коллеги-журналисты, честно сознавались, что всю жизнь мечтали сюда попасть, чтобы увидеть эти раритеты. Здесь вы будто на балу звезд. Ведь каждый экспонат – звезда. И это без всяких преувеличений.
Главный зал площадью 17 000 м2 освещают 800 чугунных уличных фонарей. Точно таких же, как на мосту Александра III в Париже. Автомобили стоят на нескольких улицах, прогулявшись по которым, можно, как в Машине Времени, пройти путь от первых авто до раритетов наших дней. AUTO-Consulting посчастливилось также пройти по этим улочкам. И хоть передать атмосферу этого места интернет и не позволит, но все же …приглашаем и наших читателей заглянуть в этот мир.
Среди раритетной старины Peugeot Phaetonnet Type 8, на котором прогуливались в 1893 году. 2 цилиндра, 3 лошадиные силы, максимальная скорость 20 км/ч. По форме кузова – типичная открытая карета, у которой где-то потерялась лошадь. Точнее – тройка лошадей. И сделано это чудо на заводе Daimler, где Peugeot, как крупная солидная компания, размещал в то время свои заказы. Между прочим, детали подвески у Type 8 кованные, а панели кузова - расписаны вручную.
Стоящий неподалеку Peugeot с романтическим названием типа кузова Vis-a-Vis Type 3 1894 года имел 2 цилиндра, пол литра объема, 2 л.с. и «максималку» в 20 км/ч. По большому счету, даже трудно разобрать, где у этой пролетки перед. А какой руль! Можно представить себе, как эта самоходная повозка управлялась. Особенно, если учесть, что спереди, лицом к водителю (и почти полностью перекрывая ему обзор вперед) сидели двое пассажиров. Умилительно выглядит и откидная полка багажника на цепочке. Или это место впередсмотрящего? К слову, именно Peugeot Type 3 описывала в одном из своих романов Жорж Санд. И хвалила его за комфорт. А откидную полочку использовали, как столик, когда машина ломалась. Это был повод перекусить в дороге.
К слову, тип кузова Vis-a-vis (когда пассажиры и водитель сидели лицом друг к другу), но Type Victoria в 1894 году выпускал и сам Benz под собственной маркой. Карл Бенц действительно использовал переделанную конную повозку. На таком 1-цилиндровом авто мощностью 3 л.с. барон Либих совершил путешествие протяженностью 2500 км! Его средняя скорость составила 13,5 км/ч, а среднее потребление топлива – 6,5 л/100 км. Но главное, что Карл Бенц впервые стал применять горизонтальное расположение двигателя.
Дизайн кузова первых автомобилей Benz впечатлял не меньше, чем технические решения. Авто напоминали тележки для продажи мороженного. Под светлым тканевым балдахином, но зато с почти современным рулем, напоминающим вентиль на трубе какого-нибудь газопровода, где баранку украшает рукоятка для удобства вращения. Когда-то мода на такие крутилки была у современных водителей маршруток. Таков Benz Phaeton Type Velo 1896 года. Он имел 1 цилиндр, полтора коня мощности и разгонялся до максимальных 20 км/ч. Жена Карла Бенца проехала на этом авто целых 100 км, чем подтвердила абсолютную надежность его конструкции.
Совсем другое дело 2-местный кабриолет Mercedes-Benz Sport 720SSK 1929 года, стоящий на соседней улице. Он рекордсмен скорости и мощи для своего времени. С 235-сильным и это в 1929 году! 6-цилиндровым мотором 720 SSK способен разогнаться до 225 км/ч! Даже по пропорциям кузова видно, что этим показателям отдано все. Тесные 2 места, практически никакого багажника, только ящик для инструмента и мелкой поклажи на подножке.
Как показывает коллекция, названия моделей в то время выдумывать особо не умели. Но машинки делали резвые даже по виду. В Мюлузе можно увидеть прародителя современного юркого хэтчбека Peugeot 208,– динамичный кабриолет Peugeot Type 172 1923 года. С мотором в 10 лошадиных сил он бодро ехал 60 км/ч. И уже тогда Peugeot предлагал аксессуары на выбор. Широкий выбор на любой вкус. 172-й, в зависимости от комплектации, стоил от 7700 до 11300 франков.
Человеку не очень глубоко знакомому с автомобильной историей, музей в Мюлузе поможет сделать много открытий. В том числе, и среди ныне напрочь забытых автомобильных имен. Кто сейчас вспомнит об автомобильной марке Jacquot, выпускавшей в конце XIX века (1878 г) автомобили с паровым двигателем. Фактически – паровозы.
Или французскую автомобильную марку Tracta. Ее стремительный синий кабриолет Type El 1930 года очень напоминает Morgan. С моторчиком в 52 л.с. кабриолет разгонялся до 120 км/ч. Эту марку в 1926 году основал Жан-Альбер Грегуар. Дизайн кузова делал Анри Шапрон, под капотом – американский двигатель Continental. Tracta в 30-е годы прошлого века участвовала в 24-х гонках на выживание в Ле-Мане.
Мало кто вспомнит сегодня милое французское купе мультяшного вида Alart. В 1951 году его построил Марсель Аларт на шасси Simca. Не смотря на смешной «головастый» дизайн и всего 72 л.с., Alart способен развивать скорость в 160 км/ч.
Очень актуально сегодня выглядит трехколесное произведение забытой компании Scott с 2-цилиндровым мотором мощностью 12 л.с. Трицикл может развивать скорость в 80 км/ч. Причем, его создатель Альфред Скотт, называл свое произведение не 3-колесным мотоциклом, а 2-местным кабриолетом. Идеальное средство передвижения для переполненных городов, выпущенное почти сотню лет назад - в 1926 году.
Прямая противоположность, стоящий на соседней улице кабриолет Horch 670 1932 года – это фактически симфония в металле. 6-литровый мотор, 12 цилиндров, 120 л.с. и 140 км/ч, которые едешь будто по рельсам. Черный с вишневым лак кузова, хромированные сверкающие фары и органная радиаторная решетка. Само великолепие!
А Mercedes-Benz 300 SC 1956 года! Тот самый, который прозвали Аденауэр. Один из самых больших и самых престижны автомобилей 50-х годов прошлого века. И дело совсем не в 6 цилиндрах 175 л.с. и максимальных 180 км/ч скорости. Какие формы.
Как назло (с точки зрения фотографирования), в зале самых дорогих автомобилей приглушенное освещение. Они, как бриллианты в сокровищнице, поблескивают в полумраке, что в целом, соответствует действительности. Ведь в Мюлузском музее два самых дорогих Bugatti Royal Type 41. И масса других редчайших и красивейших экземпляров автомобильного искусства.
О мюлузской коллекции Bugatti AUTO-Consulting расскажет отдельно. Она того стоит. И в прямом, и в переносном смысле.
Среди экспонатов «алмазного фонда» Isotta-Fraschini Type 8A 1928 года. Длинный кузов незаурядного миланского дизайна, который превращается в кабриолет. Он окрашен в вызывающий розово-красный цвет и уже сам по себе произведение искусства. Под капотом - 8-цилиндровый мотор мощностью 120 л.с., разгонявший эту громадину до 130 км/ч. Все-таки братья Шлюмпф были большими эстетами.
Mercedes-Benz 710 SS Cabriolet 1929 года по окрасу тоже напоминает «Изотту». Нестандартные для серьезного «Мерса» красный с черным и золотом сочетания цветов, сбивают с толку. Какая-то русская хохлома. Его сделал знаменитый кузовной мастер Jaques Saoutchik, или попросту Яков Савчук – русский а судя по фамилии, скорее украинский эмигрант. Техническая начинка мерседесовская – 6 цилиндров, 200 лошадей, 185 км/ч максимальной скорости.
В зале гоночных автомобилей стены оклеены обоями с изображением трибун. Будто вы на настоящих соревнованиях и у собранных здесь синих болидов Bugatti с застегнутыми ремнями капотами или у красных Alfa Romeo в форме ракеты, вот-вот заревут моторы. Гоночная Alfa Romeo 8C 2,9B 1938 года имела 200-сильный 8-цилиндровый мотор и разгонялась до максимальных 185 км/ч. Рев был соответствующий.
Хороша и Alfa-Romeo Rodster 8C, тоже пожарного цвета. Она разгоняется до 190 км/ч, что совсем немало для 1933 года. Автомобиль для эксклюзивных клиентов делали на фабрике под названием Superleggera. Ничего не напоминает?
Почти гражданская, но спортивная 2-местная Alfa-Romeo Sport C52 1953 года – итальянская красавица-кабриолет, способная разгоняться до 200 км/ч. Недаром, эту форму кузова называли «летающей тарелкой».
А красный гоночный Maserati! В Мюлузе находится знаменитый Sport 300S 1955 года, который разгонялся до 280 км/ч! Он разработан конструкторами Ferrari.
Еще один 2-местный красный спортивный Maserati Sport 2000 1930 года выпуска, до середины 60-х годов прошлого века разъезжал по Берну. Пока, какой-то любопытный полисмен не остановил его, чтобы заглянуть под капот и установить, какая это марка гоняет без эмблемы. Там рычал 155-сильный 8-цилиндровый мотор Maserati, спокойно разгонявший кабриолет до 180 км/ч.
По одному виду Panhard-Levassor 35 CV 1926 года тоже видно, что это мощный и быстрый зверь. Под длинным сигарообразным черным лакированным капотом 8-цилиндровый мотор мощностью 290 л.с. В 1934 году Джорж Айстон установил на этом авто рекорд скорости в 214,064 км/ч.
Рядом тоже не медленный – знаменитый серебристый Mercedes-Benz 300 SLR 1955 года со смешным зеркалом заднего вида на «стебельке». Это лидер не менее знаменитых 24-часовых гонках Ле Мана. Мотор в 300 лошадок разгонял 300 SLR до 300 км/ч.
Естественно, есть в Мюлузе и гражданская версия этого авто – знаменитое «Крыло Чайки» Mercedes-Benz 300 SL Gullwing. В редком для этой модели цвете слоновой кости. Почти, как теперешние такси в Берлине, многие из которых - тоже Mercedes-Benz. Эта модель была любимым личным автомобилем Фрица Шлюмпфа.
Среди диковинок коллекции - кабриолет Mercedes-Benz 170H 1937 года. Его можно запросто перепутать со знаменитым немецким народным «Жуком» VW Kafer. Если бы не трехлучевая звезда на капоте. По сути - это и есть один из вариантов будущего «Жука», разработанный Фердинандом Порше. И мотор совсем не мерседесовский – 1,6 л 38 л.с. В профиль чем-то напоминает даже нашего «горбатого» «Запорожца».
Прямая противоположность скромному «Мерсу» - умопомрачительная 4-местная ярко-красная Alfa-Romeo 8C 2.9A, выпущенная в 1936 году. Она просто притягивает. Под длиннющим капотом - 8-цилиндровый мотор мощностью 220 л.с. И такая же – 220 км/ч - максимальная скорость этой Alfa-Romeo. К слову, победившей в знаменитой 1000-мильной гонке Mille Miglia 1936 года.
Чем не диковинка – синий Ferrari 450 AM 1954 года с серебристой крышей. Редкий окрас. Но, типичные для Ferrari характеристики: 340 лошадей, 230 км/ч. Машину специально сделали для тогдашнего императора Вьетнама Бао Дай, который так любил Ferrari, что попросил прикрепить над эмблемой марки национальный герб своей страны.
Есть в Мюлузе и коллекция концептов. Да каких! Чего стоит космический кабриолет с безразмерным кузовом Arzens La Baleine (что означает – Кит) 1938 года. С мотором всего в 17 л.с. он мог, по легенде, разогнаться до 160 км/ч! На недавнем Франкфуртском автосалоне все восхищались Cadillac Elmirage, который внешне очень напоминает Arzens. Только 85 лет спустя…
Не меньшей диковинкой выглядит яйцеподобный Panhard-Lavassor Coach Dynavia 1948 года. 2-цилиндровый мотор мощностью 28 л.с. разгонял обтекаемый автомобиль до 130 км/ч. Но самое главное, что среднее потребление топлива у этого прототипа было всего 3,5 л/100 км.
Какой уважающий себя французский автомобильный музей не представит в своей коллекции «Богиню» - Citroen DS. В Мюлузе он тоже есть, но разумеется, не простой. Это DS 23 1973 года, принадлежавший Шарлю Де Голлю. Естественно, с фирменной ситроеновской гидропневмоподвеской, менявшей дорожный просвет (40 лет тому назад!). Не случайно именно эту модель выбрали для фантастического французского гангстера Фантомаса. Citroen DS для своего времени был настоящей фантастикой. Мотор - 141 л.с., максимальная скорость – 188 км/ч.
Совсем не слаб и Citroen Coupe SM 1971 года, построенный совместно с Maserati. Характеристики – соответствующие: 170 лошадей и максимальные 220 км/ч.
Почему пол в музейном зале гравийный, понимаешь, когда немного походишь между застывшими раритетами. Под некоторыми из них – пятна масла. Они живые, на ходу. А здесь стоят, чтобы передохнуть после гонок.
Каких гонок? Раз в год в Мюлузе устраивают парад раритетов, на который съезжаются автолюбители и автомобильные родственники музейных раритетов. А каждые выходные на треке – прямо на территории музея, устраивают шоу с участием 18 раритетных авто.
Этот трек был виден из музейного ресторана, где мы обедали. В какой-то момент оказалось, что многих посетителей «сдуло» с прикормленных мест. Оставив остывать блюда французской кухни, они прилипли к большим окнам, а некоторые - вышли на балкон. Прямо внизу по треку нарезал круги один из музейных экспонатов, напоминавший Delahaye 30-х годов прошлого века. Разминался после стоянки в музейном зале. И только один его вид стоил того, чтобы сюда приехать.
Киев-Мюлуз-Киев
Благодарим «Пежо Украина» за помощь в организации репортажа
Какие авто коллекционируют монархи. Спецрепортаж из гаража Князя Монако
|